Беседа в храме: притча о званых на брак сына царева. Мф. 22, 1–14
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Беседа в храме: давать или не давать подать кесарю?. Мф. 22, 15–22;

Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении. Мф. 22, 23–33;

Мф. 22, 34–40;

Вопрос Господа: Христос чей есть Сын?. Мф. 22, 41–46

Глава 23

Сведения о религиозных и политических партиях времен Христа*.

Обличение фарисеев и книжников (Мф.23:1-39)*.

Ответы Христа первосвященникам и книжникам и поучения в храме (Мф. 21:23- 23:39)*.

Глава 24

Пророчество о разрушении Иерусалима (Мф. 24:1-2)*.

Глава 25

о десяти девах (Мф. 25:1-13)*

 

Глава 26

Вечеря в доме Симона прокаженного (Мф. 26:6-13)*.

Предательство Иуды,

Лк. говорит, что Иуда предал Христа, потому что в него вошел сатана, а в Ин. указано, что причиной предательства было сребролюбие Иуды – то, что он крал деньги из денежного ящика. Поводом для предательства Иуды был инцидент в доме Симона Прокаженного, когда Господь одобрил поступок Марии, помазавшей Его ноги драгоценным миром. Иуда разгневался из-за потери огромной суммы денег – 300 динариев, которые он не смог украсть. Первосвященники дали Иуде тридцать сребренников – цену раба, и он за это обещал указать им место пребывания Иисуса вдали от народа. Тридцать сребренников – цена предсказанная пророком Захарией.

Предательство Иуды изменило планы первосвященников, которые планировали убить Иисуса втайне после Пасхи (они боялись гнева народа). Благодаря предательству Иуды Иисус был предан, отвержен, судим, унижен, распят, убит перед лицом не только всего населения Иерусалима и окрестностей, но и перед лицом миллионов паломников – перед лицом всего мира.

Мк. говорит, что предательство совершилось за два дня до Пасхи, то есть в среду.

Тайная вечеря,

Вечеря называется тайной потому, что ее место было неизвестным для всех, и открыто ученикам чудесным образом (указал мужчина с водоносом), ради Иуды, дабы его предательство не помешало совершению пасхи. Господь с учениками сперва совершил еврейскую (законную) пасху (об этом более подробно говорит Лк.), а затем совершил новозаветное священнодействие – подал ученикам Хлеб Сей и Чашу Сию - Свои Тело и Кровь, дав заповедь разделить их между собой, и есть их всем. В этом священнодействии можно выделить такие элементы как 1. благодарение Отцу, 2. благословение (призывание) и воспоминание Иисуса (Его Самого, а не событий +египетской пасхи, потому что христианская Пасха – это не событие, а личность).

Использование частиц «Сей» и «Сея» - указание на реальное преложение хлеба и чаши в реальные, а не символические, Тело и Кровь Христовы.

«Воспоминание» - означает не «дидактическую сценку» для оживления памяти, но реальное прикосновение к тому, что происходит вне времени – прикосновение к божескому естеству.

 

Перед совершением пасхи, в связи со спором о том, кто из учеников больше (спор о старшинстве), Господь совершил умовение ног учеников, дав заповедь о смирении.

Во время совершения Тайной вечери Господь указал на предательство одного из учеников и на самого предателя (куском из солила, и словами: «Ты сказал»). 

Также Господь произносит наставление о старшинстве, в котором Господь указывает на особое служение апостолов (и их приемников?), притчу о решете и зернах, предсказывает отречение Симона-Петра и рассеяние учеников.

прощальная беседа, первосвященническая молитва (Мф. 26:1-35)**.

Моление о Чаше (Мф. 26:36-46)*.

События в Гефсиманском саду (Мф. 26:47-56)[2]**.

Господь, встав от молитвы («моление о Чаше»), последний раз предсказывает приближение предателя и людей, ищущих Его, посланных от первосвященников.

Первосвященники послали за Христом огромное количество воинов (целую когорту = спиру – более 500 человек). Они были вооружены и имели фонари и светильники, чтобы обшарить все углы сада, на который указал Иуда.

Иисус, вместо того, чтобы удалиться от этих людей, выходит к ним навстречу, и Сам отдает Себя в их руки. Ин. описывает загадочный эпизод: вержение на землю воинов при словах «это Я». Есть предположение, что это было чудо, напоминающее ослепление содомлян, которое совершилось ради явления власти Христа и силы Его добровольного выбора (по любви), что воины не имели над Ним власти кроме той, которую Он Сам им дал. Однако есть предположение, что это было только психологической реакцией – неожиданностью и замешательством, которое и разрешил Иуда, который подойдя приветствовал Иисуса словами: «Радуйся, Равви», и поцеловал Его. Это приветствие и поцелуй были знаком для воинов. И снова Господь являет Свою свободу, показав, что Он знает мысли Иуды: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?». Эти же слова были последней попыткой исправить Иуду.

Большое количество воинов было взято ради опасения первосвященников, что ученики окажут сопротивление. Однако единственным намеком на сопротивление было отрезанное правое ухо раба по имени Малх (это сделал Петр). Господь запрещает препятствовать воинам «вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» и исцеляет ухо Малха. +

Господь последний раз укоряет народ, воинов и первосвященников. После этого ученики Христовы разбежались. Издали за Христом следовали Симон-Петр и Иоанн, а также некий юноша в покрывале (Мк?).

Иисус Христос перед судом синедриона (Мф. 26:57-68)[3]*,

Во времена Христа различался Малый и Великий синедрион. И тот, и другой возглавлял первосвященник. Малый синедрион состоял из особо доверенных и единмысленных первосвященнику священников, книжников и старейшин. Великий синедрион состоял из 71 человека. По тексту Евангелия мы видим, что ночью (начало Пятницы) совершилось предварительное осуждение, которое подтвердило расширенное собрание утром пятницы (в Первом часу – на рассвете). По всей видимости, второе (утреннее) собрание было Великим Синедрионом (Мк 15.1) а первое (ночное) – Малым.

 

Заседанию Малого синедриона предшествовало «расследование» у первосвященника Анны. Анна (Онан) был тестем действующего первосвященника Иосифа Каиафы, и они оба жили в одном доме (с одной оградой, одним двором, но с разными входами в дома). Анна за свои националистические и антиримские убеждения был отстранен Римом от архиерейства, однако был особо уважаем в среде книжников и фарисеев.

Анна пытается коварством завлечь Иисуса в ловушку – он подсказывает Ему ответы на допросе, по которым Иисуса могли осудить как мятежника и главу мятежной шайки. Господь отверг обвинение в какой-либо деятельности за спиной властей.

Анна, не смогши составить обвинительного приговора, оставляет Иисуса в узах (знак того, что он считает Его виновным – нонсенс в том, что по иудейскому праву Анна обязан был высказать свое мнение – в чем именно виновен Иисус, чего он не сделал, потому что не смог).+

На суде Каиафы: свидетелями против Иисуса были некие лжесвидетели (два – по Закону), которые приносили совершенно негодные обвинения, которые показались неосновательными даже для синедриона, искавшего убить Иисуса. Например, они передавали искаженные слова Иисуса, что Он якобы планировал разрушить храм в Иерусалиме.

Каиафа увидев, что нет ни одного обвинителя, приступает к тому, что входит в его должность первосвященника по Закону – испытывать пророков. И он сам требует исповедания от Иисуса под заклятием (клятвой = присягой): «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Ты ли Христос, Сын Благословенного?». Тогда Господь отвечает ему: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Это слова Псалма 109:1, в котором Мессия изображается сидящим одесную Бога, а также слова Даниила 7:13-14 о Мессии, как о «Сыне Человеческом», грядущем на облаках небесных.

Все люди (и грешники тоже) увидят Сына Человеческого, идущего с Неба (по воздуху) на Страшный Суд, чтобы склониться перед Ним, сидящем на престоле «одесную силы».

 

Эти слова Каиафа объявил богохульством и осудил Иисуса на смерть. Тут же начались унижения Иисуса.

Отречение Петра (Мф. 26:69-75)*.

Глава 27

Суд у Пилата и Ирода (Мф. 27:2-31)[4]**.

Иудеи по Римским законам не имели права объявлять смертный приговор, поэтому они передают Иисуса на суд прокуратора. Они привели Иисуса к судилищному месту – вне дома правителя. Каменный портик, возвышенное место – Лифостротон.

Начало суда у Пилата.

Иудеи боятся расследования, и поэтому настаивают на том, чтобы Пилат только утвердил их приговор «если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе», зная, что вины на Иисусе никакой нет.+

Пилат же пытается проводить независимый суд и расследование: выясняет вину Иисуса со слов обвинителей и из Его собственных уст. На обвинения иудеев (в мятеже, препятствии подати и во многом другом, о чем Евангелие не говорит) Иисус ничего не ответил. Потому что Он знал конец этого суда.

 

Пилат удивился, что иудеи обвиняют Иисуса в мятеже против Рима, потому что иудеи всегда были противниками Рима, и, если бы Иисус действительно был мятежником, то иудеи Его не выдали бы.

Пилат, выслушав иудеев, отводит Иисуса в преторию для дальнейшего допроса.

 

Начинается разговор о царстве Иисуса: «Ты Царь Иудейский?» Иисус уточняет, что Пилат имеет в виду под этим вопросом: «от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» То есть, в каком смысле Царства ты спрашиваешь: иудейском (как у пророков) или римском? О духовном смысле или о политическом?

Когда Пилат сказал, что ему не интересны иудейские верования, а только дела против римского закона, тогда Иисус ответил: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда», то есть царство Иисуса – это не политическая организация.

Пилат успокоился по поводу Иисуса, но уточняет: «итак Ты Царь?» Иисус отвечал: да, сказанное тобою верно - «ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего».

Пилат вышел на двор, объявив, что не находит в Иисусе вины. Это вызвало яростное обвинение со стороны иудеев, на что Иисус молчал. Пилат удивился такой настойчивости и злобе. Услышав же о Галилее (иудеи обвиняли, что мятеж +распространился на соседнюю область), Пилат отправляет Иисуса к Ироду.

Суд Ирода:

Ирод слышал об Иисусе, и думал, что Он – это Иоанн Предтеча. Кроме того Ирод хотел увидеть от Иисуса какое-нибудь чудо (фокус) или любопытное «пророчество», как от гадалки или астролога. Но Иисус не проронил на суде Ирода ни единого слова. Тогда Ирод в знак невиновности Иисуса одел Его в белую (светлую) одежду. Это было не только исповеданием невиновности Иисуса, но и злая шутка со стороны Ирода, потому что в белую одежду (кандиду) римляне одевали кандидата на какую-то высокую (напр, царскую) должность. Злая шутка оказалась правдой.

 

Усилия Пилата отпустить Господа:

Пилат ощущает укоры совести и видит, что Иисус невиновен. Кроме того, его жена (Клавдия Прокула – по преданию) просит Пилата отпустить Иисуса (она видела сон об Иисусе и свои страдания ради Него).

Для того, чтобы отпустить Иисуса, Пилат решает наказать Его «легко» - за «возмущение и оскорбление народа». Пилат осуждает Иисуса на бичевание. Перед бичеванием Иисус оказался среди солдат, которые решили оскорбить ненавистного еврея (солдаты постоянно воевали против мятежников», так как в то время действовало жестокое движение сикариев-душителей, и ненавидели любого, кто попадал к ним в руки с обвинением в мятеже: «сепар-террорист).

Иисуса одели в солдатскую багряницу (намек на языческие сатурналии) и венец (шлем) из терния. Они шутовски кланялись Иисусу, бия Его по венцу палкой (тростью), чтобы шипы сильнее впивались в голову.

После этого Иисуса предали на бичевание скорпионами (кожаными кнутами с металлическими остриями). Скорпионы отрывают от тела большие куски мяса, так что после бичевания многие люди умирали. Такое наказание легким мог посчитать только Пилат.+

Пилат, бичевав Иисуса, собрал жителей Иерусалима. Он надеялся, что народ будет против приговора синедриона, который (как все знали) был произнесен коварно, подспудно и по зависти. Пилат надеялся, что «глас народа» (демократия) честнее коварства олигархии. Кроме того на пасху римляне всегда освобождали одного узника (тогда в темнице осуждения на смерть ждал некто Варавва, по всей видимости, - сикарий – убийца). Пилат надеялся, что народ проявит сострадание к избитому человеку (Пилат произносит - «Се – Человек», Он – брат ваш, пожалейте Его).

Однако произошло противоположное. Народ, веривший в Иисуса, как в Чудотворца, Праведника и вероятного Мессию (царя народа и победителя врагов), увидел Его униженного, оплеванного, израненного, бесславного, и … разочаровался. Они возненавидели Его за свои оплеванные и униженные надежды на славу и политическое величие. Увидев Иисуса окровавленного и растерзанного в руках язычников, они последний раз (в ярости) кричат, что им такой царь не нужен.

 Пилат уточняет, за что же Иисуса хотя распять? Первосвященники ответили, что за то объявление Себя Сыном Божиим.

Тогда между Иисусом и Пилатом происходит разговор (по языческим мифам боги иногда ходили среди людей, и Пилат испугался), но Иисус ничего не ответил на вопрос: «откуда Ты?». На возражения Пилата Иисус ответил: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе».

Пилат снова вышел к народу со словами, что Иисуса нужно отпустить. Однако на этот раз в дело вступают архиереи и книжники. Они намекают Пилату, что подадут жалобу императору за то, что Пилат хочет помиловать самозванца, назвавшего Себя Царем, то есть что одним этим именем Иисус стал личным врагом кесаря, и они пообещали, что эту ответственность с Иисусом Пилат тоже разделит. «Нет у нас царя, кроме кесаря», «всякий, кто называет себя царем – враг кесарю». Пилат испугался.+

Тогда Пилат умыл руки, и предал Иисуса на распятие.

 

Крестные страдания, смерть,

45а. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. 

Шествие на Голгофу. После осуждения Иисуса на смерть, воины, уничижив Его, повели на Голгофу. Уже в воротах города они вынуждены были заставить некоего Симона Киринеянина нести (вместо Него) Крест. Существует предположение, что Господь после бичевания не мог нести Его Сам.

За Иисусом шло множество народи и женщин, которые скорбели о Нем. Иисус сказал им: «дочери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?»

С Иисусом на распятие вели двух злодеев, которых затем распяли справа и слева от Иисуса. Эти разбойники, вероятнее всего, были товарищами Вараввы. Распятие должно было произойти на Голгофе (Лобном месте) к северо-западу от города. Существует версия, что причина такого названия в том, что Голгофа - это место погребения Адама.

Распятие Господа: придя на Голгофу Иисусу давали пить уксус, смешанный с желчью (вино со смирною) – напиток, который имел одурманивающий эффект. Его готовили ради сострадания к казнимым. Однако Господь отказался от него (не хотел пить). Воины разделили одежду и хитон (талит) Иисуса по жребию.

Над головою Иисуса воины повесили надпись (на трех языка: евр, грч, лат): «Сей есть Иисус Назарей, Царь Иудейский» «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф), «Царь Иудейский» (Мк), «Сей есть Царь Иудейский» (Лк), «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин).

При этом народ и особенно первосвященники хулили Христа. В этом хулении участвовали оба разбойника.

Распятие (вознесение на Крест) произошло в шестом часу (в полдень). Это было время совершения ежедневной вечерней +жертвы (начала жертвоприношения, которое длилось некоторое время).

Во время Голгофских страданий Господь произносит семь слов:

1. первое — молитва о распинателях «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». После этой молитвы мнение об Иисусе разбойника, распятого справа, изменилось, и он, перестав хулить Иисуса, начинает унимать своего товарища: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал», а затем обратился к Иисусу с просьбой: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!».

2. после этого Иисус произносит Второе слово со Креста — к благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». То есть Господь обещает, что уже сегодня (в Пятницу) Благоразумный разбойник будет с Ним в раю.

 

Когда солнце минует полдень, сразу же за ежедневной храмовой жертвой 14 нисана начинают совершать Пасху (резать пасхального агнца). Поэтому «благочестивые» иудеи перестали хулить Христа, и удалились для своего праздника. Тогда ко Кресту приступает Мать с апостолом Иоанном (а также Мария Клеопова и Мария Магдалина). Тогда Господь произносит Третье слово — к Матери Божией и Иоанну: «Жено! се, сын Твой. Се, Матерь твоя!» С этого момента Богородица – Матерь для всех учеников Христовых.

 

Христос был распят в полдень. Во время Его распятия началась тьма по всей земле. До часа девятого (время смерти Иисуса) – то есть до 15.00 на небе стояла тьма. Это было знак «легитимации», который обещал Господь, когда евреи требовали знамени с неба, чтобы удостовериться в Его мессианском достоинстве (Иисус пообещал, что, «когда вознесете Меня, тогда узнаете, что это Я», то есть получите знамение с неба). Эта тьма была предсказана пр. Захарией.+

 

Смерть Иисуса:

В девятом часу Иисус громко воскликнул: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (четвертое слово)

Значение этих слов объясняет притча о Потерянной овце и Блудном сыне. Притча о блудном сыне объясняет – куда попал Адам после грехопадения (в страну далекую, там, где нет Бога, зато есть голод великий – богооставленности). А притча о пропавшей овце говорит, что Спасителю придется спуститься с горы, чтобы искать пропавшую овцу (человека) в этой стране далекой.

Отец со Своим Сыном никогда не разлучаются, потому что Они суть едино, Отец в Сыне, а Сын в Отце всегда. Но по человеческой природе (а она не смешивается, хотя и не разлучается, с божественной), Сын Человеческий способен войти в страну далекую – в состояние богооставленности. То есть притча о Блудном сыне исполняется иначе – Сам отец (Бог – Спаситель) идет искать блудного сына в страну далекую.

 

Пятое слово: «жажду!»

Тогда один из воинов взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить.

 

Шестое слово: «совершилось» (Ин). Его Господь произнес, вкусив уксуса. Совершилось дело Мессии, предопределенное в Совете Божием, - совершилось искупление человеческого рода и примирения его с Богом через смерть Мессии.

 

Седьмое слово: «Отче! в руце Твои предаю Дух Мой» (Лк)

В этих словах проявилась власть Господа над смертью: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Иоан.10:17,18).

 

После смерти Иисуса завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу (в Давир вошел свет – это было знаком разрушения +«средостения» между небом и землей, завершением Ветхого завета); и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Исповедание сотника произошло перед лицом знамений: «истинно человек этот был праведник, истинно Человек Сей был Сын Божий». (по преданию – имя сотника – Лонгин).

погребение Иисуса Христа (Мф. 27:31-66)**.

Глава 28

События первого воскресного дня (Мф. 28:1-15)*.

Явление воскресшего Христа в Галилее (Мф. 28:16-20)*

Евангелие от Марка

Сведения о Евангелии от Марка**.

Глава 1

Явление и деятельность Иоанна Крестителя (Мк. 1:1-8)**.

Крещение Иисуса Христа (Мк. 1:9-11)**

искушение в пустыне (Мк. 1:12-13)**.

Возвращение Христа в Галилею (Мк. 1:14)*,

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Разделение евангельских притчей на периоды. Притчи о сеятеле (Мк. 4:1-20)*

Глава 5

Исцеление кровоточивой женщины. Воскрешение дочери Иаира (Мк. 5:21-43)*.

Глава 6

смерть Иоанна Крестителя (Мк. 6:14-29)*.

Послание 12 апостолов на проповедь (Мк. 6:6-13)**

Чудесное насыщение 5000 человек (Мк. 6:31-44)**,

Глава 7

Глава 8

Исповедание апостола Петра (Мк. 8:27-30)*.

Учение о крестном пути (Мк. 8:31-9:1)**,

Глава 9

Преображение Господне (Мк. 9:2-13)**.

Наставление Иисуса Христа ученикам о смирении, любви и милосердии (Мк. 9:33-37)*.

Глава 10

Предсказание Иисуса Христа о Своей смерти и воскресении, просьба сынов Заведеевых (Мк. 10:32-45)*.

Глава 11

Вход Господень в Иерусалим (Мк. 11:1-11)**.

Изгнание торгующих из храма. Проклятие бесплодной смоковницы (Мк.11:12-19)*.

Ответы Христа первосвященникам и книжникам и поучения в храме (Мк. 11:27-12:40)*.

Глава 12

Притча о злых виноградарях (Мк.12:1-12)*.

Ответы Христа первосвященникам и книжникам и поучения в храме (Мк. 11:27-12:40)*.

Глава 13

Пророчество о разрушении Иерусалима (Мк. 13:1-37)*.

Глава 14

Вечеря в доме Симона прокаженного (Мк. 14:3-9)**.

Предательство Иуды, Тайная вечеря, прощальная беседа, первосвященническая молитва (Мк. 14:10-31)**.

Моление о Чаше (Мк. 14:32-42)**.

События в Гефсиманском саду (Мк. 14:43-52)**.

Иисус Христос перед судом синедриона (Мк. 14:53-65)**,

Отречение Петра (Мк. 14:66-72)*.

Глава 15

Суд у Пилата и Ирода (Мк. 15:1-20)**.

Крестные страдания, смерть, погребение Иисуса Христа (Мк. 15:20-47)**.

Глава 16

События первого воскресного дня (Мк. 16:1-14)*.

Явление воскресшего Христа в Галилее (Мк. 16:15-18)*

Вознесение Господне (Мк. 16:19-20)**.

Евангелие от Луки

Сведения о Евангелии от Луки**.

Глава 1

Благовестие Захарии (Лк. 1:5-25)**

Родители Предтечи: священник из авиевой чреды Захария и Елисавета. Они были праведными людьми, прожившие долгую жизнь, оставаясь бесплодными. Во время совершения богослужений (каждения во Святом, то есть в уединении от народа) Захарии явился арх. Гавриил, благовествуя (говоря радостную весть).

Суть благовестия:

1. священнические молитвы о благе Израилю исполнились – начинается время спасения для Народа.

2. этому спасению послужит сын Захарии.

Гавриил открывает особенности служения Предтечи:

1. проповедь покаяния – изменение ума, сердца людей для приготовления к встрече с Богом.

2. личная праведность (то есть он будет учителем не только в слове, но и в примере жизни)

3. непрерывное его предстояние пред Богом (о вине и сикере)

4. исполнение Святым Духом.

Благовещение Девы Марии (Лк. 1:26-38)* *

Благовещение – это событие, в котором Слово (Вторая Ипостась Троицы) «стало плотью» - Господь (Творец и Промыслитель мира) вочеловечился, пришел в вещественный мир.

Это событие произошло через шесть месяцев после зачатия Предтечи в городе Назарете (евангелист нарочно подчеркивает эту мысль, чтобы сказать – это событие реальное, историческое, произошедшее в определенное время и в определенном месте). Имя «Дева» означает совершенную чистоту не только тела, но и души, а также обет приснодевства (девства на всю жизнь).

Благовестие состоит из семи частей:

1. Приветствие - «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Это благая весть об окончании времени господства греха в мире, и начале времени радости – пришествии благодати в мир.

2. славословие: «благословенна Ты между женами» - подчеркивает уникальность личности Богородицы.

3. удостоверение: «не бойся, Мария» - напоминает о едемском искушении Евы

4. первое благовестие – о Самой Марии: «Ты обрела благодать у Бога» - о личности Богородицы. Она становится Землей, из которой создается Новый Адам.

5. второе благовестие – о Рождестве Сына Человеческого «зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» - исполнение обетований Давиду (Адаму и Аврааму)

6 третье благовестие о Рождестве Сына Божия: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

7) напутствие «у Бога не останется бессильным никакое слово».

Посещение Богородицей Елисаветы (Лк.1:39-56)*.

Рождение и обрезание Иоанна Предтечи (Лк. 1:57-80)*.

Глава 2

Рождество Иисуса Христа (Лк. 2:1-7)**.

Рождество Христово произошло в городе Вифлееме во время переписи населения. Богородица не имела помощников в Рождении Сына (то есть роды были безболезненными). Рождество совершилось вне дома, потому что никто не желал принять бедную семью к себе. По преданию, это произошло в пещере.

О Рождестве (миру) возвестила звезда на небе, и (для пастухов на поле) ангельское воинство. Ангелы возвестили время благоприятное (благоволения) для всех людей, потому что «С нами Бог» (1. Бог соединился с человеческой природой, 2. Бог пришел для спасения людей – проповедью и исцелением греха).

Пастырей осияла слава Господня. Эта слава - «божественная энергия», явление присутствие Бога, близости к человеку.

Пастыри услышали о великой радости всем людям, что время страха Адама закончилось, потому что родился Спаситель, Который есть Христос Господь. То есть был произнесен древнейший Символ веры  -– «Иисус Христос – Господь» (Яхве). Далее звучал гимн ангелов: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» С Рождества Христова начинается время мира и благоволения ко всем людям.

 

 

Поклонение пастырей (Лк. 2:8-20)**.

Обрезание, Сретение Господне (Лк. 2:21-39)*,

отрочество Иисуса Христа (Лк. 2:40-52)*.

Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве. (Христос называет Бога «Отец мой» или «Отец мой Небесный» Лк.2:48-49)*.

 

Глава 3

Родословие Иисуса Христа (Лк. 3:23-38)**

Лука даёт предков Иисуса в восходящей линии, возводя Его Род к Адаму и даже к Богу, показывая тем, что Иисус Христос, будучи Сыном Человеческим, есть в то же время и Сын Божий.

Книга Родства у Лк показывает все человечество, указывая на то, что Христос – Начаток всего Человечества, а не только еврейского народа.

 

Явление и деятельность Иоанна Крестителя (Лк. 3:1-18)**.

Крещение Иисуса Христа (Лк. 3:21-22)**

Глава 4

искушение в пустыне (Лк. 4:1-13)**.

Возвращение Христа в Галилею (Лк.4:14)*,

Глава 5

Глава 6

Основные темы Нагорной проповеди (Лк. 6:12-49)*.

Глава 7

Глава 8

Разделение евангельских притчей на периоды. Притчи о сеятеле (Лк. 8:4-15)*

Исцеление кровоточивой женщины. Воскрешение дочери Иаира (Лк. 8:41-56)*.

Глава 9

Послание 12 апостолов на проповедь (Лк. 9:1-6)**

смерть Иоанна Крестителя (Лк. 9:9)*.

Чудесное насыщение 5000 человек (Лк. 9:10-17)**,

Исповедание апостола Петра (Лк. 9:18-21)*.

Учение о крестном пути (Лк. 9:22-27)**,

Преображение Господне (Лк. 9:28-36)**.

Наставление Иисуса Христа ученикам о смирении, любви и милосердии (Лк. 9:46-50)*.

Глава 10

послание 70 на проповедь (Лк. 10:1-16)**.

Вопрос законника о вечной жизни о ближнем, притча о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37)*.

Богосыновство Христа раскрывающееся в Богоотцовстве - Лк.10:21-22*

Глава 11

Дата: 2018-12-28, просмотров: 211.