Чудеса в Заиорданской стране
Глава 15
Ответ фарисеям о предании, учение о нечистоте
Исцеление дочери сирофиникиянки,
Насыщение четырех тысяч
Глава 16
Слово о знамениях
Исповедание Петра в Кессарии Филипповой
(Мф. 16:13-20)*.
Исповедание апостола Петра произошло, когда Иисус молился в уединенном месте во время пути в окрестностях Кесарии Филипповой. Иисус спросил учеников Своих: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или один из древних пророков воскрес (пришел, восстал). Он спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Симон Петр сказал: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго». Тогда Иисус сказал ему: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не говорили, что Он есть Иисус Христос. (Матф.16:13-20)
1.Это событие называется «переломом Евангельской истории», потому что с него начинается путь Христов на Страсти (Лк. подчеркнул – «на пути»). Это завершение Галилейского периода.
2. Слова Симона Петра – это исповедание веры всей общины апостолов: это их Символ веры. И Господь подтвердил его. То есть все последующие Символы веры – это уточнение исповедания Петра.
Ап. Павел говорит, что вера подобна щиту, с помощью которого человек способен противостоять стрелам демонов. Господь, идя на Голгофу, заботится о том, чтобы Его ученики встретили ее (Голгофы) испытания во всеоружии, и поэтому вручает им щит веры (Символ веры, исповедание).
3. Господь говорит о богословии: его источник - Бог Отец, Который просвещает людей, подобно солнцу. Принятие истины (откровения, богословие) – это процесс борьбы с «плотью и кровью», которые подобно облакам (или медному небу – по Втрозаконию) закрывают человека (землю его души) от света божественного откровения (этот свет иногда сравнивают с благодатным дождем). Плоть и кровь – это страсти и образ мысли ветхого человека.
4. Господь произносит обетования о Церкви, что ее создаст Сам Христос и что врата ада ее не одолеют, то есть она (церковь) вечно будет победительницей диавола, смерти и греха.
5. «Камень сей». Два толкования: 1. Это вера Петра (его исповедание). 2. «сей» = определенный артикль, то есть указание на определенный, совершенно конкретный «предмет», а не на личность Симона. «Сей камень» – это Иегова – Христос (Скала Израилева – «Петра», а не «Петрос»). «Петрос» - камень мужской род, «петра» - скала (женский род). В обетовании использовано выражение – «пЭтра»
6. Мы видим «тайну Мессии» - Господь «скрывает» от иудеев Свое достоинство. Причина этого – политические и религиозные суеверия вокруг этого достоинства в народе.
Первое предсказание Голгофы
Противление Петра
Учение о крестном пути (Мф. 16:21-28)**,
Господь предваряет заповедь о «взятии креста своего» (= крестном пути) первым предсказанием Своих страданий в Иерусалиме. Это показывает добровольность Креста Христова (Господь все знал, но не уклонился). То есть в Кресте и Голгофе зло не побеждает добро (даже на время). Власти мира сего – демоны и злые люди, не понимали этого, когда распинали Христа, иначе они не распяли бы Его, потому что в этом распятии они сами оказались побежденными. В Кресте царствует одна только абсолютная любовь Бога к человеку. Эта мысль будет высказана ап. Павлом в 1Кор.гл.1 как мысль о кресте, которая совершенно не понятна ветхому разуму иудея или язычника (даже крещенного и богословски образованного). Или как здесь: ты «думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».
Заповедь о «взятии креста своего» является продолжением «слова о кресте» Господнем. То есть, сказав, что причина Креста и Голгофы – любовь Бога к Своему падшему созданию, Господь говорит о «кресте своем» для каждого из людей.
Крест для каждого - свой, потому что он складывается из уникальных, не похожих на других обстоятельств – личных грехов и наследственности (духовной, социальной, биологической). Крест свой (болезни, скорби) – это не орудие казни, но средство лечения. Отбросивший лечение, отбрасывает возможность излечиться: кто хочет душу свою сберечь от креста (лекарства), тот потеряет ее (не излечив), а кто потеряет душу свою ради Меня (на кресте своем с полным принятием от веры, как Благоразумный разбойник или Авраам), тот обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир (как безумный Богач из притчи о Лазаре), а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
Глава 17
Преображение Господне (Мф. 17:1-13)**.
Преображение произошло на пути из Галилеи в Иерусалим, куда Господь шел для совершения Пасхи Страданий. По преданию оно произошло на горе Фавор.
Ему предварило предсказание страданий в Иерусалиме, которое Господь произнес за шесть (восемь – Лк) дней перед Преображением.
Мк. говорит, что Преображение было явлением «Царства Божия пришедшего в силе».
Господь возвел на гору трех учеников – Петра (образец горячей веры), Иакова (первый мученик из числа 12), Иоанна (образец душевного целомудрия и чистоты).
Ночью произошло преображение вида Христа – Он – все Его тело и особенное лицо (и даже Его одежды) - сияли ярчайшим светом. В этом свете открылись (божественные энергии) – свет и слава божества, которые имел Иисус Сам, будучи одновременно и Богом и человеком. Открылось то, как божественный свет может светиться во тьме человеческой природы. Отцы подчеркивают, что ученики видели славу по мере своей человеческой слабости, а не по ее полноте.
Это преображение Господь совершил перед Своими учениками для подкрепления их веры в виду скорого Его страдания и унижения в Иерусалиме. Преображение логически соединено с Голгофой. Это подчеркивается явлением Моисея и Илии, которые говорили со Христом о Кресте.
В Преображении происходит явление Троичного Бога. Отец говорит с Неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте», Дух Святый является в виде облака, а Сын преображается пред учениками.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.