Схождение с Фавора, Второе предсказание Голгофы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исцеление лунатика

Жертва на храм.

 

Глава 18

Наставление Иисуса Христа ученикам о смирении, любви и милосердии (Мф. 18:1-35)*.

1.  Наставление о смирении: Мф.18:1–5;

После Своего Преображения Господь шел со своими учениками по пути в Капернаум (идя в Иерусалим). Во время этого пути ученики рассуждали между собой - кто из них больше: кто старше в своей власти, кого нужно слушаться, а кто должен подчиняться. 

Мф. изображает это рассуждение как прямой вопрос учеников к Иисусу: «кто больше в Царстве Небесном?». Здесь у Мф. акцент стоит на 1. Царстве Небесном во время славы Мессии (апостолы имели в виду еврейские суеверия о земном царстве Мессии, но по буквальному смыслу получается эсхатологическая полнота после Второго пришествия; апостолы «нечаянно» произнесли именно такую формулировку); 2. устройство Церкви (= Царство Небесное на земле, то есть это вопрос об основе иерархической структуры).

Мк. Изображает это как разговор учеников на пути, и последующее вопрошание их в доме от Иисуса. При этом ученики постыдились своих рассуждений и поэтому молчали. Господь же показал Свое всеведение («видя помышление сердца их» Лк) и ответил на незаданный вопрос: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. Затем Иисус поставил маленького ребенка посреди них, обнял его и сказал: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном».

В Древнем мире не было особенной нежности к детям. Ребенок считался существом инфантильным и неполноценным. Имя «домочадец» означало рабов, слуг, получавших натуральную оплату (пища, кров и одежда) и … родных для хозяина детей (отсюда происходит слово «чадо, чайлд», но и «челядь»). Достоинства малого дитя означает полное отсутствие каких-то притязаний на власть или почет. То есть ученикам предлагается встать (в своем мнении о себе) на самый низ социальной иерархии: «ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик».

Далее Господь произносит поучение о любви: « кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня». Господь предваряет Свое учение о Страшном Суде, на котором овцы от козлов будут разделены по тому, что они сделали Христу в лице Его братий: в лице всякого человека, например, собственных супругов или своих детей (аборт, социальное сиротство, домашнее насилие).  Наше богослужение, благоговение и любовь к Богу проявляется и в том, как мы все это реализуем по отношению к нашим ближним.

Важная форма любви – бережное отношение к тем, кого любим (должны любить) передается в заповеди о соблазне. Нам нельзя подавать соблазна (плохого примера своим детям, вовлекать своих супругов в грех и тп). Одна из форм такой любви – любовь к самому себе. Эта любовь проявляется в отсечении от себя страстей, помыслов, злых сообществ и тп («рука, нога, глаз»).  

Господь говорит о любви к малым сим. Одно из толкований этого выражения (по контексту – последующей притче о потерянной овце) речь идет о грешниках. Эта любовь проявляется в милосердии к ним. И в этом Господь дает Себя в образец. Это Господь произносит как заповедь о труде для их исправления. Важным является и слово о церкви, что всякий, кто противится Церкви «то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Здесь Господь призывает к любви к самому себе: не противься церкви, иначе умрешь для Бога. Будь милостив к себе!

 

Эта притча была ответом на вопрос Петра: сколько раз необходимо прощать «должника». Господь произносит символическую цифру 7 в седьмой степени – это около миллиона. Главная мысль притчи, что милосердие к обидчикам (к должникам) – это реальная деятельность в исцелении собственной души человека, который проявляет такое милосердие. То есть милосердие превращается в плод покаяния, необходимый для исцеления человека от греха. Это притча о Царстве Божием (которое уже здесь и сейчас, но и которое откроется в будущем) – об условии входа в него (или наоборот, предупреждение о том, что препятствует нам войти в него)

 

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. То есть Царство приходит к нам с судом. Этот суд произойдет не только в конце истории, но и происходит непрерывно каждое мгновение (Ин. 3).

«Некто» - всякий человек. «Долг в десять тысяч талантов» – это все адмовы, родовые и личные язвы в нашей душе (всё, что должны были сделать, и не сделали, и то, чего не должны были делать, и сделали) – названный одним словом.

«Жена, дети, и все, что он имеет» - это тело и душа с ее силами (умом, сердцем и волей).

Мы видим покаяние, исповедание грехов и молитву: «раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Эта притча произносится параллельно с притчей о Блудном сыне. То есть мы видим обращение, подобное Блудному сыну, и мгновенное прощение от Бога: «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его, и долг простил ему». То есть молитва с покаянием и исповедью реально «прощают» грехи.

Но дальше начинается различие с притчей о Блудном сыне. Бог ищет плодов покаяния, и не находит. Испытав милость, рабу надлежало и самому стать милостивым, но «раб тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен». Мы видим борьбу за человеческую справедливость. Всякая борьба за справедливость протекает по такому правилу. Любой гнев (за насилие, кражу, клевету, унижение) – неправый, и борьба за него (справедливость) требование ста динариев.

Однако никто нас не просит: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Это нам так кажется! За нашего обидчика нас просит Иисус, ангелы и святые.

Иисус обещает отдать всё за нашего ближнего. 

Мы же поступаем немилосердно (ради миражей справедливости).

Кара страшна: «разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». Описание этих истязателей дано в притче о Брачном пире – плен совести и ума, окаменение сердца, тьма в духе – чуждость Царству

 

2. О соблазне Мф. 18:6-9

"Обратитесь" буквально "превратитесь".

"Как дети", то есть не выставляя своих заслуг перед Богом. Если что-нибудь мы получаем от Бога, то получаем это в результате подарка, "благодати", вне нашей заслуги.

Дети получают от родителей подарки не в результате своих заслуг, а в результате любви родителей. Символ христианства - крест, знак любви Бога к человеку. Мы уверены в любви Бога к нам. Даже если мы получаем горькое (скорби), даже если мы имеем судьбу Иова, мы продолжаем по детским быть уверенными в том, что Бог нас любит, что Его милость с нами, а все горькое сменится радостью, и что горькое - это только временное лекарство от наших скрытых духовных болезней.

 

Соблазн - научить кого-то греху.

 

Соблазн невинных – самое страшное, хуже убийства, это грех, вопиющий небо об отмщении.

Если мы изучим социальные корни наркомании, пьянства, проституции, порнографии, абортов, то мы заметим, что эти корни не на Луне находятся. Эти корни указывают на сильных мира сего, но отчасти и на людей обычных

 Некоторые соблазны дети получают от родителей или воспитателей. Когда возникает вопрос о еретиках, тогда нужно понимать, что отчасти их умножение связано с духовным положением православного мира.

 

Малые сии - это не столько дети, сколько люди, малые в благодати. То есть и грешники, и еретики, и атеисты. Заодно мы узнаем о том, где находится ангел - хранитель грешника: он идёт просить о грешнике Бога.

"О руке и ноге"

Доказательство от большего: это особенность семитской литературной поэзии. Перевод на более понятный для нас язык должен звучать так: если бы нужно было ради спасения лишиться руки, ноги или глаза, то это была бы приемлемая жертва. Тем более это справедливо для сигареты, водки, наркотиков, блудных утех и подобного.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.