Цели
Ознакомившись с данной главой, вы должны уметь:
1. Дать определение понятию "услуга** и рассказать о четырех
особенностях, присущих маркетингу услуг.
2. Пояснить, зачем и как организации занимаются самомарке
тингом.
3. Рассказать о том, зачем нужен маркетинг отдельных лиц и
мест.
4. Соотнести четыре составляющие комплекса маркетинга
(товар, цена, методы распределения и продвижения) с прове
дением кампании общественного маркетинга.
Больницы пользуются рекламой для привлечения пациентов
Больница " Эванстон ", обслуживающая Северный береговой район Чикаго , назначи ла д - ра Джона Макларена своим первым вице - президентом по маркетингу . До этого в больницах уже встречались должности вице - президентов по развитию и работе по организации общественного мнения , однако данное назначение у многих вызвало удивление как в самой больнице , так и за ее пределами .
До 1970 г . больницы страдали от избытка пациентов . Но в начале 70- х годов ситуация в корне изменилась — больных стало поступать меньше , сократилось число человеко - дней загрузки коек . При наличии высоких постоянных издержек и растущей стоимости рабочей силы сокращение контингента больных может означать переход от рентабельности к убыточности .
Больницы принялись лихорадочно изыскивать способы привлечения как можно боль шего количества пациентов . Поскольку большинство больных ложатся в больницу , в которой работает их лечащий врач , основной целью рыночной деятельности стало воздействие на практикующих врачей . Больницы начали задумываться о привлечении как можно большего числа " высокопроизводительных " врачей в свой штат . Основная задача состояла в том , чтобы знать , чего именно хотят практикующие врачи — скажем , располагать новейшим оборудованием , приятным окружением коллег - врачей и медицинских сестер , ассоциировать себя с больницей , имеющей солидный образ .
577
Чем больше задумывались больницы над этой проблемой , тем сложнее представлялись стоящие перед ними маркетинговые задачи . Нужно было заняться исследовани ем потребностей общин в области здравоохранения , выявлением образов конкури рующих больниц , представлений пациентов о больничном обслуживании и т . п . Боль ницы начали понимать , что они больше не в состоянии предлагать все виды медицинской помощи сразу , поскольку это приводило к дорогостоящему дублирова нию оборудования и услуг и неполному использованию имеющихся возможностей . И больницы стали сознательно специализироваться как кардиологические , педиатрические , ожоговые , психиатрические .
Одновременно некоторые больницы стали пускаться во все тяжкие ради привлечения пациентов . Больница " Санрайз " из Лас - Вегаса опубликовала большое объявление с изображением корабля и заголовком " Круиз " Санрайз " — чтобы выиграть путевку в этот неповторимый круиз , достаточно просто лечь в больницу " Санрайз " в любую пятницу или субботу . Выиграйте путевку в круиз для выздоравливающих по Среди земному морю на два лица ". Больница Св . Луки в Фениксе стала каждый вечер устраивать для всех своих больных ( кроме кардиологических ) игру в бинго , что вызвало огромный интерес со стороны пациентов и обеспечило годовой доход в 60 тыс . долл . Одна из филадельфийских больниц стала устраивать для родителей новорожденных обеды при свечах с бифштексами из вырезки и шампанским .
В чем же тогда смысл работы д - ра Дж . Макларена в больнице " Эванстон "? Его зада ча — пропагандировать конкретные виды больничного обслуживания ( маркетинг услуг ), пропагандировать больницу в целом ( маркетинг организации ), популяризиро вать некоторых ведущих врачей ( маркетинг отдельных лиц ), популяризировать мес течко Эванстон как привлекательную округу ( маркетинг места ) и пропагандировать идеи поддержания хорошего здоровья ( маркетинг идей ).
В качестве отдельной дисциплины маркетинг первоначально возник применительно к сбыту материальных товаров типа зубной пасты, автомобилей, стали, оборудования. Сосредоточенность на товаре в его материальном виде может привести к тому, что человек упустит из виду множество прочих типов товаров, продаваемых на рынке, таких, как услуги, организации, отдельные личности, места и идеи.
Маркетинг услуг
Одним из основных феноменов американской действительности является гигантский рост сферы услуг. Сегодня на нее приходится 73% рабочих мест из числа остающихся после вычета всех занятых в сельском хозяйстве. Для сравнения: в ФРГ в сфере услуг занят 41% рабочей силы, в Италии — 35%. Растущее благосостояние, увеличение свободного времени и усложнение товаров, требующих технического обслуживания, превратили Соединенные Штаты Америки в страну с первой в мире экономикой услуг.
Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школа-
578
ми, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.
Наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.
Появились фирмы , которые за определенную плату помогут вам сбалансировать свой бюджет , выходят ваш филодендрон , разбудят утром , отвезут на службу или подыщут новый дом , новую работу , новую жену , предсказателя будущего , воспитателя для вашего кота , скрипача - цыгана . А может быть , вам хочется взять напрокат садо вый трактор , несколько голов крупного рогатого скота или несколько оригинальных живописных полотен ? Ну , а если вам нужны деловые услуги , есть другие фирмы , ко торые спланируют ваше участие в конференциях и торговых совещаниях , разрабо тают для вас нужные товары , обработают необходимые данные или предоставят в ваше распоряжение временных секретарей и даже руководителей .
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.