2. Можно установить особый распорядок работ в период пиковой
загрузки. В такие моменты служащие выполняют только са
мые необходимые обязанности. В периоды максимальных на
грузок врачам помогает средний медицинский персонал.
3. Можно поощрять выполнение большего числа работ самими
клиентами, которые могут сами заполнять собственные меди
цинские карты или самостоятельно упаковывать купленные в
магазине продукты.
4. Можно разработать программу предоставления услуг совмест
ными силами, как в тех случаях, когда несколько больниц со
обща приобретают необходимое им медицинское оборудование.
5. Можно предпринять действия, делающие возможным рост су
ществующих мощностей, как в тех случаях, когда парк с ат
тракционами приобретает окружающие его земельные участки
с целью дальнейшего расширения.
Классификация услуг
. Услуги значительно отличаются друг от друга и по своему типу. Их можно классифицировать по разным признакам. Во-первых, являются ли источником услуги люди или машины? Психиатр практически не нуждается в оборудовании, а вот летчику обязательно нужен самолет. Среди услуг, источником которых является человек, есть такие, что требуют либо наличия профессионалов (бухгалтерское дело, консультирование по проблемам управления), либо квалифицированных специалистов (сантехнические работы, ремонт автомобилей), либо неквалифицированной рабочей силы (дворницкие работы, уход за газонами). Среди услуг, источником которых служит машина, есть такие, что требуют либо наличия автоматов (автоматические установки для мойки автомобилей, торговые автоматы), либо устройств, управляемых операторами сравнительно низкой квалификации (такси, кинотеатры), либо оборудования, работающего под управлением высококвалифицированных специалистов (самолеты, компьютеры). Даже в одной и той же конкретной отрасли сферы услуг разные поставщики услуг пользуются разным количеством оборудования. Для этого достаточно сравнить между собой Джеймса Тейлора с его единственной гитарой и группу "Роллинг стоунз" с ее многотонным комплектом звуковой аппаратуры. Иногда оборудование придает услуге дополнительную ценность (стереоусиление), а иногда используется для снижения потребностей в рабочей силе (автоматические установки для мойки автомобилей).
Во-вторых, обязательно ли присутствие клиента в момент оказания ему услуги? При проведении операции на мозге присутствие клиента обязательно, а вот при ремонте автомобиля — нет. Если присутствие клиента обязательно, поставщик услуги должен учиты-
582
вать запросы этого клиента. Так, владельцы косметических салонов красиво отделывают свои заведения. В салонах звучит негромкая му зыка, а мастера ведут с клиентами непринужденный разговор.
В-третьих, каковы мотивы приобретения услуги клиентом? Пред назначена ли услуга для удовлетворения личных потребностей (услу ги личного характера) или деловых потребностей (деловые услуги)? Врачи взимают разную плату за обследование пациентов, приходя щих частным порядком, и работников фирмы, с которой заключено соответствующее соглашение о централизованном обслуживании с централизованной оплатой. Как правило, поставщики услуг разрабатывают разные программы маркетинга для рынков услуг личного по требления и рынков деловых услуг.
В-четвертых, каковы мотивы поставщика услуг (коммерция или некоммерческая деятельность) и в какой форме предоставляются услу ги (обслуживание отдельных лиц или услуги общественного характе ра)? Сочетание этих двух характеристик дает в результате совершенно разные по своему типу организации обслуживания. Совершенно очевидно, что маркетинговые программы частной коммерческой больни цы, частной благотворительной больницы и госпиталя Управления ве теранов войны будут отличаться друг от друга.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 280.