Определив задачи рекламы и рекламный бюджет, руководство должно разработать общий творческий подход к рекламе, ее творческую стратегию. В процессе ее создания можно выделить три этапа: формирование идеи обращения, оценка и выбор вариантов обращения, исполнение обращения.
ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕИ ОБРАЩЕНИЯ. Для генерирования идей, призванных решить поставленные перед рекламой задачи, творческие работники пользуются разными методами. Многие идеи возникают в результате бесед с потребителями, дилерами, экспертами и конкурентами. Кампания по пиву "Шлиц" под девизом "Когда у
435
вас нет "Шлица" — у вас нет пива" возникла после того, как работ ник рекламного агентства случайно услышал эту фразу, сказанную одним из клиентов бармену в ответ на сообщение, что "Шлица" нет.
Некоторые творческие работники пытаются представить себе, какой из четырех типов вознаграждения — рациональное, чувственное, общественное удовлетворение или удовлетворение самолюбия — покупатели рассчитывают получить от товара и в виде какого пережи вания. Путем сочетания типов вознаграждения с типами пережива ний они в состоянии создать множество разных по своей разновидно сти рекламных обращений.
ОЦЕНКА И ВЫБОР ВАРИАНТОВ ОБРАЩЕНИЯ. Рекламодателю необходимо произвести оценку возможных обращений. Тведт предло жил оценивать обращения на основе их желательности, исключительности и правдоподобности. Обращение должно, прежде всего, сообщить его получателю нечто желательное или интересное о товаре. Кроме то го, оно должно сообщить ему что-то исключительное или особенное, не присущее остальным маркам в данной товарной категории. И наконец, обращение должно быть правдоподобным или доказуемым.
Организация "Марч оф даймс" как-то искала тему для рекламы, с помощью которой она рассчитывала собрать пожертвования на борьбу с врожденными пороками. В результате "мозгового штурма" было ото брано 20 возможных тем. Группу молодых родителей попросили про извести оценку каждого обращения с точки зрения интереса, доходчи вости и правдоподобия по сто-балльной шкале. Например, обращение "Ежегодно 500 тысяч детей погибают от врожденных дефектов, так и не родившись" набрало 70 баллов по показателям интереса, 60 — по показателям доходчивости и 80 баллов по показателям правдоподобно сти, тогда как обращение "Ваш следующий ребенок может появиться на свет с врожденным пороком" набрало соответственно 58, 50 и 70 баллов. Первое обращение превзошло по показателям второе, и ему было отдано предпочтение для использования в рекламе.
ИСПОЛНЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ. Степень воздействия обращения зависит не только от того, что сказано, но и как именно это сказано. Исполнение может иметь решающее значение, когда речь идет о та ких весьма схожих товарах, как моющие средства, сигареты, кофе и пиво. Рекламодателю нужно подать свое обращение таким образом, чтобы оно привлекло внимание и интерес целевой аудитории.
Обычно рекламодатель готовит задание на разработку текста, в котором оговариваются задачи, содержание, аргументация и тон будущего объявления. Вот пример задания на разработку текста на пе ченье фирмы "Пиллсбери" под названием "Марка 1869":
Задача рекламы — убедить потребителей печенья в том, что сегодня они могут купить баночное печенье, ничем не отличающееся от домашнего, — печенье "Марка 1869" фирмы "Пиллсбери". Содержание должно строиться на акцентировании следующих характеристик товара: печенье имеет вид домашнего; печенье имеет консистенцию домашнего; оно имеет вкус домашнего. Аргументация в поддержку обеща-
436
ния, что печенье такое же "хорошее, как домашнее", будет состоять из двух утверждений: печенье "Марка 1869" делают из особого сорта муки (из мягких сортов пшеницы), которой пользуются для приготовления домашнего печенья, но никогда раньше не применяли для выпечки баночного; и печенье готовят с использованием традиционных американских рецептов. Тон объявления — сообщение о новости, окрашенное задумчивой теплотой воспоминаний о традиционно высоком качестве американской выпечки.
Теперь творческим работникам предстоит найти стиль, тон, слова и форму воплощения этого обращения.
В стилевом отношении любое обращение может быть исполнено в разных вариантах.
1. Зарисовка с натуры. Представление одного или нескольких
персонажей, использующих товар в привычной обстановке.
Свое удовлетворение новой маркой печенья может выражать,
например, семья, сидящая за обеденным столом.
2. Акцентирование образа жизни. Делается упор на то, как товар
вписывается в определенный образ жизни.' В рекламе шот
ландского виски показан симпатичный мужчина средних лет,
держащий в одной руке стакан с виски, а другой рукой управ
ляющий яхтой.
3. Создание фантазийной обстановки. Вокруг товара или его ис
пользования создается некий ореол фантазии. В рекламе духов
"Жонтю" фирмы "Ревлон" изображена женщина в шифоновом
платье. Она вышла из старинного французского амбара и бо
сиком идет через луг навстречу зовущему ее красивому юноше
на белом коне.
4. Создание настроения или образа. Вокруг товара создается про
буждаемое им настроение или образ, скажем красоты, любви
или безмятежности. Не делают никаких утверждений в пользу
товара, кроме косвенно внушаемых. На создание настроения
рассчитаны многие объявления на сигареты, скажем на сига
реты марок "Салем" и "Ньюпорт".
5. Мюзикл. Показ одного или нескольких лиц или рисованных
персонажей, поющих песню о товаре. По этому принципу по
строены многие объявления на напитки типа кола.
6. Использование символического персонажа. Создание персона
жа, олицетворяющего собой товар. Персонаж этот может быть
мультипликационным ("Зеленый гигант") или реальным (ков
бой "Мальборо", кот Моррис).
7. Акцент на техническом и профессиональном опыте. Демонст
рация технического и профессионального опыта фирмы в про
изводстве конкретного товара. Так, в рекламе фирмы "Хилл
бразерс" показывают одного из ее закупщиков, тщательно пе
ребирающего кофейные зерна, а фирма "Италиан суисс коло
ни" подчеркивает свой многолетний опыт винодела.
437
8. Использование данных научного характера. Приводятся науч
ные данные о предпочтительности или большей эффективности
товара по сравнению с одной или несколькими другими мар
ками. В течение многих лет реклама зубной пасты "Крест"
оперирует научными данными, призванными убедить покупа
телей в превосходстве этой пасты в борьбе с кариесом.
9. Использование свидетельств в пользу товара. Реклама пред
ставляет заслуживающий полного доверия или вызывающий
симпатию источник информации, который одобрительно отзы
вается о товаре. Это может быть и какая-то знаменитость, и
простые люди, заявляющие, как им нравится товар. Одновре
менно коммуникатор должен выбрать для своей рекламы и
подходящий тон. Корпорация "Проктер энд Гэмбл" неизменно
выдерживает рекламу в позитивном тоне. В ее объявлениях
всегда говорится о товаре что-нибудь в превосходной степени.
Она избегает юмора, чтобы не отвлекать внимания от сути об
ращения. И наоборот, объявления фирмы "Фольксваген" о ее
знаменитом "Жуке", как правило, подаются в юмористическом
тоне ("этот смехотворный жучок").
Нужно обязательно найти запоминающиеся, привлекающие внимание слова. Мысли, приводимые в левой колонке, имели бы гораздо меньший эффект, не будь они творчески переработаны в то, что представлено справа.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 270.