Формирование комплекса продвижения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В рамках одной и той же отрасли деятельности фирмы резко отли­чаются друг от друга по характеру распределения средств внутри своих бюджетов продвижения. Фирма "Эйвон" выделяет основные средства на личные продажи (ассигнуя на рекламу всего 1,5% суммы продаж), тогда как "Ревлон" много тратит на рекламу (около 7% суммы про­даж). При продаже пылесосов фирма "Электролюкс" выделяет большие средства на организацию торговли вразнос, а вот фирма "Гувер" боль­ше полагается на рекламу. Так что одного и того же уровня сбыта можно добиться с помощью различных сочетаний рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта и связей с общественностью.

Фирмы постоянно ищут пути и способы повышения эффективно­сти своей деятельности, заменяя одно средство продвижения другим, как только выясняется, что последнее обеспечивает достижение более благоприятных экономических результатов. Многие фирмы частично сократили объем деятельности продавцов, прибегнув к торговле по телефону и "директ мейл". Другие — для достижения быстрейшего сбыта — увеличивают расходы на его продвижение по сравнению с

417


расходами на рекламу. Поскольку средства продвижения взаимоза­меняемы, маркетинговые функции необходимо координировать в рамках единого отдела маркетинга.

Формирование комплекса продвижения становится еще сложнее, когда одно средство может использоваться для пропагандирования другого. Так, приняв решение о проведении лотереи "Миллион дол­ларов" (одна из форм стимулирования сбыта) в своих предприятиях быстрого обслуживания, фирма "Макдональдс" вынуждена была раз­местить объявления в газетах, чтобы информировать публику об этой лотерее. Когда фирма "Дженерал миллс" разрабатывает кампанию по рекламе и стимулированию сбыта новой смеси для кексов, кампа­нию, рассчитанную на широкого потребителя, ей приходится резер­вировать деньги для пропаганды этой кампании среди торговцев, чтобы заручиться их поддержкой. На выбор тех или иных средств продвижения оказывает влияние множество факторов. К их рассмот­рению мы сейчас и приступим.

ПРИРОДА СРЕДСТВ ПРОДВИЖЕНИЯ. Каждому средству стимули­рования — рекламе, личной продаже, стимулированию сбыта и связям с общественностью — присущи свои уникальные характеристики, свои виды издержек. Деятель рынка, выбирающий средства продвижения, должен уметь разбираться в этих характеристиках и особенностях.

Реклама. Формы и методы использования рекламы столь много­образны, что сделать какие-то общие заключения о ее специфических качествах как составного элемента комплекса стимулирования за­труднительно. Однако все же можно выделить следующие черты.

1. Общественный характер. Реклама — сугубо общественная
форма коммуникации. Ее общественная природа предполагает,
что товар является законным и общепринятым. Поскольку од­
но и то же обращение получает множество лиц, покупатель
знает, что мотив, которым он руководствуется при покупке то­
вара, встретит общественное понимание.

2. Способность к увещеванию. Реклама — это средство увещева­
ния, позволяющее продавцу многократно повторять свое обра­
щение. Одновременно она дает возможность покупателю полу­
чать и сравнивать между собой обращения разных конкурен­
тов. Крупномасштабная реклама, проводимая продавцом,
является своего рода положительным свидетельством его вели­
чины, популярности и преуспеяния.

3. Экспрессивность. Благодаря искусному использованию шриф­
та, звука и цвета реклама открывает возможности для броско­
го, эффектного представления фирмы и ее товаров. Однако в
ряде случаев именно удачная броскость рекламы может как бы
размыть обращение или отвлечь внимание от его сути.

4. Обезличенность. Реклама не может быть актом столь же личност­
ным, как общение с продавцом фирмы. Аудитория не испытывает
чувства необходимости уделить внимание или ответить. Реклама
способна только на монолог, но не на диалог с аудиторией.

418


С одной стороны, рекламу можно использовать для создания дол­говременного стойкого образа товара (как это делают, например, в рекламных роликах о кока-коле), а с другой стороны — для стиму­лирования быстрого сбыта (как это делает реклама "Сире" о распро­даже в конце недели). Реклама — эффективный способ охвата мно­жества географически разбросанных покупателей с незначительными издержками в расчете на один рекламный контакт. Некоторые фор­мы рекламы, такие, как телереклама, могут потребовать крупных ассигнований, другими — скажем, газетной рекламой — можно за­ниматься с небольшими затратами.

Личная продажа. На некоторых этапах процесса покупки, осо­бенно на стадиях формирования покупательских предпочтений и убеждений, а также на стадии непосредственного совершения акта купли-продажи, наиболее эффективным средством воздействия ока­зывается личная продажа. Причина кроется в том, что по сравнению с рекламой техника личной продажи обладает тремя характерными качествами.

1. Личностный характер. Личная продажа предполагает живое,
непосредственное и взаимное общение между двумя или более
лицами. Каждый участник может непосредственно изучать
нужды и характеристики других участников и немедленно
вносить в общение соответствующие коррективы.

2. Становление отношений. Личная продажа способствует установ­
лению самых разнообразных отношений — от формальных отно­
шений продавец — покупатель до крепкой дружбы. Настоящий
продавец, стремящийся установить с клиентом долговременные
отношения, обычно принимает его интересы близко к сердцу.

3. Побуждение к ответной реакции. Личная продажа заставляет
покупателя чувствовать себя в какой-то степени обязанным за
то, что с ним провели коммерческую беседу. Он испытывает
более сильную необходимость прислушаться и отреагировать,
даже если вся его реакция будет заключаться лишь в выска­
зывании вежливой благодарности.

Эти характерные качества появляются не сами собой. Личная продажа — самое дорогое из применяемых фирмой средств воздейст­вия. По данным 1980 г., визит коммивояжера к покупателю обхо­дился в среднем в 128 долл. В 1977 г. американские фирмы затрати­ли на организацию личной продажи свыше 100 млрд долл., а на рек­ламу — всего 38 млрд долл. Эти деньги явились источником существования для 5,4 млн американцев, занятых в то время в сфере личной продажи.

Стимулирование сбыта. Несмотря на то что стимулирование сбы­та — это деятельность, в ходе которой используют целый набор средств воздействия-купоны, конкурсы, премии и т.п., — все эти и подобные средства обладают тремя характерными качествами.

419


1. Привлекательность и информативность. Они привлекают вни­
мание и обычно содержат информацию, которая может вывес­
ти потребителя на товар.

2. Побуждение к совершению покупки. Они предполагают какую-
то уступку, льготу или содействие, представляющие ценность
для потребителя.

3. Приглашение к совершению покупки. Они содержат четкое
предложение незамедлительно совершить сделку.

Фирма прибегает к использованию средств стимулирования сбыта для достижения более сильной и оперативной ответной реакции. Средствами стимулирования сбыта можно пользоваться для эффек­тивного представления товарных предложений и для оживления па­дающего сбыта. Однако эффект стимулирования сбыта носит обычно кратковременный характер, и для формирования устойчивого пред­почтения к марке эти приемы не годятся.

Связи с общественностью. Притягательная сила связей с общест­венностью проистекает из трех характерных качеств, присущих это­му средству продвижения.

1. Достоверность. Информационный материал, статья или очерк
кажутся читателям более правдоподобными и достоверными по
сравнению с рекламными объявлениями.

2. Широкий охват покупателей. Такое сообщение может достичь
множества потенциальных покупателей, которые, возможно,
избегают контактов с продавцами и рекламой. Обращение
приходит к покупателям в виде новости, а не в виде коммуни­
кации торгового характера.

3. Броскость. Подобно рекламистам, специалисты по организации
связей с общественностью обладают возможностями для эф­
фектного, броского представления фирмы или товара.

Маркетологи склонны либо недооценивать этого средства продви­жения, либо вспоминать о нем в последнюю очередь. А ведь тща­тельно продуманная кампания по формированию общественного мне­ния, увязанная с прочими элементами комплекса продвижения, мо­жет оказаться исключительно эффективной.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРУ КОМПЛЕКСА про­движения. При разработке своего комплекса продвижения фирма учитывает несколько факторов, о которых и пойдет речь ниже.

Тип товара или рынка. Эффективность средств продвижения на потребительских рынках и на рынках товаров промышленного на­значения различна. Эти различия представлены на рис. 14.4. Фирмы товаров широкого потребления, как правило, тратят средства в ос­новном на рекламу и только потом — на стимулирование сбыта, ор­ганизацию личной продажи, и в последнюю очередь — на связи с общественностью. Фирмы товаров промышленного назначения выде­ляют основную часть средств на организацию личной продажи и только потом ассигнуют оставшиеся деньги на стимулирование сбы-

420


Рис. 14.4. Относительная значимость средства продвижения на потре­бительских рынках и рынках товаров промышленного назначения

та, рекламу и связи с общественностью. В целом личная продажа го­раздо активнее применяется в торговле дорогими товарами и товара­ми повышенного риска, а также на рынках с небольшим количест­вом более крупных продавцов (и следовательно, на рынках товаров промышленного назначения).

Хотя значимость рекламы на рынках товаров промышленного на­значения уступает по значимости визитам коммивояжеров, она все же играет существенную роль. Реклама может создать осведомлен­ность о товаре и понимание его особенностей, дать целеуказания на потенциальных потребителей, узаконить товар и придать уверенность покупателям. Роль рекламы в промышленном маркетинге ярко ил­люстрирует объявление издательства "Макгроу-Хилл", представлен­ное на рис. 14.5. Реклама могла бы предотвратить большинство вы­сказываний изображенного в объявлении покупателя. В своем иссле­довании маркетинга товаров промышленного назначения Моррилл показал, что при сочетании личной продажи с рекламой сбыт вырос на 23% по сравнению с периодом, когда отсутствовала реклама. В результате общие издержки на продвижение по отношению к сумме продаж снизились на 20%.

Примерно такой же большой вклад может внести личная продажа и в маркетинг товаров широкого потребления. Это уже не тот случай, когда "продавцы кладут товар на полку, а реклама снимает его отту­да". Хорошо обученные коммивояжеры, предлагающие товары ши­рокого потребления, могут привлечь к работе с маркой гораздо боль­ше дилеров, могут убедить их выделить больше площадей для вы­кладки товара и побудить к сотрудничеству при проведении специальных мероприятий по стимулированию.

421




" Я не знаю , кто вы такой Я не знаю Вашей фирмы Я не знаю товаров вашей фирмы Я не знаю взглядов вашей фирмы Я не знаю клиентов вашей фирмы Я не знаю истории вашей фирмы Я не знаю репутации вашей фирмы Итак , что же вы хотели мне продать 9"


МОРАЛЬ Продажа начинается ЗАДОЛГО ДО ТОГО , как придет коммивояжер Она начинается с рекламы в специализированных изданиях

ЖУРНАЛЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА ' МАКГРОУ - ХИЛЛ " Деловые — Профессиональные — Технические

Рис. 14.5. Реклама играет важную роль и в торговле товарами промыш­ленного назначения

Стратегия проталкивания товара и стратегия привлечения потре­бителя к товару. Состав комплекса продвижения во многом зависит от того, какой стратегией обеспечения продаж пользуется фирма — стратегией проталкивания товара или стратегией привлечения потре­бителей к товару. Сравнение этих двух стратегий дается на рис. 14.6. Стратегия проталкивания товара предполагает использование торго­вого персонала и стимулирования сферы торговли для проталкива­ния товара по каналам товародвижения. Производитель агрессивно навязывает товар оптовикам, оптики агрессивно навязывают товар розничным торговцам, а розничные торговцы агрессивно навязывают его покупателям. Стратегия привлечения потребителей к товару предполагает большие затраты на рекламу и стимулирование потре­бителей с целью формирования спроса с их стороны. В случае успеха такого подхода потребители начнут спрашивать товар у своих роз­ничных торговцев, розничные торговцы — у оптовиков, а оптови­ки — у производителей. Фирмы придерживаются разных точек зре­ния на использование стратегий проталкивания или привлечения. Например, корпорация "Левер бразерс" полагается в основном на ме­тоды проталкивания, а корпорация "Проктер энд Гэмбл" — на мето­ды привлечения.

Степень готовности покупателя. Рентабельность средств продви­жения бывает разной в зависимости от степени готовности покупате­ля. На этапе осведомленности основную роль играют реклама и связи с общественностью. На знания потребителя в первую очередь влияет уровень его образования, а рекламе и личной продаже отводится

422


Рис. 14.6. Сравнение стратегии проталкивания и стратегии привлечения

вспомогательная роль. На потребительскую убежденность в первую очередь оказывают влияние техника личной продажи и чуть-чуть меньше — реклама. И наконец, завершение сделки является глав­ным образом функцией личной продажи. Совершенно очевидно, что личная продажа с присущей ей высокой стоимостью должна сосредо­точивать свои усилия на заключительных этапах процесса покупки, через который проходит потребитель.

Этап жизненного цикла товара. Эффективность средств продви­жения бывает разной в зависимости от этапа жизненного цикла то­вара. На этапе выведения товара на рынок наиболее эффективными с точки зрения формирования высокой степени осведомленности яв­ляются реклама и связи с общественностью, в то время как стимули­рование сбыта полезно в смысле подталкивания потребителей к оп­робованию товара. Личная продажа обходится сравнительно дорого, но ею все равно приходится пользоваться для побуждения розничных торговцев заняться продажей товара.

На этапе роста реклама и связи с общественностью продолжают со­хранять свою значимость, а вот деятельность по стимулированию сбы­та можно сократить, ибо на этом этапе требуется меньше побуждений.

На этапе зрелости значимость стимулирования сбыта по сравне­нию с рекламой возрастает. Марки покупателям уже известны, и нужно лишь напомнить о них с помощью рекламы.

На стадии упадка к рекламе прибегают только для напоминания, пропаганду сводят на нет, коммивояжеры уделяют товару минимум внимания. Однако стимулирование сбыта продолжает оставаться ак­тивным.





















































Резюме

Продвижение остается одним из четырех основных элементов, вхо­дящих в состав комплекса маркетинга фирмы. Основные средства про­движения — реклама, стимулирование сбыта, связи с общественно­стью и личная продажа — обладают как разными, так и дублирующи-

423


ми друг друга функциями, и для их эффективной координации требу­ется тщательное определение коммуникационных целей фирмы.

При подготовке конкретных маркетинговых коммуникаций мар­кетологу необходимо уметь разбираться в девяти составляющих лю­бого коммуникационного процесса, которыми являются: отправи­тель, получатель, кодирование, расшифровка, обращение, средства распространения информации, ответная реакция, обратная связь и помехи. Первейшая задача маркетолога заключается в выявлении целевой аудитории и ее характеристик. Затем ему предстоит опреде­лить желаемую ответную реакцию, будь то осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, убежденность или совершение по­купки. После этого необходимо разработать обращение с эффектив­ным содержанием, эффективной структурой и эффективной формой. Далее нужно выбрать средства распространения информации для проведения как личной, так и неличной коммуникации. Обращение должно быть доведено до получателя лицом, заслуживающим дове­рия, а именно кем-то, кому присущи профессионализм, добросовест­ность и привлекательность. И наконец, маркетолог должен постоянно следить за ростом осведомленности рынка, ростом числа опробовав­ших товар и численностью тех, кто остался доволен товаром в про­цессе опробования.

Фирме предстоит принять решение о том, какие средства следует затратить на продвижение в целом. Сумма ассигнований определяет­ся с помощью следующих наиболее популярных приемов: метод ис­числения затрат "от наличных средств", метод исчисления "в про­центах к сумме продаж", метод исчисления на основе затрат конку­рентов, метод исчисления "исходя из целей и задач" коммуникации.

Фирме нужно будет распределить свой бюджет продвижения по основным используемым ею средствам продвижения. При распреде­лении ассигнований фирма обращает основное внимание на характе­ристики каждого отдельного средства продвижения, на тип товара или рынка, собственную предрасположенность к использованию стратегии проталкивания товара или стратегии привлечения потре­бителей к товару, степень готовности покупателя и этап жизненного цикла товара.


Вопросы для обсуждения

1. Примените четыре основных средства комплекса маркетинго­
вых коммуникаций к деятельности профессиональных спор­
тивных команд.

2. Назовите двух участников процесса маркетинговой коммуни­
кации. Расскажите о них применительно к деятельности фир­
мы "Макдональдс".

3. Соотнесите шесть состояний покупательской готовности с ва­
шей последней покупкой пива или безалкогольного напитка.

424


4. Расскажите, на каких мотивах и почему будут строить содер­
жание своих обращений следующие деятели рынка: поставщик
электроэнергии; автомобильная фирма; Американская ассо­
циация легочных заболеваний; производитель электробытовых
товаров и энергетического оборудования.

5. Какими основными видами каналов коммуникации может
воспользоваться организация? Когда следует использовать ка­
ждый из них?

6. Будет ли астронавт Нейл Армстронг/ заслуживающим доверия
источником коммерческого сообщения? Почему?

7. Каким образом может фирма выработать свой бюджет продви­
жения? Расскажите о достоинствах каждого подхода.

8. Тип предлагаемого товара никоим образом не связан с ком­
плексом продвижения, которым пользуется продавец. Про­
комментируйте это заявление.

















Основные понятия , встречающиеся в главе 14

Кодирование — в коммуникации процесс представления мысли в символической форме.

Личная продажа — устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью со­вершения запродажи.

Обратная связь — часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.

Обращение — набор символов, передаваемых отправителем.

Ответная реакция — набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.

Отправитель — в коммуникации сторона, посылающая обращение другой стороне.

Получатель — сторона, получающая обращение, переданное дру­гой стороной.

Помехи — появление в процессе коммуникации незапланирован­ных вмешательств среды или искажений, в результате чего к получа­телю поступает обращение, отличное от того, что посылал отправитель.

Расшифровка — в коммуникации процесс, в ходе которого полу­чатель придает значение символам, переданным отправителем.

Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известного спонсора.

425


Связи с общественностью — неличное и неоплачиваемое спонсо­ром продвижение товара, услуги или компании в целом посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по ра­дио, телевидению или со сцены.

Средства распространения информации — каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю.

426




Глава 15

Продвижение товаров : реклама , стимулирование сбыта и связи с общественностью

Цели

Ознакомившись с данной главой, вы должны уметь:

1. Определить роль рекламы, стимулирования сбыта и связей с
общественностью в комплексе продвижения.

2. Рассказать о том, как создаются и доводятся до потребите­
лей рекламные обращения.

3. Рассказать о том, как разрабатываются и претворяются в
жизнь кампании по стимулированию сбыта и связям с обще­
ственностью.

4. Объяснить, каким образом фирмы замеряют эффективность
своих кампаний продвижения.

Успешная кампания фирмы " Каламбиа рекорде " по стимулированию сбыта альбомов оркестра " Мэн эт уорк "

Первый альбом оркестра " Мэн эт уорк " (" Работяги "), получивший название " Дела идут ", разошелся в количестве более 4 млн экземпляров . Одна из песен альбома — " Кто это мо­жет быть ?" — в течение 15 недель занимала первое место в списках самых ходовых пла­стинок . За свой альбом оркестр как лучший дебютант был удостоен в 1982 г . премии Трэмми ". Для индустрии грампластинок успех альбома оказался , по словам одного из ру­ ководителей " Коламбиа рекорде ", " самой прибыльной случайностью за всю историю фирм грамзаписи ". Случайным этот успех считали потому , что " Коламбиа рекорде " выпус­тила альбом , не прилагая каких - либо целенаправленных усилий для представления оркест­ра с помощью рекламы , стимулирования и пропаганды .

Недавно перед фирмой встала проблема целенаправленного представления второго альбома , записанного оркестром " Мэн эт уорк " и получившего название " Груз ". Руко­ водители фирмы посчитали , что для поддержания достигнутого успеха оркестру нужно создать четкое , узнаваемое " лицо ", неповторимую внешность , которой недоставало в первом альбоме . На одном из совещаний незадолго до выпуска альбома " Груз " стар­ ший вице - президент и генеральный управляющий " Коламбиа рекорде " в Нью - Йорке Эл Теллер сказал : " Наша основная задача — придать этим парням какой - нибудь образ ".






427


Для того чтобы образ этот был достоверным и эффективным , фирме нужно было оты­ скать какие - то качества самих музыкантов , выстроив из них своего рода товарный знак . Изучив фотографии и видеозаписи оркестра , специалисты из " Коламбиа ре­ корде " пришли к выводу , что одной из самых притягательных черт музыкантов была их беззаботная , почти детская игривость . Именно этот образ фирма и выбрала для оркестра — образ смешливой , веселой группы музыкантов . Первой возможностью опробовать новый образ стало исполнение оркестром песни " Там в Австралии " на церемонии вручения премии " Грэмми ", которая транслировалась телевидением на всю страну . Специалистам из " Коламбиа рекорде " выступление понравилось , и они приступили к претворению в жизнь остальных планов в связи с альбомом " Груз ".

Пропаганду альбома вели с использованием всех вообразимых средств распростра­ нения информации . Мэрилин Лаверти , заведующая отделом пропаганды фирмы , ор­ ганизовала появление материала об оркестре на обложке журнала " Роллинг стоунз ", выступление в телевизионном шоу " Вечерние развлечения " и передачу видеозаписей четырех песен из альбома по сети кабельного телевидения МТБ . Лаверти выбирала для своих целей общенациональные средства распространения информации , которые могли бы донести до аудитории образ веселого оркестра . Статья в журнале " Роллинг стоунз " начиналась с описания того , как музыканты играют в крикет у себя дома в Мельбурне . Тут же была помещена фотография оркестра , на которой музыканты ду­рачились с бокалами шампанского , стетоскопом и парой смешных шляп . В одном из видеороликов , переданных по сети МТБ , ведущий певец оркестра Колин Хей пред­ стал резвящимся в обличье Шерлока Холмса .

Директор службы товарного маркетинга Барбара Кук организовала многочисленные экспозиции в местах продажи , разного рода приманки для возбуждения интереса со стороны посетителей магазинов грампластинок . За три дня до выпуска альбома в про­ дажу " Коламбиа рекорде " разослала в магазины грампластинок во всех концах Соеди­ненных Штатов 30 тыс . плакатов , 85 тыс . обложек альбома для оформления экспозиций и оформительских планшетов для кассет . Одна из настенных экспозиций представляла собой большой плакат , на котором музыканты были изображены читающими книжки - комиксы . Фоном и обрамлением плаката служили обложки альбома " Груз ".

Поль Раппопорт , руководитель отдела по пропаганде альбомов фирмы на радио , снаб­ дил диск - жокеев во всех концах страны подборками рекламно - пропагандистских мате­риалов . В подборку входили пластинка - миньон в конверте , биографические сведения о музыкантах и истории оркестра , а также его фотография . Кроме того , диск - жокеи полу­чили магнитную запись 90- минутной беседы с музыкантами , которую местные радио­станции могли транслировать бесплатно при условии , что материал выйдет в эфир в кон­ це недели , предшествующей поступлению альбома в продажу . После такой пропаганди­ стской " бомбежки " " оставалось только помолиться ", как сказал Раппопорт .

Альбом ' Труз " стал для оркестра " Мэн эт уорк " и фирмы " Коламбиа рекорде " оче­ редным хитом . За первые две недели было продано 1,25 млн дисков . Оркестр припи­сывает свой успех музыке , тому звучанию , которого до его появления в американской музыкальной истории просто не существовало . А вот специалисты фирмы " Коламбиа рекорде " считают , что без четко выписанного образа и мощной поддержки со сторо­ ны рекламы , связей с общественностью и мер по стимулированию сбыта это музы­кальное звучание захотелось бы послушать гораздо меньшему числу американцев .


428


Какими бы талантливыми и творчески одаренными ни были му­зыканты, для успеха оркестру необходимы четкий образ и тщательно спланированная кампания по стимулированию. Фирма "Коламбиа рекорде" разработала кампанию для оркестра "Мэн эт уорк", исполь­зуя средства массового продвижения, как реклама, стимулирование сбыта и формирование общественного мнения. Рассмотрению всех этих средств мы и посвятим данную главу.


Реклама

В 1981 г. затраты на рекламу в Соединенных Штатах Америки со­ставили 61,3 млрд долл. Мы определяем рекламу следующим образом.

S Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распростра­нения информации, с четко указанным источником финанси­рования.

Среди тратящих деньги на рекламу не только коммерческие фир­мы, но и музеи, фонды и различные общественные организации, стре­мящиеся разрекламировать свои цели перед различными целевыми ау­диториями. Кстати, двадцать четвертой в ряду крупнейших рекламо­дателей идет некоммерческая организация — правительство США.

В коммерческом секторе четверть всей рекламы в стране прихо­дится на долю сотни ведущих общенациональных рекламодателей. В табл. 15.1 приводится список десяти крупнейших рекламодателей 1981 г. Больше всех потратила на рекламу корпорация "Проктер энд Гэмбл" — почти 672 млн долл., или 5,6% общего объема сбыта в 11,9 млрд долл. Остальные ведущие рекламодатели находятся в ав­томобильной и пищевой промышленности, в розничной торговле и связи, в табачной промышленности. В автомобильной промышленно­сти на долю рекламы приходится небольшой процент стоимости про­даж, в пищевой и фармацевтической промышленности этот процент высок. Самый большой из всех процент затрат у рекламодателей, имеющих дело с лекарственными препаратами, туалетными принад­лежностями и косметикой. За ними идут рекламодатели, предла­гающие жевательную резинку, кондитерские изделия и мыло. Ре­кордный процент затрат на рекламу от суммы продаж у корпорации "Ноксэлл" — 22,2%.

Рекламные доллары поступают в самые разные средства распро­странения информации: журналы и газеты, радио и телевидение, на­ружные экспозиции (щиты, плакаты, вывески), "директ мейл", суве­ниры (спичечные коробки, записные книжки, календари), транс­портные планшеты (в поездах, автобусах), каталоги, справочники, циркуляры. У рекламы множество применений. Ею пользуются для формирования долговременного образа организации (престижная реклама), для долговременного выделения конкретного марочного товара (реклама марки), для распространения информации о прода-

429



Таблица 15.1. Десять крупнейших общенациональных рекламодателей США 1981 г .

 

Место Фирма Общие затраты Общая сумма Затраты на
    на рекламу , продаж , рекламу , % к
    млн долл . млн долл . объему продаж
1 "Простер энд Гэмбл" 671,7 11,944 5,6
2 "Сирс.РобакэндГ 544,1 27,360 2,0
3 "Дженерал фудз" 456,8 8,351 5,5
4 "Филип Моррис" 432,9 10,885 4,0
5 "Дженерал моторе" 401,0 62,698 0,6
6 "К-Март" 349,6 16,527 2,1
7 "Набиско брэнда" 340,9 5,819 5,9
8 "Р. Дж. Рейнолда индастриз" 321,2 11,691 2,7
9 "АТГ 297,0 58,214 0,5
10 "Мобил" 293,1 68,587 4,3

же, услуге или событии (рубричная реклама), для объявления о рас­продаже по сниженным ценам (реклама распродаж) и для отстаива­ния конкретной идеи (разъяснительно-пропагандистская реклама).

Корни рекламы уходят в седую древность (Врезка 15.1). Хотя ос­новными ее пользователями являются частные предприятия, реклама находит применение во всем мире, в том числе и в социалистических странах. Реклама — рентабельный способ распространения обращений, будь они рассчитанными на создание всемирного предпочтения к мар­ке "Кока-кола", на формирование у потребителей мотивации к потреб­лению молока или к применению методов ограничения рождаемости.

Организации подходят к проведению рекламы по-разному. В мел­ких фирмах рекламой обычно занимается один из работников отдела сбыта, время от времени вступающий в контакт с рекламным агент­ством. Крупные фирмы учреждают у себя отделы рекламы. Управ­ляющий таким отделом подчиняется вице-президенту по маркетингу. В функции рекламного отдела входят разработка общего бюджета на рекламу, утверждение представляемых агентством объявлений и кампаний, проведение мероприятий по прямой почтовой рекламе, устройство рекламного оформления дилерских заведений и осущест­вление прочих форм рекламы, которыми рекламные агентства обыч­но не занимаются. Большинство фирм пользуются услугами сторон­них рекламных агентств, поскольку такая организация работы пред­лагает целый ряд преимуществ (Врезка 15.2).

В процессе разработки программы рекламной деятельности руко­водству службой маркетинга необходимо принять пять принципи­ально важных решений. Они перечислены в схеме на рис. 15.1 и рас­сматриваются в последующих разделах данной главы.

430


Врезка 15.1. Исторические вехи рекламы

О рекламной практике речь идет уже в самых первых документах письменной ис­ тории . При раскопках на территории стран Средиземноморья археологи нашли вывески , извещающие о различных событиях и предложениях . Римляне расписы­вали стены объявлениями о гладиаторских боях , а финикийцы разрисовывали ска­лы по маршрутам разного рода шествий , всячески превознося в этих росписях свои товары . Все это предшественники современной наружной рекламы . Одна из настенных росписей в Помпее расхваливала политического деятеля и призывала людей отдать за него свои голоса .

Другую раннюю разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай . " Золотой век " Древней Греции видел глашатаев , которые ходили по улицам Афин , возглашая о продажах рабов , скота и прочих товаров . Вот как звучала " рекламная песнь ", предназначенная для древнего жителя Афин : " Чтоб глаза сия­ли , чтоб алели щеки , чтоб надолго сохранилась девичья краса , разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса ".

Еще одной ранней разновидностью рекламы было клеймо , которое ремесленники ставили на своих товарах , таких , как гончарные изделия . По мере того как молва разносила сведения о репутации ремесленника , покупатели начинали искать то­ вар с его клеймом . В наши дни для этих же целей пользуются товарными знаками и марочными названиями . К примеру , полотно из Оснабрюка тщательно проверяли на качество и назначали на него цену на 20% выше , чем на продававшееся без марочных названий вестфальское полотно . По мере централизации производства и удаления рынков значение клейма постоянно росло .

Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450 г ., год изобретения Гутенбер­гом печатного станка . Рекламодателю не нужно было больше вручную изготовлять дополнительные экземпляры своих извещений . Первое печатное объявление на английском языке появилось в 1478 г .

В 1622 г . реклама получила мощный стимул в виде начавшей выходить первой га­зеты на английском языке , которая называлась " Уикли ньюс ". Позднее Эддисон и Стил начали выпускать газету " Тэтлер ", став верными поборниками рекламы . Эд­ дисон напечатал следующий совет составителям рекламных текстов : " Великое ис­кусство написания рекламного объявления заключается в отыскании правильного подхода , дабы захватить внимание читателя , без чего добрая весть может остаться незамеченной или затеряться среди извещений о банкротствах ". В номере " Тэтле - ра " за 14 сентября 1710 г . были опубликованы рекламные объявления на ремни для правки бритв , патентованные медицинские препараты и прочие товары широ­кого потребления .

Наибольшего расцвета реклама достигла в Соединенных Штатах . Отцом амери­канской рекламы называют Бенджамина Франклина . Его " Газетт ", появившаяся в 1729 г ., добилась самого большого тиража и самого большого объема рекламных публикаций среди всех газет колониальной Америки . Превращению Америки в колыбель рекламы способствовало несколько факторов . Во - первых , американская промышленность лидировала в процессе внедрения в производство механизации ,


431


благодаря которой появился избыток товаров и возникла необходимость убеждать потребителей покупать больше. Во-вторых, создание прекрасной сети водных пу­тей, шоссейных и обычных дорог сделало реальной доставку товаров и средств рекламы в сельские районы. В-третьих, введение в 1813 г. обязательного началь­ного образования повысило уровень грамотности и способствовало росту газет и журналов. Изобретение радио, а позднее и телевидения означало появление двух замечательных средств распространения рекламы.

Врезка 15.2. Как работает рекламное агентство ?

Мэдисон-авеню, США, — это словосочетание, знакомое большинству американ­цев, относится к улице в центре Нью-Йорка, на которой располагаются штаб-квартиры ряда крупных рекламных агентств. В этих штаб-квартирах работают около 30 тыс. человек. А подавляющее большинство из 6000 насчитывающихся в стране рекламных агентств находятся за пределами Нью-Йорка. В США не так уж много городов, где не было бы хотя бы одного рекламного агентства, даже если это предприятие всего с одним работником. В 1978 г. в семерку крупнейших рек­ламных агентств США па показателям оборота по счетам в мировом масштабе входили: "Дж. Уолтер Томпсон", "Макканн-Эриксон", "Янг энд Рубикам", "Огил-ви энд Мазер", "ББДО", "Тед Бейтс" и "Лео Бэрнетт". Самое крупное в мире рекламное агентство находится в Японии и называется "Денцу".

К услугам рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные Собствен­ные рекламные отделы. В агентствах работают творческие и технические специали­сты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффек­тивнее, чем штатные сотрудники фирмы. Кроме того, агентства привносят взгляд со стороны на стоящие перед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разными клиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг агентств происхо­дит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разо­рвать контракт, у агентств есть мощный стимул работать эффективно.

Обычно основу рекламного агентства составляют четыре отдела: творческий отдел , занимающийся разработкой и производством объявлений; отдел средств рекламы , ответственный за выбор средств рекламы и размещение объ­явлений; исследовательский отдел , изучающий характеристики и потребности аудитории, и коммерческий отдел , занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства. Работой над заказами каждого отдельного клиента руко­водит ответственный исполнитель, а сотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов одного или нескольких клиентов.

Нередко агентства привлекают к себе новых клиентов благодаря своей репутации или своей величине. Однако, как правило, клиент предлагает нескольким агентствам провести конкурентные презентации, по результатам которых и делает свой выбор.

Рекламные агентства получают компенсацию в виде комиссионного вознагражде­ния и иногда гонораров. Обычно агентство получает 15%-ную скидку со стоимо­сти закупаемых им средств рекламы. Предположим, оно закупает для клиента ме­сто в журнале стоимостью 60 тыс. долл. Журнал выставляет агентству счет на

432


51 тыс . долл . (60 тыс . минус 15%), а агентство получает с клиента полную сум­му — 60 тыс . долл ., — удерживая комиссию в 9 тыс . долл . в свою пользу . Если бы клиент закупил это же место непосредственно у журнала , он также заплатил бы журналу 60 тыс . долл ., поскольку комиссионные скидки предоставляются только аккредитованным рекламным агентствам .

И рекламодатели и агентства испытывают все большее недовольство системой ко­миссионных скидок . Крупные рекламодатели жалуются , что платят за те же самые услуги больше , чем мелкие рекламодатели , просто потому , что размещают боль­ше рекламы . Рекламодатели также считают , что комиссионная система отвлекает внимание агентств от недорогих средств рекламы и кратковременных рекламных кампаний . Агентства сетуют на то , что оказывают клиенту дополнительные услуги , не получая за это никакого дополнительного вознаграждения . Сегодня все больше склоняются к системе компенсирования либо на основе прямых гонораров , либо на основе сочетания комиссии и гонораров .

На устоях деятельности агентств отрицательно сказываются и некоторые тенден­ции наших дней . Агентства с полным циклом обслуживания сталкиваются с расту­щей конкуренцией со стороны агентств с ограниченным циклом услуг , которые специализируются либо на закупках средств рекламы , либо на создании реклам­ ных текстов , либо на производстве рекламных материалов . Коммерческие управ­ляющие завоевывают в рекламных агентствах все больше власти и все настойчи­вее требуют от творческого персонала большей нацеленности на извлечение при­ были . Некоторые рекламодатели открыли собственные внутрифирменные рекламные агентства , прекратив таким образом долговременную связь со своими прежними рекламными агентствами . И наконец , Федеральная торговая комиссия хочет , чтобы рекламные агентства несли ответственность за лживую рекламу на­ равне с клиентами . Все эти тенденции , несомненно , вызовут ряд перемен в данной сфере деятельности , однако агентства , добротно делающие свое дело , выживут .

Постановка задач

Первым шагом в процессе разработки рекламной программы яв­ ляется постановка задач рекламы. Задачи эти могут вытекать из ра­ нее принятых решений о выборе целевого рынка, маркетинговом по­ зиционировании и комплексе маркетинга. Стратегия маркетингового позиционирования и подход к формированию комплекса маркетинга предопределяют, что именно должна сделать реклама в рамках ком­плексной программы маркетинга.

Перед рекламой могут поставить множество конкретных задач в об­ласти коммуникаций и сбыта. Их можно классифицировать в зависимо­ сти от того, предназначена ли реклама информировать, увещевать или напоминать. Некоторые из задач .рекламы перечислены в табл. 12.2.

Информативная реклама преобладает в основном на этапе выве­ дения товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса. Так, производителям йогурта нужно было сначала проин­ формировать потребителей о питательных достоинствах и многочис­ ленных способах использования продукта.

433


1



 


Рис. 15.1. Основные решения в сфере рекламы







Таблица 15.2. Возможные цели рекламы


Вид рекламы




Задачи рекламы


Информативная Рассказ рынку о новинке или о новых применениях существующего товара +

Информирование рынка об изменении цены + Объяснение принципов действия товара + Описание оказываемых услуг + Исправление неправильных представ­лений или рассеяние опасений потребителя + Формирование образа фирмы

Увещевательная Формирование предпочтения к марке + Поощрение к переключению на вашу марку + Изменение восприятия потребителем свойств товара + Убеждение по­требителя совершить покупку не откладывая + Убеждение потребителя в необ­ходимости принять коммивояжера

Напоминающая  Напоминание потребителям о том, что товар может по требоваться им в бли­жайшем будущем + Напоминание потребителям о том, где можно купить то­вар + Удержание товара в памяти потребителей в периоды межсезонья + Под­держание осведомленности о товаре на высшем уровне

Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избиратель­ ного спроса. Например, объявление на продукты "постной кухни" фирмы "Стауффер" пытается убедить аудиторию следящих за своим весом потребителей, что новое блюдо — несмотря на невысокую ка-

434


лорийность — имеет потрясающий вид и отличный вкус. Часть уве­щевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущество одной марки за счет конкретного сравнения ее с одной или несколькими марками в рамках данного товарного класса. Сравнительной рекламой поль­зуются в таких товарных категориях, как дезодоранты, зубная паста, шины и автомобили.

Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости, для того чтобы заставить потребителя вспоминать о товаре. Цель до­рогих объявлений "Кока-колы" в журналах — напомнить людям о напитке, а вовсе не в том, чтобы проинформировать или убедить их. Сродни ей так называемая подкрепляющая реклама, которая стре­мится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора. В рекламных объявлениях на автомобили часто фигури­руют довольные покупатели, восторгающиеся той или иной особенно­стью купленной машины.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 258.