Поддержание товарно - материальных запасов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Решение об уровне товарно-материальных запасов — еще одно решение в сфере товародвижения, влияющее на удовлетворенность потребителей. Деятелю рынка хотелось бы, чтобы фирма располагала запасами товара, достаточными для немедленного выполнения всех заказов клиентов. Однако поддерживать столь большие запасы для фирмы нерентабельно. По мере повышения уровня сервиса для кли­ентов издержки на поддержание товарно-материальных запасов стремительно растут. Руководству необходимо будет знать, в доста­точной ли мере возрастут сбыт и доходы, чтобы оправдать увеличе­ние объема товарных запасов. Только после этого оно может решить, следует ли заказывать дополнительные партии товара, а если зака­зывать, то в каких именно количествах.

Транспортировка

Специалистам по маркетингу необходимо интересоваться, какие решения относительно транспортировки товаров принимают их фир­мы. От выбора перевозчика зависит и уровень цен товаров, и свое­временность их доставки, и состояние товаров в момент их прибытия к местам назначения. А ведь все это в свою очередь скажется на сте­пени удовлетворенности потребителей.

При отгрузке товаров складам, дилерам и потребителям фирма может выбирать из пяти видов транспорта: железнодорожный, вод­ный, автомобильный, трубопроводный и воздушный. Характеристи­ки каждого из этих видов транспорта суммированы в табл. 12.1. Ниже дается их описание.

351



Таблица 12.1. Характеристики основных видов транспорта

 

Вид транспорта Грузооборот за 1980 г ., млрд тонно - миль В % к общему объему грузооборота Наиболее часто перевозимые товары
Железнодорожный 858,1 30,0 Сельскохозяйственные продукты, полезные ископаемые, песок, химика­ты, автомобили
Водный 827,2 28,7 Нефть, зерно, песок, гравий, металлические руды, каменный уголь
Автомобильный 602,0 21,0 Одежда, книги, компьютеры, бумажные товары
Трубопроводный 585,2 20,2 Нефть, каменный уголь, химикаты
Воздушный 4,6 0,1 Приборы, скоропортящиеся пищевые продукты

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. Железные дороги являют­ся самым крупным грузоперевозчиком страны. На их долю прихо­дится 30% общенационального грузооборота в тонно-милях. С точки зрения затрат железные дороги —наиболее рентабельный вид транс­порта для перевозок вагонных партий грузов навалом — каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции — на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов. Было создано новое обо­рудование для более эффективной грузообработки отдельных катего­рий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставлять услуги в пути, такие, как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт на­значения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. Значительное количество товаров перево­зится судами и баржами в прибрежных водах и по внутренним водным путям. Стоимость перевозки по воде громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, неф­ти и металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транс­порт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. Грузовой автотранспорт посто­янно увеличивает свою долю в перевозках, и сегодня на него прихо­дится 21% общего грузооборота в тонно-милях. В городах автотранс­порт осуществляет основную массу грузовых перевозок. Этот вид пе­ревозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар "от двери до две­ри", избавляя отправителей от необходимости лишних перевозок. Грузовики — рентабельный вид транспорта для перевозки на не­большие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях ав­тотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами же-

352


лезных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более вы­сокую оперативность оказываемых услуг.

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. Трубопроводы — специфиче­ское средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по желез­ной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубо­проводов используются владельцами для транспортировки их собст­венных продуктов.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ. На долю воздушных перевозок при­ходится менее 1% общего грузооборота в стране, однако этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы гру­зовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомо­бильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеаль­ной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость и/или ко­гда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеж­даются, что использование авиационного транспорта позволяет сни­зить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.


Выбор вида транспорта

Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители при­нимают в расчет до шести факторов. В табл. 12.2 дается краткая сравнительная характеристика различных видов транспорта с точки зрения этих факторов. Так, если отправителя интересует скорость, его основной выбор оказывается между воздушным и автомобильным транспортом. Если его цель — минимальные издержки, делается вы­бор между водным и трубопроводным транспортом. Больше всего вы­год связано, кажется, с использованием автомобильного транспорта, чем и объясняется рост его доли в объеме перевозок.

Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к од­новременному использованию двух или более видов транспорта. Кон­тейнеризация — это загрузка товара в ящики или трейлеры, которые легко перегрузить с одного вида транспорта на другой. Рельсовый кон-трейлер — это перевозка с использованием железнодорожного и авто­мобильного транспорта, судовой контрейлер — это перевозки с исполь­зованием водного и автомобильного транспорта, "рельсы-судно" — это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, "воздух-шоссе" — это перевозки с использованием воздушного и авто­мобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обес­печивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый

353



Таблица 12.2. Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей




Железнодорожный      3             4         3          2              2              3

Водный                 4             5         4           1              4              1

Автомобильный         2             2         2           3             1              4

Трубопроводный       5             115                                           5              2

Воздушный              13                           5          4              3              5

Примечание . Наиболее благоприятный показатель - 1.

контрейлер обходится дешевле чисто автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство.

В решениях о транспортировке следует учитывать сложные ком­промиссы между разными'видами транспорта, а также последствия этих компромиссов для других видов деятельности в системе распре­деления, таких, как складирование и поддержание товарно-материальных запасов. Поскольку с течением времени относительные издержки разных видов транспорта меняются, фирмам необходимо пересматривать свои схемы транспортировки с целью отыскания наиболее оптимального варианта организации товародвижения.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.