Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Благодаря ему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться. Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций.
1. Исследовательская работа— сбор информации, необходимой
для планирования и облегчения обмена.
2. Стимулирование сбыта — создание и распространение увеще
вательных коммуникаций о товаре.
3. Установление контактов — налаживание и поддержание связи
с потенциальными покупателями.
330
4. Приспособление товара — подгонка товара под требования по
купателей. Это касается таких видов деятельности, как произ
водство, сортировка, монтаж и упаковка.
5. Проведение переговоров — попытки согласования цен и про
чих условий для последующего осуществления акта передачи
собственности или владения.
6. Организация товародвижения — транспортировка и складиро
вание товара.
7. Финансирование — изыскание и использование средств для
покрытия издержек по функционированию канала.
8. Принятие риска — принятие на себя ответственности за функ
ционирование канала.
А . Количество контактов без посредника
ПрхПтр = 3x3 = 9
Б . Количество контактов с посредником
Пр + Птр = 3 + 3 = 6
Рис. 12.1. Каким образом посредник сокращает число необходимых пря мых контактов
Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трех — завершению уже заключенных сделок. Вопрос не в том, нужно ли эти функции выполнять — нужно, и обязательно, — а скорее в том, кто должен их выполнять. Всем этим функциям присущи три общих свойства: они поглощают дефицитные ресурсы, нередко могут быть выполнены лучше благодаря специализации, могут выполняться разными членами канала. Если часть их выполняет производитель, его издержки соответственно растут, а, значит, цены должны быть выше. При передаче части функций посредникам издержки, а следовательно, и цены производителя ниже. Посредники в этом случае должны взимать дополнительную плату, чтобы покрыть свои издержки по организации работ. Вопрос о том, кому следует выполнять различные функции, присущие каналу, —
331
это, по сути дела, вопрос об относительной результативности и эффективности. Если появится возможность более результативно выполнять функции, канал соответственно перестроится.
Число уровней канала
Каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения — это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала мы с вами будем обозначать по числу имеющихся в нем промежуточных уровней. Несколько маркетинговых каналов разной протяженности представлено на рис. 12.2.
Канал нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга) состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи — торговля вразнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины. Коммивояжеры фирмы "Эйвон" продают домохозяйкам косметику методом торговли вразнос. Фирма "Франклин минт" продает предметы коллекционирования методом посылочной торговли, а фирма "Зингер" продает свои швейные машины через собственные магазины.
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им неред- • ко оказывается агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оп-
Канал 1
Канал 2
КаналЗ
Канал 4
Рис. 12.2. Примеры каналов распределения разных уровней
332
товый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Например, в мясоперерабатывающей промышленности между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, которые крупные оптовики, как правило, не обслуживают.
Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.
Каналы в сфере услуг
Концепция каналов распределения подразумевает распределение не только физических товаров. Производители услуг и идей также сталкиваются с проблемой обеспечения доступности своих предложений для целевых аудиторий. Для этого они создают "системы распространения знаний", "системы обеспечения здоровья" и т.п. Чтобы охватить широко разбросанную аудиторию, им необходимо продумать как характер, так и размещение своих представительств.
Больницы должны быть расположены географически таким образом , чтобы все жители региона имели возможность получить полное медицинское обслуживание . Школы необходимо строить рядом с местами проживания детей , которым надо учиться . Пожар ные команды должны быть рассредоточены таким образом , чтобы пожарники могли бы стро добраться до очагов возможных пожаров . Избирательные участки должны нахо диться в таких местах , чтобы до них можно было добраться и проголосовать без лишней траты времени , сил и средств . Во многих штатах существует проблема выбора места для размещения филиалов студенческих городков для проживания подрастающего поко ления высокообразованных людей . В городах нужно строить детские игровые площад ки и должным образом размещать их . Многим перенаселенным странам нужно строить центры по планированию семьи , которые распространяли бы среди населения инфор - { мацию о способах ограничения рождаемости .
Предприятия услуг должны создавать собственные системы распределения, соответствующие особенностям их товаров. Примером такого предприятия может служить авиакомпания "Дельта эйр-лайнс", о которой рассказывается во врезке 12.1. Каналами распределения пользуются и в процессе маркетинга "личностей". До 1940 г. профессиональные комики могли вступить в контакт с аудиторией с помощью семи каналов: варьете, устройство специальных представлений, ночные клубы, радио, кино, карнавалы, театры. В 1950-х годах варьете исчезло, зато появился новый мощный канал — телевидение. Политические деятели также должны изыскивать рентабельные с финансовой точки зрения каналы распространения своих обращений среди избирателей — средства массовой информации, митинги, беседы за чашкой кофе в обеденный перерыв.
333
Врезка 12.1. Авиакомпания " Дельта " строит график полетов по принципу " ступицы и спицы "
Многие годы " Дельта " является самой преуспевающей в финансовом отношении авиакомпанией мира . Постоянному лидерству фирмы способствуют несколько факторов , в том числе ее умение разрабатывать перспективные планы деятельности и неукоснительно следовать им , а также ее прекрасные отношения с собственными служащими . Однако основным залогом преуспевания компании служит , ве роятно , новаторская система распределения ее товара — маршрутных полетов .
Система , положенная в основу составления графика полетов " Дельты ", известна как принцип " ступицы и спицы ". " Ступица " — это центр системы , Атланта в штате Джорджия , где находится штаб - квартира компании , а " спицы " — авиамаршруты из Атланты в ряд городов страны . График полетов составлен таким образом , что все рейсы малой дальности из этих городов сходятся в Атланте примерно в одно и то же время . Рейсовые самолеты прибывают в центральный пункт и отправляются из него группами . Десять раз в сутки в аэропорту Атланты совершают посадку с разрывом в несколько минут по тридцать и более самолетов " Дельты ". А через некоторое время происходит то , что служащие " Дельты " называют " большим раз гоном ", когда из Атланты почти одновременно отправляется по всем маршрутам другая группа в тридцать или более самолетов .
Работа системы скоординирована таким образом , что пассажиры , которым необ ходимо совершить пересадку в Атланте , прибывают туда , когда интересующие их рейсы как раз готовятся к вылету . Для пассажиров система " ступицы и спицы " означает удобную стыковку рейсов и затрату минимального времени на пересадку . Для авиакомпании система означает , что для полетов с пересадками пассажиры скорее всего воспользуются самолетами " Дельты ", а не рейсами других фирм . Анализ продаж за шесть месяцев показал , что почти 90% транзитных пассажиров , прибывших в Атланту самолетами " Дельты ", продолжают полет , пересев на дру гие рейсы " Дельты ".
И тем не менее использование такой системы сопряжено с рядом потенциальных проблем . Поскольку рейсы скоординированы между собой , плохая погода в Ат ланте может вызвать массовые задержки полетов во всей системе . Еще одним неприятным моментом является задержка с прибытием рейсов в Атланту . Задержка вылетов в ожидании опаздывающих рейсов также вызывает волну задержек во всей системе .
Однако в целом применяемая фирмой " Дельта " система срабатывает . Централи зация системы обслуживания помогает сохранять высокий уровень продаж . Большинство других авиакомпаний также с успехом применяют сегодня принцип " сту пицы и спицы ". Но подлинным мастером использования этой системы все же оста ется авиакомпания " Дельта ".
334
Для каналов обычно характерно продвижение товара вперед. Но можно говорить и о каналах обратного хода.
Большой проблемой экологии стала рециркуляция твердых отходов . И хотя их по вторное использование с технической точки зрения — дело вполне осуществимое , проблема возникает при организации движения материалов по каналу распределе ния в обратную сторону , при организации маркетинга мусора по каналу " обратного хода ". Существующие ныне каналы " обратного хода " примитивны , а связанные с этим занятием финансовые стимулы недостаточны . Потребителя нужно замотивиро - вать на перемену роли , на превращение в производителя , в инициатора , дающего толчок процессу распределения в обратном направлении .
Авторы называют ряд посредников, которые могут сыграть определенную роль в каналах "обратного хода". Это приемные пункты производителя; общественные группы по проведению "Дней чистоты"; традиционные посредники, такие, как посредники по торговле безалкогольными напитками; специалисты по сбору мусора; центры по вторичной переработке отходов; современные "старьевщики"; брокеры по торговле мусором для переработки; централизованные склады-предприятия по переработке отходов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 285.