Подойдем к проблеме с другой стороны и зададимся вопросом: как следует реагировать фирме на изменение цен, предпринятое кем-то из конкурентов? Для этого следует задуматься. Почему конкурент изменил цену — для завоевания рынка, использования недогруженных производственных мощностей, компенсирования изменившихся издержек или чтобы положить начало изменению цен в отрасли в целом? Планирует ли конкурент изменение цен на время или навсегда? Что произойдет с долей рынка фирмы и ее доходами, если она не примет ответных мер? Собираются ли принимать ответные меры другие фирмы? Какими могут быть ответы конкурента и других фирм на каждую из возможных ответных реакций?
Помимо решения этих вопросов, фирма должна провести и более широкий анализ. Ей следует изучить проблемы, связанные с этапом жизненного цикла своего товара, значение этого товара в рамках своей товарной номенклатуры, изучить намерения и ресурсы конкурента, предложенную цену и чувствительность рынка с точки зрения ценностной значимости товара, динамику издержек в зависимости от объема производства и прочие возможности, открывающиеся перед фирмой.
Фирма не всегда в состоянии провести анализ вариантов своих действий непосредственно в момент изменения цен. Ведь конкурент, возможно, готовился к своему шагу довольно долго, а четко отреагировать на этот шаг надо через несколько часов или дней. Практически единственный способ сократить срок принятия решения об ответной реакции — предвидеть возможные ценовые маневры конкурента и заблаговременно подготовить ответные меры.
Резюме
При расчете исходной цены фирмы пользуются различными подходами к проблеме ценообразования. Один из таких подходов — установление цены по географическому принципу, когда фирма решает, как именно рассчитывать цену для удаленных потребителей, и выбирает либо метод установления цены ФОБ в месте происхождения товара, либо метод установления единой цены с включенными в нее расходами по доставке, либо метод установления зональных цен, либо метод установления цен применительно к базисному пункту,
323
либо метод установления цен с принятием на себя расходов по доставке. Второй подход — установление цен со скидками и зачетами, когда фирма предоставляет скидки за платеж наличными, скидки за количество закупаемого товара, функциональные и сезонные скидки и производит зачеты. Третий подход — установление цен для стимулирования сбыта, когда фирма решает прибегнуть или к использованию "убыточных лидеров", или к ценам для особых случаев или предлагает скидки наличными. Четвертый подход — установление дискриминационных цен, когда фирма назначает разные цены для разных клиентов, на разные варианты товара, для разных мест и разного времени. Пятый подход — установление цен на новый товар, когда фирма предлагает защищенную патентом новинку либо в рамках стратегии "снятия сливок", либо в рамках стратегии прочного внедрения на рынок. При выходе на рынок с товаром-имитатором она выбирает один из девяти вариантов стратегии его качественно-ценового позиционирования. Шестой подход — ценообразование в рамках товарной номенклатуры, когда фирма устанавливает ценовые ориентиры для ряда изделий в рамках товарного ассортимента, устанавливает цены на дополняющие товары, обязательные принадлежности и побочные продукты производства.
Решая вопрос об инициативном изменении цен, фирма должна тщательно изучить вероятные реакции потребителей и конкурентов. Реакция потребителей зависит от того, какой смысл усматривают они в изменении цены. Реакции конкурентов являются либо следствием четких установок политики реагирования, либо результатом конкретной оценки каждой вновь возникающей ситуации. Фирма, планирующая инициативное изменение цен, должна также предвидеть наиболее вероятные реакции поставщиков, дистрибьюторов и государственных учреждений. В случае изменения цен, предпринятого кем-то из конкурентов, фирма должна попытаться понять его намерения и вероятную длительность действия нововведения. Если фирма желает быстро реагировать на происходящие изменения, ей следует заранее планировать свои ответные меры на возможные ценовые маневры конкурентов.
Вопросы для обсуждения
1. "Армко", одна из ведущих сталелитейных компаний, разрабо
тала новую технологию цинкования и (что раньше было невоз
можно) антикоррозийной окраски стального диска для изго
товления деталей автомобильных кузовов. Какие факторы не
обходимо учесть фирме при назначении цены на этот товар?
2. Корпорация "Дженерал электрик" изобрела невиданную ранее
бытовую электролампочку, которая служит в 5 раз дольше
обычной, выдерживающей 1000 часов эксплуатации, и расхо
дует в три раза меньше энергии. Фирма хочет установить на
нее цену в 10 долл. (что в пересчете на срок службы обычных
324
лампочек обеспечит итоговую экономию в сумме 20 долл.). С какими проблемами может столкнуться "Дженерал электрик" при претворении в жизнь такой политики цен? Какие предложения вы могли бы внести со своей стороны?
3. В 1981-1982 гг. автомобилестроители прибегли к агрессивным
программам скидок наличными для потребителей в попытках
продать больше автомобилей. Какие опасности таятся в этой
стратегии ценообразования?
4. В последние годы большинство изменений цен по инициативе
деятелей рынка заключалось в их повышении. Почему?
Основные понятия , встречающиеся в главе 11
Зачет — плата или уменьшение цены за участие в осуществлении какой-либо программы, такой, как товарообменный план торговли товарами длительного пользования.
Сезонная скидка — уменьшение цены для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров или услуг.
Скидка за количество закупаемого товара — уменьшение цены для покупателей, приобретающих большие количества товара.
Скидка за платеж наличными — уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета.
Стратегия прочного внедрения на рынок — практика установления на новый товар относительно низкой цены с целью привлечения большого числа покупателей и завоевания большой доли рынка.
Стратегия "снятия сливок" с рынка — практика установления на вновь изобретенный товар максимально высокой цены, которая делает выгодным восприятие новинки лишь некоторыми сегментами рынка, а фирме позволяет получать максимально возможный доход.
Установление дискриминационных цен — продажа товара по двум или более ценам, устанавливаемым безотносительно к разнице в уровнях издержек.
Установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке — установление цены по географическому принципу, когда фирма взимает со всех заказчиков независимо от их местонахождения одну и ту же цену, приплюсовывая к ней расходы по доставке товара.
Установление зональных цен — установление цен по географическому принципу, когда все заказчики в границах зоны платят одну и ту же суммарную цену, а сами цены повышаются по мере удаленности зоны.
Установление цен для стимулирования сбыта — временное установление на товар цены ниже прейскурантной, а иногда и ниже себестоимости.
325
Установление цен относительно к базисному пункту — установление цен по географическому принципу, когда продавец выбирает тот или иной город в качестве базисного пункта и взимает со всех заказчиков транспортные расходы в суммах, равных стоимости доставки из этого города независимо от места фактической отгрузки товара.
Установление цен с принятием на себя расходов по доставке —
практика принятия продавцом на себя частично или полностью расходов по доставке товара с целью обеспечения получения заказов.
Установление цены ФОБ в месте происхождения товара — установление цены по географическому принципу, когда товар передается перевозчику на условиях франко-вагон, а заказчик оплачивает все расходы по транспортировке от места нахождения предприятия до места назначения.
326
Глава 12
Методы распространения товаров : каналы распределения и товародвижение
Цели
Ознакомившись с данной главой, вы должны уметь:
1. Перечислить уровни и функции канала распределения.
2. Назвать основные варианты каналов, которыми может вос
пользоваться фирма.
3. Рассказать о том, как фирма разрабатывает цели товаро
движения.
4. Сравнить между собой пять основных видов транспортировки
грузов.
Цветочная промышленность в поисках " розовых " прибылей
В конце XIX века многие богатые семьи строили на своих участках теплицы , чтобы наслаждаться дома видом и ароматом свежесрезанных цветов . Букеты цветов укра шали и официальный прием в огромном зале , и послеполуденный чай в гостиной .
Крупномасштабное коммерческое цветоводство началось в первые годы XIX века , когда публика завела привычку покупать свежие цветы по разным случаям . Для об служивания этого постоянно расширявшегося рынка коммерческие цветоводы стали выращивать цветы в теплицах , построенных прямо на окраинах больших городов . Вскоре на сцене появились оптовые торговцы , которые взялись за доставку выращен ных цветов из теплиц в цветочные магазины городов . Скоропортящийся товар позволял вести дело только в местном масштабе и без большого размаха . Цветы нужно было срезать , доставить в город и продать розничным торговцам очень быстро , чтобы к потребителю они попали еще свежими . Однако появление воздушного транспорта вызвало в цветочной промышленности крупные перемены . Возможность быстро перевозить цветы на большие расстояния позволила предпринимателям выращивать их в больших количествах в районах с теплым климатом , таких как Калифорния и Флори да , и продавать их оптовым торговцам для распределения в любой части страны .
327
Еще большее значение имело для цветочной промышленности появление реактивной авиации . Благодаря ей в конкурентной борьбе на американском рынке получили возможность участвовать и зарубежные цветоводы . К примеру , большую часть продаваемых в цветочных магазинах США гвоздик и еще не распустившихся цветов в бутонах выращивают в Колумбии . Доставка партии цветов самолетом из Колумбии на Восточное побережье стоит почти сколько же , сколько будет стоить доставка такой же партии из Калифорнии . За право продажи своих цветов на территории США ко лумбийским цветоводам приходится платить пошлину , зато рабочая сила обходится им гораздо дешевле , чем их американским коллегам . Еще одним преимуществом ко лумбийских предпринимателей является климат их страны , который теплее климата Калифорнии или Флориды , где цветоводы нередко тратят огромные деньги на ото пление теплиц . Среди других стран , ведущих конкурентную борьбу на американском рынке цветов , Голландия и Израиль . В результате иностранной конкуренции часть американских цветоводов вытеснена с рынка , а другим пришлось переключаться на выращивание таких видов цветов , которые , по их сведениям , не ввозят из - за границы .
Цветоводы — не единственные представители цветочной промышленности , кто сталкивается в своей деятельности с серьезными проблемами . Розничные торговцы и оп товики обеспокоены тем , что американцы покупают недостаточно много цветов . В 1982 г . средний американский потребитель истратил на цветы около 20 долл . Оптовики возлагают вину за плохой сбыт на розничных торговцев . Во многих магазинах цветы хранят в холодильниках за прилавком , что , по мнению оптовиков , не позволяет рассматривать товар . Уличные торговцы , наоборот , предлагают товар лицом . Цветы находятся прямо перед глазами прохожих , и оптовикам хотелось бы , чтобы такую же форму продажи ввели у себя и розничные магазины .
Оптовики утверждают , что рост цветочной промышленности маловероятен до тех пор , пока розничные торговцы не начнут пропагандировать цветы как товар повсе дневного пользования . Сегодня американцы обычно покупают цветы только для официальных событий типа свадьбы и похорон . Один из розничных торговцев— Аль Фелли из Медисона , штат Висконсин , — согласен с оптовиками . Он подсчитал , что , если каждое из 80 тыс . домохозяйств города будет раз в неделю покупать по одному букету цветов стоимостью 3 долл ., общий годовой оборот местных цветочных магазинов составит около 12 млн долл . Фактически же поступления за 1980 г . выразились всего лишь в сумме порядка 200 тыс . долл .
Для увеличения продаж американская цветочная промышленность могла бы воспользоваться примером Европы . Несколько лет назад у европейских потребителей была сформирована привычка к повседневным покупкам цветов . " Воспитательный " процесс состоял из трех этапов . Во - первых , нужно было так отладить систему распределения , чтобы цветы попадали в магазины быстрее , чем раньше . Во - вторых , розничные торговцы сократили наценки , что привлекло больше потребителей и позволило им покупать больше цветов . И наконец , европейская розница стала предлагать более широкое , чем в США , разнообразие цветов . Цветочная промышленность США могла бы извлечь выгоду из совершенствования своей маркетинговой практики и системы распределения на европей ский манер , потому что , как грустно заметил один из оптовиков : " Знаете ли вы еще какую - нибудь отрасль , чей товар все любят , но никто не покупает ?"
328
Решение о выборе канала распределения — одно из самых сложных решений, которые необходимо принять руководству. Выбранные фирмой каналы самым непосредственным образом влияют на все остальные решения в сфере маркетинга. Политика цен зависит от того, каких дилеров выбрала фирма— крупных и первоклассных или средних и рядовых. Решения о собственном торговом персонале зависят от масштабов коммерческой и учебной работы, которую необходимо будет проводить с дилерами. Кроме того, решения фирмы относительно каналов распределения предполагают выдачу долговременных обязательств другим фирмам. Когда производитель грузовиков подписывает соглашения с независимыми дилерами, он не сможет сразу заменить их собственными продавцами в случае изменения обстановки. Так что руководство должно выбирать каналы распределения с прицелом не только на сегодняшний день, но и на предполагаемую коммерческую среду дня завтрашнего.
В этой главе мы рассмотрим три основных вопроса. Какова природа каналов распределения? С какими проблемами сталкиваются фирмы при формировании и организации работы своих каналов распределения? Какую роль играют решения об организации товародвижения для привлечения клиентов и обеспечения их удовлетворенности? В гл. 13 мы рассмотрим проблемы каналов распределения со стороны розничных и оптовых торговцев.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 348.