При определенных обстоятельствах фирмы временно назначают на свои товары цены ниже прейскурантных, а иногда даже ниже себестоимости. Установление цен для стимулирования сбыта происходит в разных формах.
1. Универсамы и универмаги устанавливают на некоторые товары
цены как на "убыточных лидеров" ради привлечения покупа
телей в магазин в надежде, что они заодно приобретут и дру
гие товары с обычными наценками.
2. Для привлечения большого числа клиентов в определенные пе
риоды времени продавцы пользуются также ценами для осо
бых случаев. Так, для привлечения в магазины утомленных от
318
предновогодних покупок людей каждый год в январе устраиваются зимние распродажи.
3. Иногда производители предлагают потребителям, покупающим
товар у дилеров в определенный отрезок времени, скидку на
личными. Скидка эта передается производителем непосредст
венно потребителю. Скидка наличными— гибкое орудие со
кращения товарных запасов в периоды затруднения сбыта без
снижения прейскурантных цен. В последнее время они стали
популярными у корпорации "Крайслер" и других автомобиле
строителей, а также у таких производителей дорогостоящих
товаров, как фирмы "Феддерс", "Полароид" и "Минолта".
4. Продавцы часто предлагают скидки с обычных цен. Об одном
из примеров скидок для стимулирования сбыта рассказывается
во врезке 11.1.
Врезка 11.1. Снижение цен на норковые шубы для стимулирования сбыта
Ирвин и Кэрол Вэр взяли в долгосрочную аренду салон мехов в помещении феше небельного универмага " И . Маньэн " на Норт - Мичиган - авеню в Чикаго . В целях сокращения запасов залежавшихся шуб они решили устроить однодневную рас продажу . Шубы уценили от 50 до 70% и разместили на вешалках , к одной из которых была прикреплена надпись : " На этой вешалке все стоит менее 2000 долл .". О распродаже сообщили с помощью громогласной рекламы по телевидению , а также объявлений в газетах , превозносивших ее как единственных шанс в жизни .
Из рекламы потребители узнали , что они смогут расплачиваться за покупки в те чение 24 месяцев .
Сработала ли эта агрессивная реклама , навязывавшая товар по дешевке ? Вне всякого сомнения . В день распродажи салон посетили более двухсот покупателей , и каждый второй покинул магазин с новой шубой . А ведь средний оборот салона за обычный день — всего 4500 долл .
Установление дискриминационных цен
С учетом различий в потребителях, товарах, местностях и прочего фирмы часто вносят коррективы в свои цены. При установлении дискриминационных цен фирма продает товар или услугу по двум или более разным ценам без учета различий в издержках. Установление дискриминационных цен происходит в разных формах.
1. С учетом разновидностей покупателей. Разные покупатели
платят за один и тот же товар или услугу разные цены. Музеи
меньше берут за вход со студентов и престарелых.
2. С учетом вариантов товара. Разные варианты товара продают по
разным ценам, но без всякого учета разницы в издержках их
319
производства. Корпорация "СКМ" продает свой самый дорогой утюг марки "Проктер-Сайлекс" за 54,95 долл., что на 5 долл. превышает стоимость следующего из наиболее дорогих ее изделий. Единственное отличие самой дорогой модели — в сигнальной лампочке, которая зажигается, когда утюг готов к работе. А установка этой лампочки обходится фирме менее чем в доллар.
3. С учетом местонахождения. Товар продается по разной цене в
разных местах, хотя издержки по предложению его в этих
местах одинаковы. Цены билетов в театр варьируются в зави
симости от того, какие участки зала предпочитают зрители.
4. С учетом времени. Цены меняются в зависимости от сезона,
дня недели и даже часа суток. Коммунальные службы меняют
свои расценки для коммерческих потребителей в зависимости
от времени суток и в выходные дни по сравнению с будними.
Для того чтобы ценовая дискриминация сработала, необходимо наличие определенных условий. Во-первых, рынок должен поддаваться сегментированию, а полученные сегменты должны отличаться друг от друга интенсивностью спроса. Во-вторых, члены сегмента, в котором товар продается по низкой цене, не должны иметь возможности перепродать его в сегменте, где фирма предлагает его по высокой цене. В-третьих, конкуренты не должны располагать возможностью продавать товар дешевле в сегменте, где фирма предлагает его по высокой цене. В-четвертых, издержки в связи с сегментированием рынка и наблюдением за ним не должны превышать суммы дополнительных поступлений, образующихся в результате ценовой дискриминации. В-пятых, установление дискриминационных цен не должно вызывать обиды и неприязни потребителей. В-шестых, применяемая фирмой конкретная форма ценовой дискриминации не должна быть противоправной с точки зрения закона.
В нынешней обстановке ослабления государственного регулирования в ряде отраслей деятельности, таких, как воздушные и автомобильные перевозки, действующие в этих отраслях фирмы стали все чаще прибегать к методам установления дискриминационных цен. Посмотрим, как пользуются ценовой дискриминацией авиакомпании.
Одно время из - за ожесточенной конкуренции между компаниями " Истерн ", " Юнай тед " и еще тремя перевозчиками , обслуживавшими линию Кливленд - Майами , за полет по этому маршруту пассажир мог заплатить по 11 разным тарифам . Многие из них были нацелены на определенные сегменты рынка . Вот эти тарифы : первый класс — 218 долл ., стандартный экономичный класс — 168, второй класс на ночных рейсах — 136, экскурсии выходного дня — 134, для добровольцев " Рабочего корпуса " — 130, экскурсия среди не дели — 128, турне для организованных туристских групп — 118, для военнослужащих — 112, для молодежи — 112, полеты на уикэнд — 103, чартерный тариф — 96 долл .
320
Инициативное изменение цен
Фирмы, разработавшие собственную систему цен и стратегию ценообразования, время от времени испытывают необходимость в снижении или повышении своих цен.
Инициативное снижение цен
На мысль о снижении цен фирму могут натолкнуть несколько обстоятельств. Одно из таких обстоятельств — недогрузка производственных мощностей. В этом случае фирме нужно увеличить свой оборот, а добиться этого за счет интенсификации торговых усилий, совершенствования товара и прочих мер она не может. В конце 70-х годов самые разные фирмы отказались от политики ценообразования по принципу "следования за лидером" и в попытках добиться резкого роста сбыта обратились к методам "гибкого ценообразования".
Еще одним обстоятельством оказывается сокращение доли рынка под напором яростной ценовой конкуренции. Некоторые отрасли американской промышленности — автомобилестроение, производство бытовой электроники, фотокамер, часов и стали — уступили свою долю рынка японским конкурентам, чьи высококачественные товары стоили дешевле. Корпорации "Зенит", "Дженерал моторе" и другие американские компании прибегли к агрессивным действиям в области ценовой политики. "Дженерал моторе", к примеру, на 10% снизила цены на свои малогабаритные двухдверные автомобили, продававшиеся на Западном побережье США, где японские конкуренты были особенно сильны.
Фирма выступает инициатором снижения цены и в тех случаях, когда пытается с помощью низких цен добиться доминирующего положения на рынке. Для этого она либо сразу выходит на рынок с ценами ниже, чем у конкурентов, либо первой снижает цены в надежде заполучить себе такую долю рынка, которая обеспечит снижение издержек производства за счет роста его объема.
Инициативное повышение цен
В последние годы многие фирмы вынуждены повышать свои цены. Делают они это, сознавая, что рост цен вызывает недовольство потребителей, дистрибьюторов и собственного торгового персонала. Однако успешно проведенное повышение цен может значительно увеличить объемы прибыли. Например, при норме прибыли в 3% от объема продаж рост цены всего на 1% позволит при неизменном объеме сбыта увеличить размер прибыли на целых 33%.
Одним из главных обстоятельств, вызывающих повышение цен, является устойчивая всемирная инфляция, обусловленная ростом издержек. Рост издержек, не соответствующий росту производительности, ведет к снижению нормы прибыли и вынуждает фирмы регулярно повышать цены. Нередко повышение цен перекрывает рост из-
321
держек в предчувствии дальнейшей инфляции или введения государственного контроля над ценами. Фирмы не решаются давать клиентам долговременные обязательства в отношении цен, опасаясь, что инфляция, обусловленная ростом издержек, нанесет ущерб норме прибыли. Борясь с инфляцией, фирмы могут осуществлять повышение цен несколькими способами.
Еще одним обстоятельством, ведущим к повышению цен, является наличие чрезмерного спроса. Когда фирма не в состоянии полностью удовлетворить нужды своих заказчиков, она может поднять цены, ввести нормированное распределение товара или прибегнуть к тому и другому одновременно. Цены можно поднять практически незаметно, отменив скидки и пополнив ассортимент более дорогими вариантами товара, а можно сделать это и в открытую.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.