В середине 1970- х годов парламент принял первый в истории Великобритании закон о введении входной платы в ведущие музеи страны . Закон вызвал бурю протестов . Сторонники установления входной платы выдвигали следующие аргументы . Государство больше не в состоянии ежегодно само выплачивать 44 млн долл . на содержание музеев . Посетители - иностранцы получали услугу , не платя за нее . Установление входной платы заставит посетителей глубже прочувствовать значимость музеев . У директоров музеев появится стимул быть более инициативными и готовить более интересные экспозиции . Полученные деньги могли бы использоваться для расширения музеев и комплектования более представительных фондов . Музеи Европы и Соеди ненных Штатов уже давно взимают плату за вход . Противники введения входной пла ты выдвигали следующие контраргументы . Входная плата воспрепятствует посещению музеев детьми трущоб , студентами , стариками . Расходы в связи со взиманием вход ной платы — привлечение дополнительных служащих , организация пропускной системы на входе , увеличение административной бумажной работы — поглотят большую часть получаемых денег . Музеи не следует толкать на путь развлечения публики , на оборот , они должны концентрировать усилия на подготовке серьезных экспозиций . Несмотря на подобные возражения , закон был принят , и британские музеи начали думать , в какой форме лучше всего взимать входную плату . Было рассмотрено три основных варианта . 1. Входная плата взимается ежедневно , за исключением одного дня в неделю . Установление дня бесплатного посещения даст возможность побывать в музеях беднякам и молодым людям . Сумма входной платы должна варьироваться в
289
зависимости от типа посетителей. С детей, студентов, людей старше 65 лет, инвалидов и ветеранов ее следует взимать в меньших размерах (или вообще не взимать). 2. Вместо установления определенной входной платы музеи поощряют пожертвования со стороны посетителей. Музей "Метрополитен" в Нью-Йорке призывает посетителей жертвовать на его нужды по 4 долл. или кто сколько может. Добровольный характер пожертвований позволяет беднякам и молодежи, если они этого хотят, посещать музей бесплатно. 3. Музеи могут взимать небольшую входную плату и одновременно формировать клубы своих друзей, предоставляя членам таких клубов определенные привилегии в виде рассылки им ежемесячного журнала, годовых отчетов, приглашений на выставки, скидок при покупке товаров в сувенирном киоске музея или бесплатного входа в музей. Привилегии могут быть разными в зависимости от статуса члена клуба, определяемого размером его взносов — от 15 долл. для рядовых членов до 100 долл. для полноправных и 500 долл. для пожизненных членов.
Рассмотрев эти и прочие варианты, различные музеи вскоре осознали, что основной вопрос заключается в том, удовлетворению каких целей должен служить ценовой механизм.
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена выступает во множестве разных ипостасей.
Нас со всех сторон окружают цены. За жилье вы вносите квартплату, за учебу — плату за обучение , врачу или дантисту выплачиваете вознаграждение . Авиалинии, железные дороги, такси и автобусы взимают с вас плату за проезд . Местные коммунальные службы называют свои расценки тарифами на коммуналь ные услуги , а местный банк взимает за полученную вами ссуду проценты. За проезд на собственном автомобиле по флоридской автостраде "Саншайн паркуэй" вы платите дорожную пошлину . Компания, застраховавшая ваш автомобиль, получает с вас страховые взносы . Заезжий докладчик получает гонорар за рассказ о правительственном чиновнике, получившем взятку за помощь жулику, укравшему членские взносы , собранные профессиональной ассоциацией. Клубы и общества, членом которых вы являетесь, для покрытия непредвиденных расходов проводят дополнительные сборы. Адвокат может запросить с вас за свои услуги задаток . "Ценой" руководящего работника является его жалованье . Ценой продавца может быть получаемая им комиссия. Цена рабочего — его заработная плата . И наконец, хотя экономисты с этим и не согласятся, многие из нас чувствуют, что подоход ный налог — это цена, которую мы платим за право делать деньги .
Как устанавливают цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели — ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене.
Установление единой цены для всех покупателей — идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли. Фирмы "Ф. У. Вулворт", "Тиффани энд К°", "Джон Ванамейкер", "Дж. Л. Хадсон" и др. рекламировали "строгую политику единых цен", пото-
99П
Дата: 2018-12-28, просмотров: 286.