МОЮЩИЕ | ЗУБНАЯ | БРУСКОВОЕ | ДЕЗОДО- | ПОДГУЗ- | ||
СРЕДСТВА | ПАСТА | МЫЛО | РАНТЫ | НИКИ | КОФЕ | |
| «Айвори | «Глим» - | «Айвори» - | «Секрет» - | «Памперс» - | «Фольгерс» - |
сноу» - | 1953 г | 1879 г | 1956 г | 1961 г | 1963 г | |
1930 г | «Крест» - | «Камей» - | «Шуэр» - | «Лаве» - | «Фольгерс | |
«Дрефт» - | 1956 г | 1927 г | 1972 г | 1976 г | растворимый» - | |
1933 г | «Лава» - | 1963 г | ||||
«Тайд» - | 1927 г | «Болд -3 » - | ||||
1946 г | «Кирке» - | 1976 г | ||||
«Джой» - | 1930 г | |||||
1949 г | «Зест» - | |||||
«Чир» - | 1953 г | |||||
1950 г | «Сейфгард» - | |||||
«Оксидол» | 1973 г | |||||
-1952 г | «Коуст» - | |||||
«Дэш» - | 1974 г | |||||
1954 г | ||||||
«Каскад» - | ||||||
1955 г | ||||||
«Даз» - | ||||||
1956 г | ||||||
«Айвори | ||||||
| ликвид» - | |||||
1957 г | ||||||
«Гейн» - | ||||||
1966 г | ||||||
«Дон» - | ||||||
1972 г | ||||||
«Эра» - | ||||||
1972 г | ||||||
«Болд -3 » - | ||||||
1976 г |
Рис. 8.5. Широта товарной номенклатуры и насыщенность товарного ассортимента корпорации "Проктер энд Гэмбл"
тиментной группы. Так, если зубную пасту "Крест" предлагают в трех разных расфасовках и с двумя ароматами (обычная и ментоловая), это означает, что глубина ее предложения равна шести.
Под гармоничностью товарной номенклатуры подразумевают степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения или каких-то иных показателей. Ассортиментные группы товаров корпорации "Проктер энд Гэмбл" гармоничны, поскольку все это — товары широкого потребления, проходящие через одни и те же каналы распределения. Одновременно они менее гармоничны с точки зрения различий в функциях, выполняемых товарами для покупателей.
9^7
Эти четыре параметра, характеризующие товарную номенклатуру, помогают фирме определить свою товарную политику. Фирма может расширить свою деятельность четырьмя способами. Она может расширить товарную номенклатуру за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров. Она может увеличить насыщенность уже существующих ассортиментных групп товаров, приблизившись к положению компании с исчерпывающим ассортиментом. Она может предложить больше вариантов каждого из имеющихся товаров, т.е. углубить свою товарную номенклатуру. И наконец, в зависимости от того, стремится ли она к завоеванию прочной репутации в какой-то одной сфере или действовать сразу в нескольких сферах, фирма может целенаправленно добиваться большей или, наоборот, меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.
Таким образом, мы видим, что товарная политика — это многомерная и сложная сфера деятельности, требующая принятия решений о конкретных особенностях товарной номенклатуры, товарного ассортимента, использовании марочных названий, упаковки и услуг. Эти решения должны приниматься не только на основе полного понимания потребностей клиентов и стратегических подходов, используемых конкурентами, но и с постоянно возрастающим вниманием к общественному мнению и законодательным актам, оказывающим влияние на сферу товарного производства (Врезка 8.4).
Врезка 8.4. Решения о производстве товаров и общественно - государственная политика
Принимая решения о производстве товаров, управляющие по маркетингу должны обязательно учитывать все действующие законы и положения. Вот основные моменты, на которые следует обращать особое внимание.
Добавление новых товаров и изъятие старых . Осуществлению решений о пополнении номенклатуры новыми ассортиментными группами товаров, особенно путем приобретения других фирм, что грозит вызвать снижение уровня конкуренции, может воспрепятствовать Закон Кефаувера-Селлера от 1950 г. Решения о снятии с производства старых товаров должны приниматься с учетом тех правовых обязательств, оформленных в письменном виде или подразумеваемых, которые фирма имеет перед своими поставщиками, дилерами или клиентами, так или иначе связанными с товаром, снимаемым с производства.
Охрана патентных прав . При разработке новых товаров фирма должна соблюдать положения патентного законодательства США. Ей не разрешается создавать товар, "неправомерно схожий" с уже существующим товаром другой фирмы. Примером этому может служить судебный иск фирмы "Полароид", которая пыталась воспрепятствовать продаже нового фотоаппарата "Кодак" для получения мгновенных снимков на том основании, что появление этой камеры связано с нарушением соответствующих патентов, имеющихся у фирмы "Полароид".
Качество и безопасность товаров. Производители пищевых продуктов, лекарственных препаратов, косметики и некоторых волокон обязаны строго придержи-
ваться положений конкретных законов в отношении качества и безопасности своих изделий. Федеральный закон о пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах защищает потребителей от небезопасных и недоброкачественных пищевых, лекарственных и косметических товаров. Ряд законов предусматривает проверку санитарного состояния предприятий по переработке мяса и птицы. Приняты законы о нормах безопасности, касающиеся производства таких товаров, как ткани, химические вещества, автомобили, игрушки, лекарства и яды. Закон о безопасности потребительских товаров, принятый в 1972 г., учредил Комиссию по проблемам безопасности потребительских товаров, имеющую право запрещать или конфисковывать опасные товары и подвергать нарушителей закона суровым наказаниям. Потребитель, пострадавший в результате использования товара с конструктивым изъяном, может возбудить судебный иск против производителя или дилера. Ежегодно возбуждается свыше 1 миллиона исков по поводу качества выпускаемой продукции. В результате значительно участились случаи изъятия товаров из продажи. Корпорация "Дженерал моторе" истратила 3,5 млн долл. на одни только почтовые расходы, когда ей пришлось уведомлять 6,5 млн владельцев автомобилей о дефектах в креплении двигателя.
Гарантии качества изделий . В попытках убедить потребителей в доброкачественности своих товаров многие производители предлагают соответствующие письменные гарантии. Однако нередко в этих гарантиях содержатся оговорки, а сами гарантии написаны языком, непонятным для среднего потребителя. Зачастую оказывается, что он не имеет права на услуги, ремонт и замену, которые, на его взгляд, подразумевались в гарантии. Для защиты потребителей конгресс принял в 1975 г. Закон Магнусона-Мосса о совершенствовании гарантий и работы Федеральной торговой комиссии. Этот закон требует, чтобы полные гарантии отвечали ряду минимальных требований, включая положения о ремонте "в течение разумного периода времени без взимания платы", либо о замене товара, либо о полном возмещении потребителю затрат, если товар не работает и "после разумного числа попыток" отремонтировать его. В противном случае фирма должна ясно заявить о том, что предоставляет только ограниченную гарантию. Закон уже вынудил одних производителей заменить полные гарантии ограниченными, а других — вообще отказаться от гарантий как орудия маркетинга.
Резюме
Товар — первый и самый важный элемент комплекса маркетинга. Товарная политика требует принятия согласующихся между собой решений, касающихся отдельных товарных единиц, товарного ассортимента и товарной номенклатуры.
Каждую отдельную товарную единицу, предлагаемую потребите лям, можно рассматривать с точки зрения трех уровней. Товар по за мыслу — это та основная услуга, которую в действительности приобре тает покупатель. Товар в реальном исполнении — это предлагаемый на продажу товар с определенным набором свойств, внешним оформлени ем, уровнем качества, марочным названием и упаковкой. Товар с под креплением — это товар в реальном исполнении вкупе с сопровож-
259
Дата: 2018-12-28, просмотров: 283.