Многие товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязательно упакованы. Упаковка может играть несущественную роль (например, для недорогих скобяных изделий), а может приобретать и очень большое значение (например, для косметики). Некоторые образцы упаковки, такие, как бутылки для кока-колы или коробки для колготок "Л'эггс", знамениты во всем мире. Многие деятели рынка называют упаковку пятой основной переменной маркетинга в дополнение к товару, цене, методам распространения и стимулирования. Однако большинство продавцов все же рассматривают упаковку как один из элементов товарной политики.
S Упаковка — разработка и производство вместилища или оболочки для товара.
Вместилище или оболочка — это разные варианты упаковки, которая включает в себя три слоя. Внутренняя упаковка — это непосредственное вместилище товара. Для лосьона после бритья "Олд спайс" внутренней упаковкой будет бутылка, в которую он налит. Под внешней упаковкой имеют в виду материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке товара к непосредственному использованию. Для бутылки с лосьоном внешней упаковкой служит картонная коробка, которая обеспечивает дополнительную защиту и предоставляет производителю возможность использовать ее для целей стимулирования сбыта товара. Под транспортной упаковкой имеют в виду вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. Для лосьона "Олд спайс" транспортной упаковкой будет ящик из гофрированного картона, вмещающий 72 бутылки. И наконец, неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее.
Упаковка появилась в глубокой древности. Первобытные люди носили дикие ягоды и фрукты из леса в свои пещеры в шкурах животных или сплетенных из травы корзинах. Восемь тысяч лет тому назад китайцы изобрели разнообразные глиняные емкости для хранения твердых предметов и жидкостей. Древние египтяне создали для хранения жидкостей стеклянные сосуды. К началу средневековья в разряде упаковочных материалов уже числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло. В течение многих веков задачами упаковки были хранение, защита и транспортировка товаров.
В последнее время упаковка превратилась и в одно из действенных орудий маркетинга. Хорошо спроектированная упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, а для производителей — дополнительным средством стимулирования сбыта товара. Расширению использования упаковки в качестве орудия маркетинга способствуют самые разные факторы.
246
1. Самообслуживание в торговле. Все большее число товаров про
дают в универсамах и магазинах сниженных цен методом са
мообслуживания. В этих условиях упаковка должна выпол
нять многие функции продавца, она должна привлечь внима
ние к товару, описать его свойства, внушить потребителю
уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечат
ление в целом.
2. Рост достатка потребителей. Растущий достаток потребителей оз
начает, что они готовы заплатить немного больше за удобство,
внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки.
3. Образ фирмы и образ марки. Фирмы осознают действенную
мощь хорошо спроектированной упаковки как помощника по
требителя в мгновенном узнавании фирмы или марки. Любой
покупатель пленки тотчас узнает знакомые желтые коробочки
с пленкой "Кодак".
4. Возможности для новаторства. Новаторство в упаковке может
принести производителю большие выгоды. Создание в 1899 году
упаковки, сохранявшей свежесть товарной единицы печенья
"Унида" (картон, внутренняя бумажная обертка и внешняя бу
мажная обертка), позволило увеличить продолжительность хра
нения товара в магазине по сравнению с обычной для того вре
мени тарой в виде коробок, ларей и бочек. Упаковав плавленый
сыр в жестяные банки, фирма "Крафт" увеличила срок сохран
ности сыра в магазине и создала себе репутацию надежного про
изводителя. Сегодня фирма "Крафт" испытывает герметичные
термостойкие пакеты, контейнеры из фольги и пластмассы, при
званные заменить собой традиционные консервные банки. Фир
мы, которые первыми предложили свои безалкогольные напит
ки в банках с выдергивающимся сегментом крышки, а распы
ляемые жидкости — в аэрозольной упаковке, привлекли к
своим товарам много новых потребителей. Сегодня с банками с
выдергивающимися сегментами крышки и упаковкой типа "па
кет в картонке" экспериментируют виноделы.
Разработка эффективной упаковки для нового товара требует принятия большого числа решений. Прежде всего, необходимо создать концепцию упаковки. Концепция упаковки — это определение, какой в принципе должна быть упаковка и какую роль она должна сыграть для конкретного товара. В чем будет заключаться основная функция упаковки — обеспечить более надежную защиту товара, предложить новый метод раздачи или розлива, донести определенную информацию о качественных характеристиках товара или фирмы или в чем-то другом?
Корпорация " Дженерал фудз " разработала новый корм для собак в виде брикети - ков мясного фарша . Руководство корпорации пришло к выводу , что необычный и ап петитный вид брикетиков требует максимальной обзорности товара . Именно обзор ность положили в основу концепции упаковки , и именно с этих позиций рассматри вались ее возможные варианты . В конце концов остановились на лоточке , затянутом сверху прозрачной пленкой .
247
Затем предстоит принять решения и о прочих составляющих конструкции упаковки: ее размерах, форме, материале, цвете, текстовом оформлении, наличии марочного знака. Следует определить, сколько будет текста — много или мало, что использовать — целлофан или какую-то другую прозрачную пленку, из чего делать лоток — из пластика или ламинированных материалов и т.д. Различные элементы должны быть увязаны друг с другом. Размер упаковки уже позволяет сделать кое-какие предположения о материалах для ее изготовления, о расцветке и т.п. Составляющие упаковки должны быть увязаны и с политикой ценообразования, и с рекламой, и с прочими элементами маркетинга.
После разработки конструкции упаковки ее следует подвергнуть серии испытаний. Технические испытания должны удостоверить, что упаковка отвечает требованиям условий нормальной эксплуатации; испытания на обзорность и внешний вид должны выявить, читается ли текст, согласуются ли между собой цвета; дилерские испытания должны установить, нравится ли упаковка дилерам, считают ли они ее удобной при грузообработке; и наконец, испытания на потребителях должны показать, насколько благоприятно воспринимают они новинку.
Но несмотря на все эти предосторожности, время от времени в конструкции упаковки обнаруживается тот или иной серьезный изъян.
В ходе рыночных испытаний было установлено , что соусу " Сиззи - спрей ", предло женному фирмой " Хьюблин ", грозит потенциальный провал из - за его аэрозольной упаковки . " Нам казалось , что у нас получилась хорошая банка , но , слава Богу , мы все же решили испытать товар на пробных рынках в магазинах Техаса и Калифор нии . И тут выяснилось , что при нагревании банки вдруг начинали лопаться . Посколь ку мы еще не приступили к общенациональному распределению товара , убытки со-
ставили не несколько миллионов , а всего 150 тыс . долл .".
Создание эффективной упаковки для нового товара может обойтись фирме в несколько сотен тысяч долларов и растянуться от нескольких месяцев до года. Важность упаковки невозможно переоценить, учитывая такие ее функции, как привлечение внимания потребителей и обеспечение их удовлетворенности. При этом фирмы не должны забывать о социальной озабоченности проблемами упаковки и принимать решения, столь же отвечающие интересам общества, как и насущным интересам потребителей и самих фирм (Врезка 8.3).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.