В состав хорошо спланированной системы маркетинговой информации входят четыре вспомогательные системы. Первая — система внутренней отчетности, отражающая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности. Многие фирмы создали совершенные системы внутренней отчетности на основе компьютеров, которые обеспечивают получение большего объема всесторонней информации в более короткие сроки. Вторая — система сбора внешней текущей маркетинговой информации, поставляющая руководителям маркетинга повседневную информацию о со бытиях, происходящих в коммерческой среде. Хорошо обученный штат продавцов, специальные сотрудники, отвечающие за сбор ин формации, покупка сведений у централизованных поставщиков дан ных и учреждение специального подразделения по сбору информа ции — все это может способствовать повышению качества внешней текущей маркетинговой информации, поступающей в распоряжение руководства фирмы. Третья — система маркетинговых исследований, призванная обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой проблемы. Отде лами маркетинговых исследований располагают три четверти всех крупных компаний. Четвертая — система анализа маркетинговой информации, использующая современные методики статистической обработки данных и модели, облегчающие деятелям рынка процесс принятия оптимальных маркетинговых решений. Постоянно растет число компаний, имеющих статистические банки и банки моделей.
Маркетинговое исследование — процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка це лей исследования. Второй этап — разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, экспери мент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора способа связи с аудиторией (теле фон, почта, личное интервью). Третий этап — сбор информации с по мощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап — анализ собранной информации для вывода из совокупности по лученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап — пред ставление основных результатов, которые дадут управляющим по мар кетингу возможность принимать более взвешенные решения.
Вопросы для обсуждения
1. Какие цели могут стоять перед исследованиями, призванными облегчить принятие решений в следующих сферах деятельности:
99
организация распределения товара, организация производства товара, реклама, личная продажа, назначение цены товара?
В ряде жилых районов нескольких городов Соединенных Штатов, ставших исследовательским полигоном, существуют возможности регистрировать все потребительские покупки в расчетных узлах продовольственных магазинов; одновременно транслировать разные, подготовленные с учетом специфики аудитории, рекламные ролики в разные зоны одной и той же сети кабельного телевидения и затем устанавливать, переключились ли потребители с покупок марочного товара А на покупки марочного товара Б после просмотра телерекламы. Потребители участвуют в этих тестах добровольно. "Американский союз гражданских свобод" утверждает, что подобная практика представляет собой вторжение в личную жизнь граждан. Деятели рынка уверены, что она произведет революционный переворот всей системы маркетинговых исследований. А каково ваше мнение?
Какая разница между системой маркетинговой информации и системой сбора внешней текущей маркетинговой информации?
Какую основную цель преследует в своих маркетинговых исследованиях фирма "Прентис-Холл", издатель этой книги?
Опишите вкратце сущность системы анализа маркетинговой информации. Будет ли, по вашему мнению, пользоваться этой системой небольшой магазин мужской одежды в небольшом городе? Почему?
Сформулировав цели исследования и основную проблему, решению которой оно должно способствовать, исследователь готов приступить к формальному опросу аудитории. Прокомментируйте данное утверждение.
Какой тип исследования и почему был бы уместнее в следующих ситуациях:
а) Фирма, выпускающая сладкие хлопья, хочет выяснить степень
влияния детей на фактический объем покупок своих товаров.
б) Книжный магазин вашего колледжа хочет собрать предва
рительную информацию об отношении студентов к предлагае
мым им товарам и услугам.
в) Корпорация "Макдональдс" обдумывает возможность раз
мещения нового кафе в быстрорастущем пригороде.
г) Фирма "Жиллетт" хочет выяснить сравнительную эффектив
ность влияния двух новых рекламных идей на сбыт своего су
хого дезодоранта "Райт гард" с ароматом лайма в двух крупных
городах.
Президент одной из студенческих организаций, членом которой вы являетесь, обратился к вам с просьбой провести маркетинговое исследование, чтобы выяснить причины сокращения числа ее
членов. Расскажите, как вы воспользовались бы всеми этапами процесса маркетингового исследования в ходе своей работы.
9. Назовите ряд внутрифирменных факторов и факторов внешней среды, которые потребовали бы проведения фирмой дополнительных маркетинговых исследований.
Основные понятия , встречающиеся в главе 3
Вторичные данные — информация, которая уже где-то существует, собранная для других целей.
Выборка — сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом.
Маркетинговое исследование — систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Первичные данные — информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
Система маркетинговой информации — постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.
101
Глава 4 Маркетинговая среда
Цели
Ознакомившись с данной главой, вы должны уметь:
1. Перечислить основные факторы микро- и макросреды, в кото
рой функционирует фирма.
2. Пояснить, почему маркетологи реагируют на демографиче
ские перемены.
3. Назвать основные документы, регулирующие деятельность в
сфере маркетинга.
4. Рассказать о том, каким образом культурное окружение
влияет на покупательские привычки людей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 339.