История
Вторая половина царства К5 – расцвет ИБ.
1. Царство Льва 4 (775-780) – переходный период. Он женился на афинянке, иконопочитательнице Ирине.
2. После смерти Л4 Ирина правила с несовершеннолетним Константином 6. (были офиц.объявлена царицей, что было новшеством в Византии).
3. Для восстановления ИП Ирине пришлось преодолевать сопротивление, в т.ч. армии.
4. Давала льготы монстырям. Снижала налоги. Но из-за снижения меньше выделялось на армию и чиновников.
5. Государство попало в зависимость от арабов и болгар, потеряло влияние на Западе.
6. В 784 г. патриархом стал секретарь Ирины Тарасий (вместо иконоборца).
7. Все соглашались, что нужен Вселенский Собор. В 786 г. он был созван. Но первое же заседание было разогнано солдатами. Причем нек.епископы приветствовали этот разгон.
8. Было решено отложить Собор и подготовить его безопасность. Под предлогом войны с арабами нелояльные части были удалены из К. и заменены западными, известными склонностью к ИП. Также решили провести его не в огромном К., а в Никее, которую легче было контролировать.
9. После Собора ИП восстановилось.
Ход
10. 787, Никея.
11. Рассмотрел деяния ИБ собора 754 г. и представил православное определение об иконах.
Основные постановления
1. ИП имеет долгую и твердую традицию, подтверждаемую Писанием, преданием и отцами. Иконы и являются тем самым Преданием, запечатленным красками.
---- Главная весть этого Предания – воплощение Христа.
2. Принципиальное различие между служением (исключительно Богу) и поклонением (святыням и богоустановленным авторитетам на земле).
3. Любые иконы в отношении их почитания приравниваются к изображению Креста.
4. В основе богословской концепции – понятие первообраза, впервые появившееся у ВВ, а разработанное позднее ИД. И «честь, воздаваемая образу восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси изображенного на ней».
5. «Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и последуя богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолической церкви… со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, полагать в св. Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и досках, в домах и на путях, честныя и святыя иконы, написанныя красками и сделанныя из мозаики и из другого пригоднаго к сему вещества — иконы Господа Иисуса Христа… и… Богородицы… и всех святых и преподобных мужей».
Богословское обоснование иконопочитания преп. Феодора Студита и свт. Никофора Константинопольского.
1. В основном борьба после 7 Собора носила политический характер
Патриарх Никифор1
1. оставил после себя несколько антиИБ работ: «Антирретика» (возражения) против К5, «Апология в защиту икон).
2. Выступает, прежде всего, как историк ---- значительная часть трудов – повествования о зарождении ИБ и низвержении его ИП.
// но оставляет место и для православного учения об иконах.
3. Уличает ИБ во введении некорректоного понятия «неописуемости» Божества
// к иконам более применим термин «изображаемости», принципиально отличаемый от описания, требующего времени и пространства.
4. Как и предшественники, отводит особое место иконе Спасителя, которая по его мнению – необходимое следствие учения о соединении природ во Христе. Она должна свидетельствовать о Его воплощении.
5. Вслед за ИД обличает ИБ, что они отождествляют икону и то, что на ней изображено, тогда как икона – искусственный образ и существенно отличается от первообраза.
Прп. Феодор Студит
1. Игумен Кн.монастыря Студиона.
2. Менее систематично, чем Никифор.
3. Центральные труды – «Опровержения» против ИБ.
4. Идея об описуемости Христа, т.к. Он воспринял человеческую природу.
---- безгрешность и по сути нетленность не отменяет единосущия с нашей природой.
---- а поскольку она входит в состав единой ипостаси Господа, то придает этой ипостаси признак описуемости красками.:
тезис ФС: «Невидимое стало видимым… мы видели ипостась Логоса».
5. Также разделяет концепцию различия иконы и первообраза.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 249.