18. С 90-х гг. 7 в. засвидетельствована в надписях и с 10 в становится основной.
19. Ключевое значение имеет счет по 15-летним промежуткам (индиктам), значение которых связано с налогообложением.
---- для удобства пользования ею начало года перенесено на 1 сентября (конец урожая и начало налогов).
---- даты имеют двойное надписание.
20. Благодаря своему удобству В.э. в официальном обиходе полностью вытеснила александрийскую
// но ал.эра до сего дня лежит в основе православной пасхалии.
Что говорит 1ВС о Пасхе?
48. Двунадесятые праздники, появившиеся в эпоху Вселенских Соборов. Расскажите о каждом из них.
ПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ
1. Пятидесятница и Вознесение первоначально на Востоке совмещались (50день)
----- В конце 4в 50ца оформилась в отдельный праздник. Затем отдельным праздником стало Вознесение.
2. Предполагается, что разделение произошло после осуждения ереси духоборчества на 2ВС с целью подчеркнуть роль Святого Духа в создании Церкви.
3. О раздельности 50 и В в конце 4в говорят проповеди на В. свт. Гр.Нисского и проповеди на 50 ИЗ.
4. На Западе В на 40-й день совершался уже во времени блж. Августина. По некоторым данным там В предшествовал пост, возобновляемый после праздника, но к 4в было принято правило о возобновлении поста лишь после 50.
5. Празднование 50цы начиналось полунощницей с крещением оглашенных и длилось 8 дней. Вознесение также отмечалось особым богослужением.
6. Во время всей 50-цы не рекомендовалось преклонять колени.
7. Вход Господень в Иерусалим установлен в 4 в. в Иерусалиме. Служба была обычная воскресная, после чего происходили молебствия на г. Елеон, а под вечер христиане во главе с епископом, повторяя путь Спасителя, спускались с горы, держа ветви.
При этом пелись песни с рефреном «Благословен Грядущий во имя Господне!»
8. В Кн скорее всего только в 5в (в патриаршество ИЗ он еще не отмечался)
9. На Западе считался не праздником, а наоборот днем скорби, т.к. с него начинался путь Скорби.
10. Праздником на Западе становится с 7-8 вв,
широко распространяется к началу 10в,
чин формируется только к 12в.
НЕПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ
11. Рождество Христово и Богоявление во 2-3 вв соединялись и праздновалось 6 января.
12. Точное время разделения не указано, но однозначно в 4в.
13. На Западе еще в с3в не праздновали 25 декабря, т.к. в пасхалии того времени датой Рождества называется 28 марта.
---- перенесли в 1п4в.
---- затем эту дату перенесли с Запада на Восток.
В ИЦ праздновали вместе с Богоявлением 6 января – до 6 в.
Т.о. в разных ПЦ установление праздника происходило в 4-6 вв. по-разному.
14. На Западе праздник 25 декабря получил особый смысл – воспоминание поклонения магов, которые после 5в превратились в трех царей.
15. Рождество сначала праздновалось ночью. В И. накануне праздника отправлялись в Вифлеем, в церкви на месте пещеры совершали полунощницу, а утром возвращались в И. Торжество длилось 8 дней.
16. Богоявление изначально носил разные имена: Светов день, праздник Явлений, Явления, святые Богоявления, Рождество Христово.
17. С этим единым нераздельным событием соединялись воспоминания о Кане, насыщении 5т, поклонении волхвов. Но главные темы – Рождество и Крещение.
18. Сначала не отделяется от Крещения, но к концу 4в в ап.Постановлениях это отдельный праздник.
19. В этот день освящали воду для крещения оглашенных ---- обычай богоявленского водосвятия. О чудесных свойствах этой воды писал уже ИЗ.
20. Сретение Господне – пока Рождество праздновалось 6 января, Сретение праздновалось 14 февраля. После переноса Рождества – 2ф.
21. Сначала был введен в И., со времен Юстиниана распространился по всему востоку.
22. Запад в конце 4в не знал
---- в конце 5в называется «Очищение Марии». Под этим именем праздник вошел в календарь. Другие называния на Западе: «Введение Христа во храм», «Сретение Симеона и Анны».
23. Благовещение Пресвятой Богородицы праздновалось 25 марта и на Востоке и на Западе, что соответствует принятой и на В и на З дате Рождества.
24. Официально был установлен довольно поздно:
Есть мнение, что во 2п4в Кириллом Иерусалимским,
// но по литургическим источникам в 5в не имело статуса отдельного праздника, а лишь вспоминалось на 4 день Рождественско-богоявленских торжеств (9 января).
25. Только с 7в имеются надежные сведения о праздновании в И. 25 марта.
26. Примерно в это же время начинает праздноваться и в Кн.. По 52 правилу ТС в дни В.п. запрещаются литургии, кроме сб, вс и Благовещения.
27. Служили торжественно: накануне – лития (к.ход) в храм Богородицы, вечерня с ЛПД. Затем особая праздничная всенощная - паннихида. Утром утреня с пением тропаря «Днесь…». Затем – особая великопостная служба, шествие на форум, где возглашали сугубую ектению, а затем – вновь в храм Богородицы.
28. На Запад приходит также на ранее 7в.
29. Толедский собор 656г.: служить не 25 марта, а в дни Адвента 18 декабря, чтобы не служить Литургию во время поста.
30. Этот праздник и на Востоке и на Западе нередко служил началом церковного и даже гражданского года.
31. Преображение Господне появилось на Востоке примерно в 5в и праздновался 6 августа.
32. Чинопоследование формировалось под влиянием христологических формул 4ВС ---- не мог возникнуть раньше середины 5в.
33. Вероятно уже в начале 6в отмечался в И, откуда затем перешел в другие Церкви.
34. В Кн был введен в правление имп.Льва 6 Мудрого (9в).
35. На Западе в 9в отмечается в Испании, однако официально закрепляется в Западной Церкви только в середине 15в.
36. Успение Пресвятой Богородицы не сразу стало общехристианским праздником, т.к. этот сюжет сохранился только в апокрифах 4-5 в.
37. Во 2п5в ежегодно совершался лишь в Вифлееме. Впоследствии, уже в 6в. произошло перенесение на 15 августа и за ним закрепилось представление о блаженном успении Богородицы.
38. Впервые проник в Кн в конце 6в. Согласно Никифору Каллисту (14в) имп. Маврикий установил 15 августа как общегосударственный праздник.
39. В Риме был установлен при папе Сергии 1 (к7в), очевидно под влиянием Кн.
40. Рождество Пресвятой Богородицы впервые упоминается как праздник в иерусалимском Лекционарии 7в – там же приводится тропарь «Рождество твое…»
41. В Риме введен во второй половине 7в и праздновался 1 января в день октавы (отдания) Рождества Христова.
42. Впоследствии на Западе под восточным влиянием перенесен на 8 сентября, однако относился (и до сих пор относится) к средним праздникам.
43. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Известно из поздних апокрифов ---- установление относится не ранее 6в, а скорее всего – 8.
44. В 9в широко распространен на Востоке, однако по торжественности уступает др. Богородичным праздникам.
45. В число (Двунадесятых) входит только в 14в и только на Востоке
// На Западе отмечается с 14в и считается малым.
46. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня состоялось уже после смерти р.Елены после обновления базилики на месте Гроба Господня. С этого момента официально празднуется по всей империи.
47. В ИЦ был частью торжеств Обновления Мартириума и ротонды Воскресения и входил в число важнейших праздников, праздновался 8 дней; храмы украшались так же, как на Пасху и Богоявление.
48. В течение 6в постепенно выделился из праздника Обновления и стал на Востоке самостоятельным событием календаря.
49. Уже в начале 6в на Востоке (напр. в Сирии, но не в И. распространяется обычай символического воздвижения Креста 14 сент. Тогда же появляется и само название праздника.
50. В 7в совсем забывается связь с торжествами обновления первых храмов.
51. В 614 г. город захватывают первы и Св. Крест увозится в Персию. Однако в 531 разгромленные захватчики возвращают Крест и.Ираклию, который торжественно привозит его в И. (с этим связаны церковные памяти Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю).
52. На Западе появляется только в 1п7в. как отклик на возвращение из персидского плена в 631.
53. Первоначально служило богослужебным дополнением к памяти сщмч. Корнилия Римского и Киприана Карфагенского, которые также поминались 14сент.
---- Постепенно приобрело более торжественный характер, но не стало одним из главных праздников года.
54. Единственный праздник Восточной Церкви, в который по обычаю соблюдался пост.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 293.