Причины возникновения иконоборчества. Отношение к иконам в Церкви до VIII века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Некоторые считают, что иконоборческая полемика – продолжение христологических споров.

2. Называют экономические причины

3. Влияние иудейства и мусульманства.

4. Одной из причин являются злоупотребления – когда воспринимались как идолы.

  1. В иконоборческих течениях можно различать три отдельных группы:
    1. I. Одна группа ограничивалась отрицанием только иконопочитания удерживая употребление икон, — или для поучения простого народа, взамен книг, или для напоминания об евангельских событиях или подвигах Святых, или для украшения, подобно изображениям всякого рода (Mansi XIII, 364; Деяния VII, 579). Это была группа умеренных.
    2. II. Другая группа стремилась к одухотворению и очищению христианской религии от грубых придатков, отрицала вместе с иконопочитанием и иконоупотребление, однако, удерживала употребление других Святынь, может быть устраняя только связанные с ними злоупотребления. Выражением её воззрений служит вероопределение Собора 754 г. из 338-ми епископов. Вместе с тем, оно является наиболее полным раскрытием и обоснованием иконоборчества в VIII-ом веке.
    3. III. Третья группа, как можно предполагать на основании антиклерикального элемента в её воззрениях, состояла преимущественно из светских сторонников реформы — придворных, военных лиц, по профессии связанных с цирком и театром… Её сосредоточием и душою были императоры иконоборцы. Вопреки господствовавшему в обществе обрядовому направлению религиозной жизни, мы видим здесь крайне враждебное отношение к почитанию и употреблению икон, неуважение к церковной утвари и храмам.

6.

 

Богословские аргументы иконоборцев на начальном этапе иконоборческого движения. Аргументация преп. Иоанна Дамаскина в защиту св. икон.

1. ИБ зародилось в среде малоазиатского епископата. Нек. из них выработали доктрину ИБ и представили ее императору Льву 3 (по службе он был связан с малой Азией). Толчком послужило землетрясение.

2. Первое выступление Льва 3 было в 726 г. Сперва – убеждением: выступал с проповедями, пытался склонить К.Патриарха и папу.

3. Патриарх – святитель Герман Кн исповедник был тверд.

4. Центральным пунктом ИББ стала ветхозаветная заповедь «Не сотвори себе кумира»

5. В 7в выступают против икон как таковых, в 8 – лишь против внешних знаков почтения – поклонов, лобзания, свечей, фимиама.

6. Говорили о злоупотреблениях.

7. Противопоставляли почитанию икон «истинное поклонение в духе и истине» (духовность, церковность, внутренняя молитва и славословие), принижая любые существующие в Церкви внешние проявления служения Богу и молитвенного состояния.

8. Борьба против икон проходила как раз под лозунгом борьбы за чистоту веры и служения.

9. Т.о. протестовали против восприятия христианства как набора ритуалов.

10. Святые в их глазах становились идолами, уводящими от истинного поклонения (позднее подчеркивали особое почтительное отношение к святым и к Пресвятой Деве).

11. На раннем этапе практически не ставили вопрос о поклонении иконе Христа. ---- ими не разрабатывалась христологическая область богословия.

12. Апеллировали к традиции: в НЗ икон не было, в сочинениях святых отцов – тоже.

13. Аллюзии на историю избранного народа.

14. Иконоборцы утверждали, что в храмах запрещено иметь живописные изображения (иконы) и приводили ВЗ свидетельства об осуждении пророками идолопоклонства.

 

15. Работа отцов (ИД, св. Германа Конст.) была направлена на создание богословской системы иконопочитания.

 

Аргументация в защиту

16. Древность традиции. Ссылаясь на СП и творения отцов (свидетельств достаточно), показывают, как изображения входили в живую практику, становясь неотъемлемой частью.

17. В частности, 82 правило Трулльского Собора указывает, как следует изображать Спасителя.

 

18. Классификация образов. – разъяснение видов почитания и родов икон (образов):

1. Естественная икона. – Христос, Сын Божий. Только Он рожден, остальные сотворены и не могут считаться естественными иконами Бога Отца.

2. Прообразы всех вещей. – Видимые только духовными очами образы вещей, видение которых ум возводит к Единому Первообразу – Богу. Это «логосы», архетипы», общая суть мира, в которых отражается Творец

3. Человек. – Отличается от Христа тварностью, подражает Богу, но имеет отличную от Него природу.

4. Священные изображения. – порождаются своими невидимыми первообразами, архетипами, открываются пророкам и людям с духовным зрением. Сам Господь повествует о Себе через эти образы (ум, слово, жизнь, свет).

5. Ветхозаветные прообразования. – неопалимая купина, огненный столп.

6. Живописная и словесная икона. – икона писанная и Евангелие. Так же, как предыдущие пять является прообразом Бога, открывающего Себя через них.

19. По ИД, Сам Господь дал эти образы для того, чтобы через них быть познаваемым.

20. До вочеловечения Христа возможны были только символы, «тени». Когда «Слово стало плотью», т.к. Бог соединился с человеком, то изображение Человека Христа – уже живой образ Божеского.

 

21. Типы почитания (культа):

1. Служение. Истиное почитание, достойное одного Бога. Оно имеет свойство жертвенности, самоотдачи, устремленности к вечной жизни.

2. Почитание. Его воздаем старшим, начальникам, в т.ч. святым

22.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.