См. 58.
Суд над арихиереем в эпоху ВС. Судебные полномочия епископов в эпоху ВС.
1. Церковным наказанием для Е. было запрещение в служении или извержение из сана. – назначались за грубые дисциплнарные нарушения (рост., неподчинение церковному суду, участие или посредничество в симонии, раскольничество) или догматические заблуждения (ересь).
2. Суд был соборным – все Е митрополичьего округа
Под руководством митрополита.
3. Неявка епископа на суд влекла обвинительный приговор.
4. Апелляционный суд был также соборным, но собирал уже соседний М.
5. Свидетельства по церковным принимались только от православных.
// По гражданским – от всех юридически полноправных.
6. 9 правило 4ВС: митрополита может судить только экзарх диоцеза или архиепископ Кн (для дел в столице и диоцезах Понта, Фракии и Асии, подотчетных Кн согласно П28 4ВС).
Под экзархом диоцеза понимался папа или патриарх – глава церковной области крупнее митрополичьего округа. Таких в 1п5в было 5.
7. Приговор экзарха утверждался императором как высшей судебной инстанцией.
8. Для самих экзархов была только одна судебная инстанция – ВС.
Поместный собор не мог их судить, т.к. по канонам д.б. проходить под их председательством.
9. Окончательное решение о судьбе патриархов выносил император.
Церковные должности в эпоху ВС.
1. К началу 2в. христианские парики окончательно формируют трехступенчатую иерархию: епископы, пресвитеры и диаконы. --- постоянное усложнение функций (богослужебных и социальных), возникновение в 4в. монашества способствовало появлению дополнительных подразделений:
2. Минимальный возраст рукоположения (каноны и гос.законы) – 25 для диаконе, 30 для пресвитера, 35 для епископа.
Епископы
3. В епископате – должность хорепископа (для сельских приходов).
- На Востоке обладали относительной свободой в руководстве общинами
/ на Западе к 8 веку утратили связь с парикией и стали помощниками городских епископов в управлении епархиями.
- На Западе (в государстве франков) ХЕ могли назначать короли, без канонических выборов --- поддерживались вплоть до 9 в.
/ На Востоке ХЕ рано стали восприниматься как помеха для власти городских епископов --- ряд Поместных Соборов ограничил их полномочия (например, не могли поставлять диаконов и пресвитеров без разрешения епископа).
В каноническом праве институт ХЕ отменяется уже в 4в, однако они упоминаются еще в 8в. в канонах 7ВС.
После 8-9 вв их следы теряются.
Пресвитеры и диаконы
4. Пресвитеры, бывшие в I-III вв. полностью зависимыми от епископа в богослужебном отношении, с 4в. получают право совершать Таинства в его отсутствие --- фактически становятся во главе парикий.
5. В начале 4в приходской жизнью в Александрии руководили не епископы, а пресвитеры, с ними были чаще связаны прихожане. Они имели право отлучать, учить, проповедовать, толковать СП.
6. Диаконы освобождаются от административно-хозяйственных функций и постепенно приобретают почти исключительно богослужебный характер.
7. Появляется должность архидиакона – наиболее уважаемого и авторитетного помощника епископа, имевшего право от его имени даже отправлять в суд.
На Востоке к 6 веку теряют административные и судебные полномочия.
На Западе – наоборот укрепляются. Наивысшее развитие в эпоху Карла Великого (конец 8-начало 9 века)
8. Архидиаконов начинают именовать протодиаконами, появляются протопресвитеры (оба отмечены в начале 5в).
9. Епископы крупных центров получают почетные именования митрополита, архиепископа, экзарха диоцеза, папы, патриарха.
10. Епископы-монахи были редкостью. Характернее был целибат.
Низшие клирики
11. Низшие клирики -
1. Чтецы
2. Певцы
3. Аколуфы (зажигание свечей и сослужение священнику)
4. Привратники
5. Диаконисы
6. Иподиаконы
7. Экзорцисты
12. Хиротесия (возложение рук с произнесением ритуальных молитвенных формул) – диаконисы, иподиаконы и чтецы (анагносты).
Простое благословение – Певцы (псалты), вдовицы, исповедники, экзорцисты, привратники, аколуфы, могильщики, трудники.
Оффиции
13. Для помощи епископу с 4в создавались особые должности (оффиции). Часто повторяли государственные должности, даже назывались также. Как правило замещались клириками, которым доверял епископ:
· Эконом – по хоз.вопросам, избирался из клира. Известна с конца 4в, отмечена в правилах 4ВС.
· Скевофилакс (сосудохранитель) – заведовал церковной утварью.
Обычно – пресвитер (в ж.монастырях м.б. простая монахиня).
В Великой Церкви Константинополя назначался императором, имел несколько письмоводителей (хартулариев).
· Сакелларий – заведующий церковной казной.
· Хартофилакс – хранитель архива крупных центров, составитель важных документов, консультант П(М) по церковным вопросам, судья по дисциплинарным делам.
Обычно – диакон.
· Экдик (адвокат).
Обычно – диакон.
В К – протэкдик, заведовал коллегией церковных экдиков.
· Апокрисиарий – полномочный представитель церковной единицы при более высоких Г. или Ц. учреждениях, или при дворе.
Появляется в 5в, но утверждается только при Юстиниане в 1п6в для контроля над главами церковных администраций.
Церковная по происхождению, должность затем перешла в государственную бюрократию.
· Референдарий – служил представителем П.Конст. при дворе. Заимствована из имперской бюрократии.
Обычно – диаконы.
14. Система официев способствовала упорядочиванию и формализации текущих дел. --- С 4 века формируется собственный чиновничий аппарат. Это было необходимо для эффективного управления. Но были негативные последствия.
15. Расширение и усложнение, уподобление гос.системе стало прямым следствием превращения в гос.религию.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.