Александрийская анафора («Литургия ап. Марка» в ред. Кирилла Александрийского)
1. Возглас «Госодь с вами»
2. Вступление (praefatio) о сотворение мира
3. Ходатайство (intercessio) – между вступлением и Серафимовой песнью
4. Серафимова песнь – краткая (египетская) форма, без возгласа «Осана в вышних».
5. 1-я эпиклеза содержит прошение об исполнении приносимых даров Св. Духом (силой, благословением).
6. Воспоминание (анамнесис) Христовых Страстей с указанием на приношение хлеба и вина.
7. 2-я Эпиклеза о ниспослании Св. Духа (Логоса) на хлеб и вино (или на причастников).
8. В 4-5 вв. В АлЦ литургия служилась нерегулярно – не совершалась в ср, пт, и, по римскому образцу, в субботу (во всех прочих Церквах Востока, а также в египетских монастырях в сб. служили).
9. С переходом на Кн (Византийский обряд) в 11-12 вв. Ал.анафора выходит из употребления.
10. В Египте с 4в служится особая «Литургия свт. Василия Великого». Предполагают, что это особая египетская анафора, которую ВВ переработал и дополнил, создав каноническую (полную) редакцию своей литургии.
Ее текст лежит в основе более поздней анатолийской анафоры и во многом сходет с Иерусалимской литургией ап. Иакова.
Анатолийская анафора
Происходит из римской префектуры Восток, использовалась в Иерусалиме и Антиохии, также утвердилась в Кн.
1. Возглас «Благодать Господа нашего…»
2. Praefatio
3. Серафимская песнь в полной форме с последующей молитвой
4. Рассказ об установлении Таинства Евхарисии (institutio)
5. Анамнесис
6. Эпиклеза о ниспослании Св. Духа на дары и на Церковь
7. Intercessio
8. Заключителное славословие и «аминь».
9. К этому типу относятся «Литургия ап. Иакова», каппадокийская литургия св. Василия Великого (дошла в двух редакциях – краткой и полной), антиохийской литургии св. Иоанна Златоуста.
10. Древнейшей считается краткая анафора ВВ, под ее влиянием из древней иерусалимской возникла литургия ап. Иакова.
11. Литургия ИЗ – переработка древней антиохийской.
12. Все они сложились во второй половине – конце 4в.
13. После арабского завоевания в антиохии богослужение подверглось влиянию иерусалимской традиции ---- основной становится литургия ап. Иакова.
14. В 10-13 вв. Антиохийская Церковь переходит на Кн (византийский) обряд, а главным языком становится арабский.
Византийская (Кн) анафора относится к анатолийскому типу и состоит из анафор ВВ и ИЗ. Особенности:
1. В intercessio Живые поминаются после усопших
2. Анамнесис завершается возгласом «Твое от Твоего Тебе принося всегда и за всё»
3. И некоторые другие.
4. Для анафоры ВВ характерна глубина богословской мысли, обилие цитат СП, тщательная литературная обработка.
// Анафора ИЗ более компактна и лаконична, но также отличается изяществом языка.
5. Ныне анафора византийского типа используется во всех православных Поместных Церквах.
Иерусалимская анафора относится к анатолийскому типу.
1. Древнейшая форма восходит к 4в.
2. В ней отсутствовало повествование о домостроительства спасения (в части praefatio) и анамнесис.
3. Позднее к этому чину были добавлены покаянные молитвы.
Римская анафора
1. Особое ЧП, не восходящее к восточным.
2. Изначально была написана по-латыни.
3. Главная особенность: некоторые части изменяются в зависимости от дня, неизменяемые образуют основу мессы.
4. Древнейшие сведения содержатся в сочинении «О таинствах (священнодействиях)», приписанном св. Амвросию Медиоланскому.
Части римской анафоры (изменяемые – курсивом):
1. Вступительный диалог начинается с приветствия «Господь с вами», как в ал.ан.)
2. Praefatio (начинается словами «Воистину достойно…»)
3. Серафимская песнь в полной форме, как в ан.ан.
4. 1-я молитва о принятии приношения («Итак, Тебя…»)
5. Intercessio 1:
- молитва о Церкви
- моление о живых
- поминовение святых
- 2-я молитва о принятии приношения
6. 1-я эпиклеза (или 3-я молитва о принятии приношения («Каковое приношение»)
7. Установление (institution) («Который накануне»).
8. Анамнесис («Посему и воспоминая»)
9. 4-я молитва о принятии приношения («На которые…»)
10. 2-я («восходящая») эпиклеза («Припадая, просим Тебя…»)
11. Intercessio 2 («Еще помяни…») – об усопших, потом («И нам») – о живых.
12. Прославление Бога за освящение, подаваемое через Христа.
13. Заключительное славословие и «аминь».
14. Имеет сложное построение, в ней нет явного призывания Святого Духа, Который упоминается только в заключительном славословии.
15. Молитвы о принятии приношения распределены почти по всему чину.
16. С литературной т.зр. сильно уступает восточным.
После преодоления ИБ и ТП монашество резко усиливает влияние. ---- распространяются монастырские типиконы, гимны и литургические книги.
Заимствуется практика ежедневной литургии.
Большим влиянием пользуется Студийский типикон (9в, объединил более древние).
После 9в византийский обряд получает практически современный вид.
В 4в были официально отменены агапы. (28 правило Лаодикийского С.).
На Западе были запрещены Карфагенским Собором в 419 г., а затем Оксеррским – 584.
Запрет повторен в 74 правиле Трулльского Собора.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.