Каждая кафедра имела свое чинопоследование, возводимое к апостолу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Александрийская анафора
(«Литургия ап. Марка» в ред. Кирилла Александрийского)

1. Возглас «Госодь с вами»

2. Вступление (praefatio) о сотворение мира

3. Ходатайство (intercessio) – между вступлением и Серафимовой песнью

4. Серафимова песнь – краткая (египетская) форма, без возгласа «Осана в вышних».

5. 1-я эпиклеза содержит прошение об исполнении приносимых даров Св. Духом (силой, благословением).

6. Воспоминание (анамнесис) Христовых Страстей с указанием на приношение хлеба и вина.

7. 2-я Эпиклеза о ниспослании Св. Духа (Логоса) на хлеб и вино (или на причастников).

 

8. В 4-5 вв. В АлЦ литургия служилась нерегулярно – не совершалась в ср, пт, и, по римскому образцу, в субботу (во всех прочих Церквах Востока, а также в египетских монастырях в сб. служили).

9. С переходом на Кн (Византийский обряд) в 11-12 вв. Ал.анафора выходит из употребления.

10. В Египте с 4в служится особая «Литургия свт. Василия Великого». Предполагают, что это особая египетская анафора, которую ВВ переработал и дополнил, создав каноническую (полную) редакцию своей литургии.
Ее текст лежит в основе более поздней анатолийской анафоры и во многом сходет с Иерусалимской литургией ап. Иакова.



Анатолийская анафора

Происходит из римской префектуры Восток, использовалась в Иерусалиме и Антиохии, также утвердилась в Кн.

 

1. Возглас «Благодать Господа нашего…»

2. Praefatio

3. Серафимская песнь в полной форме с последующей молитвой

4. Рассказ об установлении Таинства Евхарисии (institutio)

5. Анамнесис

6. Эпиклеза о ниспослании Св. Духа на дары и на Церковь

7. Intercessio

8. Заключителное славословие и «аминь».

 

9. К этому типу относятся «Литургия ап. Иакова», каппадокийская литургия св. Василия Великого (дошла в двух редакциях – краткой и полной), антиохийской литургии св. Иоанна Златоуста.

10. Древнейшей считается краткая анафора ВВ, под ее влиянием из древней иерусалимской возникла литургия ап. Иакова.

11. Литургия ИЗ – переработка древней антиохийской.

12. Все они сложились во второй половине – конце 4в.

13. После арабского завоевания в антиохии богослужение подверглось влиянию иерусалимской традиции ---- основной становится литургия ап. Иакова.

14. В 10-13 вв. Антиохийская Церковь переходит на Кн (византийский) обряд, а главным языком становится арабский.

 

Византийская (Кн) анафора относится к анатолийскому типу и состоит из анафор ВВ и ИЗ. Особенности:

1. В intercessio Живые поминаются после усопших

2. Анамнесис завершается возгласом «Твое от Твоего Тебе принося всегда и за всё»

3. И некоторые другие.

4. Для анафоры ВВ характерна глубина богословской мысли, обилие цитат СП, тщательная литературная обработка.
// Анафора ИЗ более компактна и лаконична, но также отличается изяществом языка.

5. Ныне анафора византийского типа используется во всех православных Поместных Церквах.

 

Иерусалимская анафора относится к анатолийскому типу.

1. Древнейшая форма восходит к 4в.

2. В ней отсутствовало повествование о домостроительства спасения (в части praefatio) и анамнесис.

3. Позднее к этому чину были добавлены покаянные молитвы.


Римская анафора

1. Особое ЧП, не восходящее к восточным.

2. Изначально была написана по-латыни.

3. Главная особенность: некоторые части изменяются в зависимости от дня, неизменяемые образуют основу мессы.

4. Древнейшие сведения содержатся в сочинении «О таинствах (священнодействиях)», приписанном св. Амвросию Медиоланскому.

Части римской анафоры (изменяемые – курсивом):

1. Вступительный диалог начинается с приветствия «Господь с вами», как в ал.ан.)

2. Praefatio (начинается словами «Воистину достойно…»)

3. Серафимская песнь в полной форме, как в ан.ан.

4. 1-я молитва о принятии приношения («Итак, Тебя…»)

5. Intercessio 1:
- молитва о Церкви
- моление о живых
- поминовение святых
- 2-я молитва о принятии приношения

6. 1-я эпиклеза (или 3-я молитва о принятии приношения («Каковое приношение»)

7. Установление (institution) («Который накануне»).

8. Анамнесис («Посему и воспоминая»)

9. 4-я молитва о принятии приношения («На которые…»)

10. 2-я («восходящая») эпиклеза («Припадая, просим Тебя…»)

11. Intercessio 2 («Еще помяни…») – об усопших, потом («И нам») – о живых.

12. Прославление Бога за освящение, подаваемое через Христа.

13. Заключительное славословие и «аминь».

 

14. Имеет сложное построение, в ней нет явного призывания Святого Духа, Который упоминается только в заключительном славословии.

15. Молитвы о принятии приношения распределены почти по всему чину.

16. С литературной т.зр. сильно уступает восточным.

 

После преодоления ИБ и ТП монашество резко усиливает влияние. ---- распространяются монастырские типиконы, гимны и литургические книги.

Заимствуется практика ежедневной литургии.

Большим влиянием пользуется Студийский типикон (9в, объединил более древние).

После 9в византийский обряд получает практически современный вид.

В 4в были официально отменены агапы. (28 правило Лаодикийского С.).

На Западе были запрещены Карфагенским Собором в 419 г., а затем Оксеррским – 584.

Запрет повторен в 74 правиле Трулльского Собора.

 

 





Дата: 2018-12-28, просмотров: 240.