Особенности монашеского богослужения в эпоху Вселенских Соборов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

52. Причины упадка института оглашения в эпоху Вселенских Соборов. Как изменялась покаянная дисциплина? Расскажите о практике исповеди в эту эпоху.

1. Споры о возрасте Крещения, о крещении младенцев. ---- актуальность им придавала практика оглашения, невозможного для младенцев.
// высокая детская смертность ---- стремились как можно скорей покрестить. Магические представления. Первородный грех.

2. Т.к. Христианство стало единственной законной религией ---- ушла конкуренция ---- исчезла древняя практика длительного и тщательного оглашения. ---- повсеместное крещение младенцев уже в раннем Средневековье.

3. Систематическое оглашение достигло расцвета в 4в. (сохранились огласительные циклы Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, ИЗ, Амвросия Медиоланского и др). О. в классической форме просуществовало как минимум до 9в. (оглашения прп. Феодора Студита).

4. В 4в. некоторые откладывали Крещение, надолго задерживаясь в чине оглашенных, в т.ч. – авторитетные: КВ, Констанций II, ФВ, ГН, ВВ, ИЗ. Амвросий М. и Нектарий Конст. крестились только после избрания на кафедры.

5. 7 правило 2ВС (на самом деле оно относится к 5в) описывает порядок принятия еретиков и сектантов:
- ариане, македониане, савватиане и новациане принимались через письменное исповедание веры и анафему ересям, после этого – миропомазание лба, глаз, носа, рта и ушей с молитвой «Печать дарования Святого Духа».
- Савеллиан, монтанистов и евномиан (крайних ариан-аномеев, граничащих с манихеями и крестящих в одно погружение) принимали как эллинов. – в первый день их записывали в число христиан, во второй – в катехумены, в третий день – совершали экзорцизмы с троекратным дуновением в лицо и в уши, после чего оглашали их в каноническом порядке, допуская к участию в богослужении и слушанию Евангелия на литургии оглашенных. Затем их крестили. Этот порядок был подтвержден в 6в. на Трулльском ВС.

6. Как и в раннее время, Крещение в 4-5 вв. совершалось в основном в навечение Пасхи. Светлая Седмица была посвящена дальнейшему поучению новокрещенных в истинах вероучения.

7. Катехуменат (с 4в) – предварительное и неполное христианизинование (через руковозложение), например, для тех, кто были вынуждены принимать христианство волею государей.

8. Катехуменат, или оглашение состоял из трех моментов:

1. Заявление о желании вступить – перед епископом, или замещающим его пресвитером или диаконом. Затем следовало поучение догматическим и нравственным истинам.

2. Торжественное посвящение через крестное знамение на лбу и груди как предварительное запечатление христианского состояния.

3. Изъяснение смысле полученных знаков

9.

 




Таинство Покаяния

1. В 4в – особая форма публичного покаяния по четырем степеням. В канонических епитимиях ВВ не предусмотрено иного покаяния.
// однако на исходе 4в в Кн уже назначались особые пресвитеры для тайной исповеди. ---- зарождается новая форма тайная исповедь. (Возможно – под влиянием монастырской практики).
// однако до начала 9в публичное покаяние сохраняется (упом. у ФСт). (у Постнова написано, что в начале 5в оно исчезает на Востоке, а на Западе сохранялась и в 5в)
Нельзя сказать, когда тайная исповедь стала вытеснять публичное покаяние – вероятно, не ранее 6-7 вв.

2. Ранняя история чинопоследований тайной исповеди не написана. Наши источники - к позднего времени (не ранее 8-9вв). (а первые «канонарии» (зап – «пенитециалы») – руководства для духовников – возникают, вероятно, еще в 6в.

3. Наряду с вопросами к чаду и разрешительными молитвами они содержали епитимии за различные грехи.

4. Один из таких сборников дошел под именем Конст.патриарха Иоанна 4 Постника (582-595), хотя в действительности ему не принадлежит, и в дошедшем виде относится к более позднему времени.

5. В Ал.Ц. Таинство состояло в исповедании грехов и разрешительной молитве.

 

53. Заключение брака в эпоху ВС. Формирование чина Венчания Брака. Когда чин Венчания Брака получил официальный статус. Различия в церковной брачной дисциплине Востока и Запада.

1. В 4-9 вв. Таинство Брака получает дальнейшее развитии и к концу периода принимает формы, близкие к современным чинам.

2. К концу 4в распространяется обычай церковного благословения брака и совершения по этому поводу Божественной литургии.

3. В 4в.ИЗ и Бл.Августин называют браком не церковный обряд, а сам брачный союз.

4. Тогда же в разных Церквах начинают складываться свои чинопоследования с широким использованием языческих ритуалов (вручение даров, соединение рук, венки, фата, пир, шествие в дом жениха с пением гимнов и т.п.)

5. В брачных обрядах всегда присутствовали элементы плодородия, а иногда – погребальные.

6. Против усвоения языческих традиций возражали апологеты и отцы: Терт, ГБ. Однако, уже в 5в ИЗ толкует брачный венец в аскетическом ключе – как символ победы над плотскими удовольствиями. Также ИЗ упоминает особое одеяние невесты, присутствие на браке священников, молитвы и благословения, брачный пир. Такой же примерно обряд описывается в «Лавсаике» Палладия.

7. Т.о. на Востоке к 5в складывается особый чин церковного благословения брака.

8. На Западе такой же чин складывается примерно к началу 5в. В конце 4в говорится, что молодоженов благословняет священник, а также упоминается обряд «покнывания» невесты или даже обоих особым покрывалом. В то же время о благословении брака священником сообщает АМ.

9. На Западе в 5в чин бракосочетания включал молитву священника, обряд соединения рук, покрывание и Причащение.

10. В некоторых провинциях брачная Литургия не совершалась. Венчание тоже не было обязательным элементом.
// На Востоке же повсеместно укоренилось венчание и Причащение за литургией. (по Постнову – также обет, обручение, перемена колец, связывание рук жениха и невесты).

11. В Ал.Ц. 4-5 вв заключение брака сопровождалось множеством действий: многочисленные молитвы, помазание жениха и невесты елеем, венчание, облачение, обручение и подписание брачного договора.

12. К 9в чин венчания на Востоке и в Кн стал повсеместным. В это время (по ФСт) уже существует «Священная молитва венчания», совпадающая с 3-4 молитвами современного византийского чина.

13. В начале 9в (скорее всего уже в 8в) венчание содержит призывание Божественной Благодати и совершается как полноценное Таинство – по этой причине венчание воспрещено новобрачным.

14. Византийский чин известен только с 8в. – к этому времени восходят древнейшие свидетельства.

15. На Западе большей частью совершалось за Литургией; причащались и им делались подношения.

16. Второй и последующие браки не одобрялись, хотя и признавались законными. (на Востоке не надевали венцов и подвергали покаянию).

 

17. На Востоке второй брак считался расторжимым в случае прелюбодеяния.
// На З. этот факт не расторгал брака.

 

 






Дата: 2018-12-28, просмотров: 286.