Богослужебные книги эпохи ВС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. В первые века все крупные Поместные Церкви имели собственные чины богослужения. Но сохранились только иерусалимские тексты, остальные – маленькие фрагменты или краткие описания.

 

2. В ранней Церкви использовались три вида текстов:
- библейские чтения,
- молитвы священнослужителей
- песнопения (гимны).

----- в древнем обиходе формируются три основных типа книг:
- Лекционарий (Канонарь),
- Евхологий
- Тропологий.
Все они дошли либо в греческом оригинале, либо в переводах на сир, арм, груз.

 

3. Лекционарий 5в содержал евангельские чтения на весь год по месяцам (без выделения триодного периода).

4. В 3в Александрийский диакон Аммоний разделил все 4 Евангелия на маленькие отрезки (иногда меньше современных стихов) и пронумеровал их. Эти «Аммониевы главы» издревле использовались в служебных Евангелиях-апракосах для указания на чтение в тот или иной день.

 

5. В Евхологии был записан прежде всего чин литургии ап. Иакова – как обычной, так и Преждеосвященных Даров
+ другие тексты молитв.

 

6. На основе иерусалимского Тропология сформировалась особая монастырская традиция гимнографических жанров тропарей-стихир и впоследствии канона, связанного с именами прп. Андрея Критского (7-8), прп Космы Маюмского (8), прп Иоанна Дамаскина (7-8).

 

7. В ИБ эпоху во всем греческом мире получает распространение монашеский Часослов (последовательность служб суточного круга) и Тропологий.

8. В ИБ эпоху (8-9 вв) происходит совмещение Лекционария и Евхология Кн.традиции и И.Тропологием.
---- к концу 9 века в результате слияния И и Кн традиций сформировались новые жанры богослужебных книг:

1. Служебные минеи – службы на каждый день месяца,

2. Постная и цветная триодь (Пентикостарий)

3. Октоих.

9. Эта смешанная К-И традиция с ее особыми жанрами литургических книг постепенно вытеснила древнюю традицию самой И.Ц. и усвоена другими ПЦ, в которых сохраняется до сих пор.

 

 










Почитание святых в эпоху Вселенских Соборов. Процесс канонизации.

 

 

Вопрос брака и безбрачия духовенства в эпоху ВС.

1. На Востоке пресвитеры и диаконы могли жениться до рукоположения и сохранять статус после.
/ на Западе священство с 4в стало полностью целибатным (33-е правило Эльвирского собора).

2. Чтецам и певцам разрешалось вступать в брак даже после поставления.
/ Дикониссам и вдовам брак категорически запрещался.

 



Процедура избрания епископов в эпоху ВС.

1. На Востоке епископ сохранял относительную независимость от светских властей.
/ на Западе (особенно при КВ и Каролингах) – полнейшая зависимость от императора.

2. На Западе кафедральное духовенство (П, Д) составляло совещательную коллегию при епископе – капитул. Его члены назывались каноники. --- кафедральное духовенство при папе превратилось в коллегию кардиналов.
/ На Востоке такие советы не возникали, по крайней мере, не стали особым институтом.

 

Поставление епископа разделялось на три части: избрание, рукоположение и назначение.



Избрание

1. После смерти, отказа или 6-месячного отсутствия епископа
клирики, первые лица города и местные епископы определяли трех кандидатов.

2. Кандидатом мог быть:
- клирик или мирянин (но не монах);
- не из новообращенных;
- не состоящий в браке (допускалось расторжение с согласия жены);
- не состоящий на госслужбе;
- имеющий надлежащее церковное образование;
- не моложе 35 лет;
- добрая репутация

3. Кандидат, ранее не состоявший в клире, должен был пройти все степени священства в течение не менее 3 месяцев.

4. Список подавался митрополиту, который созывал совет округа (провинции). Предварительно рассылался список кандидатов.

5. Большинство епископов собирались в определенном месте и совершали избрание (если епископ не мог приехать, присылал послание). Избирался набравший большее количество голосов.

6. Имя оглашалось, чтобы любой мог возразить. Если обвинений не были, или после рассмотрения снимались, то митрополит утверждал результаты.

 









Хиротония

1. Совершали вместе с митрополитом все епископы.

2. Если митрополит не мог участвовать, определял не менее трех епископов и место.

 

После утверждения епископ прибывал в епископию. Каждая епископия имела резиденцию и кафедральный храм, менять который запрещалось.

 

Канонические препятствия рукоположению:

1. Физические недостатки, препятствующие исполнению пастырских функция (слепота на правый глаз, немота, глухота, хромота, горб, карлик, отсутствие указательного пальца правой руки).

2. Поставление на мзде (симония)

3. Помощь светских властей для продвижения на епископство

4. Брак на момент поставления

5. Незаконный брак в прошлом

6. Наличие детей и внуков.

 

 

58. Как происходило оформление церковных митрополий, патриархов? В чем состояли полномочия епископов, митрополитов, патриархов?

352

3. Со 2в структура Церкви, усложняясь, начинает уподобляться структуре государства.
Церковь:
- получает административно-территориальное деление, во многом повторяющее государственные диоцезы и провинции;
- формирует систему канонического права.

4. Процесс юридического «огосударствления» Церкви завершается приданием церковным канонам в 5-1п6 статуса госзаконов.

5. В 3в – болезненный и стихийный процесс централизации Ц. управления. --- Процесс был поставлен под контроль только с появлением ВС.

6. Епископы, собранные КВ в 325 г., пользовались внутриимперским делением, возникшим в результате удачной реформы Диоклетиана, продолженной КВ.:

· 4 префектуры во главе с префектами: Галлия, Италия, Иллирик и Восток

· Диоцезы во главе с викариями (экзархи)

· Провинции (епархии). Главный город – митрополия. (после реформы увеличилось вдвое), пришли в соответствие с этнокультурными границами

7. 1ВС поставил организацию Церкви в строгое соответствие с провинциями.

8. Выбор и поставление епископа предоставлялся епископам только данной гражданской провинции (4 прав), для чего составлялся чрезвычайный собор.

9. Регулярные соборы с обязательным участием всех здравствующих епископов. Два раза в год – перед 40 и около осеннего времени (5прав). Это становится важнейшим объединяющим фактором церковного общения.

10. Последующие ВС с небольшими вариациями повторяют это определение. Это говорит:
- о трудности выполнения;
- в то же время – о ценности и пользе.

11. Новеллы Юстиниана повелевает созывать соборы 1 или 2 раза в год. Перечисляются возможные вопросы для обсуждения.
Придает важное значение ---- поручает губернаторам побуждать М и Е к проведнию С, а в случае инертности докладывать императору.
Практически то же (менее подробно) повторяли Трулльский (п8) и 2Никейский (п6) ВС.

12. На 1Вс. ввели в употребление термин «Митрополит» - епископ митрополии, главного города провинции.
обязанности (1ВС+Антиохийский ПС 341):

· Соборы: подготовка и созыв, председательство на них, контроль выполнения решений. Без его участия Собор нелегитимный.

· Однако, не имел решающего голоса на Соборе, его воля должна была подчиняться большинству.

· Не имел права вмешиваться единолично в дела отдельных епархий.

· Право утверждать выбор и совершать поставление нового епископа.

· Без его письменного согласия митрополит не имел права отлучаться из своей области для ведения дел в столице.

13. Т.о. М после полувековой неупорядоченной борьбы за первенство получили некоторые формальные права власти. Можно говорить о «примате М» в ограниченном канонами объеме.

14. Внутри епархии полномочия сохранялись, но решения регулярных соборов становились для всех епархиотов обязательными.

 









Патриархаты

1. К началу 4в выделились Александрийская, Римская и Антиохийская кафедры, сложился обычай, чтобы в подчинении их Е была не одна, а несколько провинций. Этот обычай был подтвержден 1ВС (п6). ---- в следующее 10летие они будут стараться еще сильнее упрочить свое особое место ---- появится новая ступень – патриархат.

2. После 1ВС Р.к. выступала в защиту православия и сторонников:

· Папа Юлий1 аннулировал соборное низложение Аф.В. и Маркелла, подавших апелляцию.

· Апелляции подавали ИЗ (404), Флавиан, Евсевий, Феодорит (после низложения на Эфесском с. В 449). Поскольку Феодорит присутствовал на Халкидонском ВС, фактически его отцы признавали право за папой пересматривать результаты соборного суда.

3. Александрийская кафедра имела исключительный авторитет на востоке, прежде всего, благодаря стойковти А.В. в период арианства. Там же было впервые распознано учение Аполлинария Лаодикийского (Ал.С., 362, под председательством А.В.)

4. Эдиктом Ф1 (380) объявлена кафолической вера в Св.Троицу, которую исповедуют в Рима папа Дамас и в Александрии еп.Петр. ---- Р. и Ал. Признаются важнейшими центрами.

5. К концу 4в примат Р. и Ал. с неоспоримым преимуществом Р. становится фактом ---- формальное закрепление в императорском законодательстве (каком?).

6. Константинопольская кафедра. К этому же времени окрепло значение Нового Рима – Константинополя. 2ВС наделяет столичного предстоятеля преимуществами чести (п3) (Ал. вступает с ним в непрерывную борьбу за власть на Востоке)---- В столице на деле их толкуют расширительно ---- Например, местный Кн собор 394 рассматривал дело о низложении М. Бостры Аравийской Вагадия.

7. Решающий этап возвышения Кн – правление ИЗ. В 402 он председательствует в Эфесе на суде, низгалая 6 Е, виновных в симонии.

8. Т.о. к сер5в происходит становление высшей формы организации – патриархатов.
4ВС (28п) наделил Кн. кафедру конкретными, не очень широкими, правами, подчинив митрополитов трех диоцезов (Е оставались в ведение М). (по причине столичности). Митрополит избирался внутри провинции, и только затем получа в Кн разрешение на хиротонию. Эта структура – классический вид патриархата – была утверждена в Халкидоне.

9. Также на 4ВС И.к. («матерь Церквей») получила всю Палестину (3 провинции) ---- также приобрела вид П.

10. Титул П. был принят не сразу. Им начинают пользоваться в Р и Кн во 2п5в. Однозначность придал Ю. в новеллах: 5П несут особую ответственность за управление Ц. и сохранение правой веры.

11. В 541 Ю. публикует список «святейших всей вселенной патриархов». ---- термин становится техническим.

12. В 545 Ю. ставит во главе пятерки Р и Кн. «постановляем согласно их (ВС) определениям, чтобы святейший папа Старого Рима был первым среди всех иереев, блаженнейший же археепископ Кн – Нового Рима имел второе место после святейшего апостольского престола, а все остальные следовали бы за ним.

13. Но ранее в 530 Ю. называл кафедру Нового Рима главой всех Церквей.

14. Т.о. структура иерархии предстает 5П, состоящих из М провинций, важнейшими признаются Р и Кн. Этот порядок формально существует до 2т. (разделение). Но уже в 7в после мусульманских завоеваний фактически остаются две, соперничающие между собой.

 

Парикия – церковная община.

 

 

Для решения споров внутри епископата следовало привлекать соседних епископов.

 

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.