Св. Софроний Иерусалимский. «Псифос» патриарха Сергия. Возникновение монофелитства и роль в этом папы Гонория. «Эктесис» имп. Ираклия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. После победы встал вопрос об отношениях с монофизитами на возвращенных территориях. Ираклий не стал брать на себя. Сергий стал готовить богословский компромисс между М. и результатами 4 и 5 соборов. Увлекся учением о единой энергии, едином действии Богочеловека Иисуса Христа.

2. Тему до него ок. 600 г. начали разрабатывать в Египте За основу взяли учение Дионисия Ареопагита о НОВОМ богомужном действии Иисуса Христа,
---- фальсифицировав и говоря о «едином богомужном действии во Христе». (В чем их тут же осудили). (Вообще таинственные сочинения Д.А., ученика ап. Павла, начали упоминаться в 6 веке во время спора МФ. с П., устроенного Юстинианом).

3. На основе термина «Единое богомужное действие во Христе», предлагавшемся Сергием Константинопольским при возврате МФ-территорий им был навязан ряд уний.
Эта доктрина впоследствии получила название моноэнергизм.

4. Патриарх Кир Александрийский поддержал учение о едином действии, видя в нем хорошую основу для объединения П. и М.
Ц: Кир издал «9 глав» (анафематизмов), в которых изложил учение о «едином богомужном действии». Это (пусть по видимости) объединило сторонников и противников Х.

5. Св. Софроний Иерусалимский (тогда еще просто уважаемый монах) вел ожесточенные споры, встречался с Киром, писал Сергию.

 

6. Роль папы Гонория
Асмус: Папа Гонорий
в целом одобрил идею, но предложил скорректировать: сконцентрироваться не на едином действии, а на единой воле, т.е. фактически провозгласил новую ересь - монофелитство.
Ц: Сергий сам изменил действие на волю из-за возражений св. Софрония, а Гонорий – в ответе на послание Сергия фактически одобрил эту формулу (хотя и в весьма осторожных).

7. Получив подтверждение Гонория, Сергий в 634 г. издает «Псефос» (волеизъявление), в котором официально провозглашал монофелитство, т.е. учение об одной воле во Христе.

Богословские аспекты

8. Для ряда богословов, в т.ч. Феодора М. и Севира действие и воля – атрибуты природы-ипостаси, т.е. субъекта. ---- наличие 2 воли с т.зр. Севира = второй субъект; с т.зр. Ф.М. = разобщение между природами.
// Томос Льва (с зап.терминологией) рассматривает природы Христа как исполняющие свои природные действия, что плохо воспринималось Севиром, у которого единая воля объединяла две природы в единую.

9. Сергий в прошлом МФ, сознательно перешел в П. ---- знал особенности МФБ.

 

10. Св. Софроний в 634 г. был избран П.И. Сразу же показал себя чистым Х.:

1. В своем синодике (извещении о восхождении на кафедру) Сергию и Гонорию резко осуждал доктрину «единой воли».

2. Издал флорилегий (сборник) из ок. 600 цитат Х.направленности.

3. Свое известительное послание сделал настоящим исповеданием веры, где опровергалась ересь МФ и утверждалось православное учение о двух действиях – Божественном и человеческом, и двух волях – Божественной и человеческой. Впоследствии это «Окружное послание» вошло в деяния 6 Собора.

11. Призыв Софрония не был поддержан епископатом.

 

12. Ираклий всеми силами уклонялся, но Сергий в итоге принудил его подписать указ, принимающий новое учение о единой воле, и запрещавший споры об энергиях. «Экфесис» (638).

1. В нем единство воли означало, что человеческая часть Христа не действует самостоятельно, а только когда изначальный Логос, соединившийся с ней, желает этого.

13. МФ провозглашалось не просто церковной инициативой КнП, а общеимперской вероучительной доктриной.

 

14. Кроме П. и МФл. появилась третья партия, кот. поддерживала Сергия.


15. Вскоре Персия и Палестина были завоеваны мусульманами. Св. Софроний возглавил переговоры о сдаче Иерусалима.

16. Поначалу мусульмане были настроены положительно к христианству, говорили, что их власть вполне стерпит христианское «заблуждение». Христианам в Палестине были даны определенные права. Вскоре Софроний скончался.

17. После мусульманских завоеваний умирает патриарх Сергий, а затем и император Ираклий.

18. После потери МФ.областей МФл потеряло первоначальный смысл, но осталось внутри халкидонизма, приводя к столкновениям.

 










Дата: 2018-12-28, просмотров: 448.