1. ИБ зародилось в среде малоазиатского епископата. Нек. из них выработали доктрину ИБ и представили ее императору Льву 3 (по службе он был связан с малой Азией). Толчком послужило землетрясение.
2. Первое выступление Льва 3 было в 726 г. Сперва – убеждением: выступал с проповедями, пытался склонить К.Патриарха и папу.
3. Патриарх – святитель Герман исповедник был тверд.
4. Папа не придавал серьезного значения попыткам изменить церковную практику и учение. Император пишет ему: аз есмь царь и священник, а папа (св. Григорий II) отвечает, что так может называться защитники и утвердители православия, но не те, кто его колеблют и вносят примесь лжи.
5. В 730 г. Лев3 созвал «селенциум». Партиарх св. Герман отказался принять его учение и был низложен, а на его место поставлен оппортунист Анастасий.
6. ИБ встретило ожесточенное сопротивление и на Западе, и в Византии. Например, когда снимали образ Христа с Медных врат имп.дворца, офицер, делавший это, был убит народом.
7. Широкую поддержку имело только в Малой Азии.
// В мусульманских областях (Антиохии, Александрии, Иерусалиме), несмотря на давление мус.властей, не встретило поддержки. В этих областях появился даже защитник – прп. Иоанн Дамаскин.
8. ИБ – христологическая проблема, т.к. при аргументации обсуждалось Воплощение Христа
9. В 741 г. умер Лев3, вступил его сын Константин5. Вскоре на 16 месяцев он был свергнут военачальником Артавасом. Тот был защитником иконопочитания и восстановил его.
10. После возвращения власти К5 прежде решил военные проблемы. Затем постепенно увеличивал число епископов-иконоборцев.
Собор 754
11. К5 вел дело к большому собору. В конце концов в 754 г. он был созван. В Иерие, императорском дворце на берегу Босфора.
12. 388 епископов.
13. Православные сразу прозвали его безглавым – Конст.патриарх был представлен только на последнем заседании, а остальные 4 не захотели принимать участие в ИБ соборе.
14. Перед собором проводилась подготовка, народные собрание. Диспуты с участием иконопочитателей (после которых те препровождались в тюрьму до окончания собора).
Богословие ИБ
15. ИБ попытались представить ИББ на более высоком уровне. Но им было очень сложно состязаться с наследием патр. Германа и ИД.
---- обратились к творениям отцов (напр. свт. Епифаний Кипрский, правда приведенные его отрывки были в основном подложными).
16. Сконцентрировали свое богословие исключительно на иконе Христа, предоставив христологическую концепцию иконы.
17. К5 выступал еще и как богослов ИБ.:
1. Было бы монофизитством смешение двух естеств на одной иконе.
// Если не изображать божественное, а только человеческое естество, то впадаем в несторианство.
// Иоанн Дамаскин и Феодор Студит отвечали, что изображаются не естества, а лицо.
18. Единственным истинным образом Христа признавали Евхаристию.
19. Принципиально отвергаются не только изображения Христа, но и образы святых и Девы Марии – по аналогии: если уж Христос не должен иметь иконы, то остальные тем более.
// ИБ упускали, что их принцип отражения природы здесь неуместен, ведь святые были обычными людьми с человеческой природой и лицом, которые вполне можно отобразить на иконе.
20. У святых можно изображать только их телесную природу. Но зачем изображать преходящее? Для святых было бы унижением представлять их в тленном теле, которое они уже оставили.
21. Против дидактического значения возражали, что научение добродетелям святых происходит через созерцание их духовного образа, а не чувственного.
Опровержение
22. Хотя Божество и превышает ум и чувства, но божественное и сверхчувственное отражается в определенной степени в чувственном и материальном. Видимое м.б. образом невидимого.
Определения
23. Некоторые на удивление схожи с православными представлениями о богословии иконы: признается Боговоплощение, содержится православное учение о статусе святых и Богородицы в Церкви.
24. Сформулирована концепция недопущения греческого изобразительного искусства в Церкви, т.к. оно относится к бездуховной языческой культуре.
25. Иоанн Дамаскин был предан анафеме (4 раза?).
Дополнительно
26. Сам К5 шел дальше иконоборчества. В его богословии есть монофизитские идеи, кот. собор всячески исключал из официального ИБ учения.
27. Были разные степени ИБ – нек. запрещали изображать Христа, но не святых; нек. выступали против уничтожения, а только против слишком явного поклонения.
28. Учение К5 было самым радикальным ИБ. Уже после собора, в разгар гонений он воспретил почитание святых и Божией Матери.
29. Получив санкцию собора, К5 начал жесткие меры. Поскольку основными защитниками ИП были монахи, гонения обрушились на них.
30. Прпмч. Стефан Новый.
31. ИБ повлекло падение влияния Византии в Италии.
32. В Южную Италию бежали гонимые монахи (и не только) ---- усиление эллинизации Ю.И. ---- она стала сильным очагом греческой церковной культуры: открывались школы, создавались монастыри, книжные мастерские (скриптории).
33. К5 изъял из юрисдикции Ватикана и присоединил к Константинополю обширные территории на Балканах и Ю.И.
34. Запад относился к иконам прохладнее. Например, папа свт. Григорий Двоеслов в ответ на уничтожение епископом Марсельским всех икон пишет, что они имеют педагогическое и психологическое значение (утилитарное), но не больше. Православные же указывали еще и метафизическое значение.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 334.