Определение учения о Благодати; Ересь Пелагия и Целестия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. В то время, как на Востоке шли споры о догматических вопросах теоретического характера, на Западе поднялись споры о вопросах характера практического, именно, об отношении воли человеческой и Божественной благодати в деле спасения человека.
  2. Восточные отцы и учители Церкви утверждали, что спасение человека совершается свободно самим человеком, но, конечно, при содействии Божественной благодати. Благодать не стесняет воли человека, она не действует насильно; человек может грешить и не грешить, она возрождает силы человека, и спасение, таким образом, совершается совместно, т.е. самим человеком при содействии (без пособия благодати, собственными силами, человек спастись не может) Божественной благодати.
  3. На Западе развивались несколько иные взгляды на отношение свободы воли человеческой к благодати в деле спасения. Признавая, что греховная воля человека бессильна в деле добра, западные богословы в деле спасения человека приписывали большее значение благодати Божией.
  4. Такой взгляд в начале V в. развивал знаменитый западный богослов блаж. Августин (354-430), который в пылу полемики с ересью Пелагия довел этот взгляд до крайности.

5. Пелагий, ученый мирянин из Британии, аскет, знакомый с писаниями восточных Отцов Церкви, в 409 г. прибыл в Рим и здесь впервые выступил со своим учением. Оно представлено в следующем:

1. человек до грехопадения обладал полной свободой, т.е. мог грешить и не грешить, мог творить добро и мог творить зло. Первый грех не изменил природы человека, он остался таким же. А умер первый человек вследствие смертности своей природы.

    1. Первородный грех повредил лишь Адаму, на потомков он не переходит, и, следовательно, они такие же, каким был первый человек до падения, т.е. могут грешить и не грешить. Но в миру много примеров греха, и поэтому людям трудно не грешить. На помощь здесь и приходит благодать, которая через Евангелие и пример Иисуса Христа указывает путь, которым нужно человеку идти.
    2. Возрождаемого влияния на силы человека благодать не имеет, ибо это было бы насилием над его свободой. Человек, таким образом, сам своими собственными силами устрояет свое спасание.
  1. Учение Августине было только ошибочное и к большим вредным последствиям повести не могло; учение пелагианское вело к отрицанию нужды в искуплении и самого искупления.

Борьба с пелагианством и учение блаженного Августина
о свободе и благодати

  1. Споры начались в Карфагенской Церкви. Пелагий, 409 г. прибыл в Рим, здесь нашел он себе друга Целестия. Оба они поехали на Восток. По дороге задержались в Карфагене. Пелагий уехал, а Целестий остался и начал распространять его учение. Ересь была здесь обнаружена и осуждена на соборе, а Целестий отлучен.
  2. В Карфагене Пелагий, между прочим, встретился с блаж. Августином и тот, узнав его учение, начал вести борьбу с пелагианством. ---- нужно было доказать необходимость благодати для возрождения человека. ---- Августин начал приписывать дело спасения одной только благодати, т.е. другая крайность.
  3. Августин: Человек до падения, обладал полной свободой, грешить и не грешить. После грехопадения потерял свобод,у может только грешить. В силу греха Адама, перешедшего на потомство, никто из людей не может сделать чего-нибудь доброго. Только Бог Своею благодатью может спасти человека. ---- учение о безусловном предопределении.
  4. Августин различал три вида благодати: благодать приготовляющая, благодать действующая и содействующая человеку в борьбе с ветхим человеком.

Осуждение пелагианства

11. Целестий остался в Карфагене, где проповедовал свое учение.
Пелагий прибыл в Иерусалим и встретился здесь с западными учеными: блаж. Иеронимом и Павлом Орозием. ---- споры ---- Иерусалимский патриарх созвал собор своей Церкви ----. Пелагий неопределенно высказался, что он не отрицает помощи Божией человеку, отцы сделали вывод, что Пелагий, подобно им, допускает совместное участие благодати и сил человека в деле спасения. ---- не нашли ереси.

  1. Но Орозий требовал предать Пелагия суду Римской Церкви, так как Пелагий принадлежал к Римской Церкви. Папа не расположен был осуждать Пелагия. Африканские епископы опять собрались на собор в Карфагене в 418 г. На соборе присутствовал и блаж. Августин, который написал против Пелагия сочинение “О Палестинских деяниях”. Здесь торжественно ересь была осуждена и определен догмат о благодати в том смысле, что она не внешним только образом помогает человеку в деле спасения, но действует внутренне на человека, возрождая его силы.
  2. Пелагий и Целестий, по настоянию Августина, императором были изгнаны из Рима. После этого и папа вынужден был осудить Пелагия и Целестия. На III Вселенском соборе, вместе с несторианством, было осуждено и пелагианство.

    Полупелагианский спор
  3. В V в. на Западе в Южной Галлии начались полупелагианские споры. Представителем ПП был Иоанн Кассиан, ученик Иоанна Златоуста. Кассиан, будучи строгим аскетом, не согласился с учением блаж. Августина и считал, что подвиги человека должны иметь цену перед Богом. ---- Хотя первородной грех и повредил человеческую природу, но не настолько, чтобы человек совсем не был способен к деланию добра. Не отрицал благодати, т.к. без нее человек не может спастись.
    / Но Благодать сообщается тогда, когда человек бывает достойным ее. Она дается всем, но не все ее принимают, а поэтому не все спасаются. Отсюда и Божественное предопределение основывается на Божественном предведении того, примут люди благодать или не примут.
  4. Учение Кассиана — православное, но с точки зрения Августина оно казалось еретическим, почему в средние века названо полупелагианством. Воззрения Августина и Кассиана имели после их смерти многих последователей, ведущих между собой споры.

 

 





Дата: 2018-12-28, просмотров: 307.