Определение учения о Благодати; Ересь Пелагия и Целестия
- В то время, как на Востоке шли споры о догматических вопросах теоретического характера, на Западе поднялись споры о вопросах характера практического, именно, об отношении воли человеческой и Божественной благодати в деле спасения человека.
- Восточные отцы и учители Церкви утверждали, что спасение человека совершается свободно самим человеком, но, конечно, при содействии Божественной благодати. Благодать не стесняет воли человека, она не действует насильно; человек может грешить и не грешить, она возрождает силы человека, и спасение, таким образом, совершается совместно, т.е. самим человеком при содействии (без пособия благодати, собственными силами, человек спастись не может) Божественной благодати.
- На Западе развивались несколько иные взгляды на отношение свободы воли человеческой к благодати в деле спасения. Признавая, что греховная воля человека бессильна в деле добра, западные богословы в деле спасения человека приписывали большее значение благодати Божией.
- Такой взгляд в начале V в. развивал знаменитый западный богослов блаж. Августин (354-430), который в пылу полемики с ересью Пелагия довел этот взгляд до крайности.
5. Пелагий, ученый мирянин из Британии, аскет, знакомый с писаниями восточных Отцов Церкви, в 409 г. прибыл в Рим и здесь впервые выступил со своим учением. Оно представлено в следующем:
1. человек до грехопадения обладал полной свободой, т.е. мог грешить и не грешить, мог творить добро и мог творить зло. Первый грех не изменил природы человека, он остался таким же. А умер первый человек вследствие смертности своей природы.
- Первородный грех повредил лишь Адаму, на потомков он не переходит, и, следовательно, они такие же, каким был первый человек до падения, т.е. могут грешить и не грешить. Но в миру много примеров греха, и поэтому людям трудно не грешить. На помощь здесь и приходит благодать, которая через Евангелие и пример Иисуса Христа указывает путь, которым нужно человеку идти.
- Возрождаемого влияния на силы человека благодать не имеет, ибо это было бы насилием над его свободой. Человек, таким образом, сам своими собственными силами устрояет свое спасание.
- Учение Августине было только ошибочное и к большим вредным последствиям повести не могло; учение пелагианское вело к отрицанию нужды в искуплении и самого искупления.
Борьба с пелагианством и учение блаженного Августина
о свободе и благодати
- Споры начались в Карфагенской Церкви. Пелагий, 409 г. прибыл в Рим, здесь нашел он себе друга Целестия. Оба они поехали на Восток. По дороге задержались в Карфагене. Пелагий уехал, а Целестий остался и начал распространять его учение. Ересь была здесь обнаружена и осуждена на соборе, а Целестий отлучен.
- В Карфагене Пелагий, между прочим, встретился с блаж. Августином и тот, узнав его учение, начал вести борьбу с пелагианством. ---- нужно было доказать необходимость благодати для возрождения человека. ---- Августин начал приписывать дело спасения одной только благодати, т.е. другая крайность.
- Августин: Человек до падения, обладал полной свободой, грешить и не грешить. После грехопадения потерял свобод,у может только грешить. В силу греха Адама, перешедшего на потомство, никто из людей не может сделать чего-нибудь доброго. Только Бог Своею благодатью может спасти человека. ---- учение о безусловном предопределении.
- Августин различал три вида благодати: благодать приготовляющая, благодать действующая и содействующая человеку в борьбе с ветхим человеком.
Осуждение пелагианства
11. Целестий остался в Карфагене, где проповедовал свое учение.
Пелагий прибыл в Иерусалим и встретился здесь с западными учеными: блаж. Иеронимом и Павлом Орозием. ---- споры ---- Иерусалимский патриарх созвал собор своей Церкви ----. Пелагий неопределенно высказался, что он не отрицает помощи Божией человеку, отцы сделали вывод, что Пелагий, подобно им, допускает совместное участие благодати и сил человека в деле спасения. ---- не нашли ереси.
- Но Орозий требовал предать Пелагия суду Римской Церкви, так как Пелагий принадлежал к Римской Церкви. Папа не расположен был осуждать Пелагия. Африканские епископы опять собрались на собор в Карфагене в 418 г. На соборе присутствовал и блаж. Августин, который написал против Пелагия сочинение “О Палестинских деяниях”. Здесь торжественно ересь была осуждена и определен догмат о благодати в том смысле, что она не внешним только образом помогает человеку в деле спасения, но действует внутренне на человека, возрождая его силы.
- Пелагий и Целестий, по настоянию Августина, императором были изгнаны из Рима. После этого и папа вынужден был осудить Пелагия и Целестия. На III Вселенском соборе, вместе с несторианством, было осуждено и пелагианство.
Полупелагианский спор - В V в. на Западе в Южной Галлии начались полупелагианские споры. Представителем ПП был Иоанн Кассиан, ученик Иоанна Златоуста. Кассиан, будучи строгим аскетом, не согласился с учением блаж. Августина и считал, что подвиги человека должны иметь цену перед Богом. ---- Хотя первородной грех и повредил человеческую природу, но не настолько, чтобы человек совсем не был способен к деланию добра. Не отрицал благодати, т.к. без нее человек не может спастись.
/ Но Благодать сообщается тогда, когда человек бывает достойным ее. Она дается всем, но не все ее принимают, а поэтому не все спасаются. Отсюда и Божественное предопределение основывается на Божественном предведении того, примут люди благодать или не примут. - Учение Кассиана — православное, но с точки зрения Августина оно казалось еретическим, почему в средние века названо полупелагианством. Воззрения Августина и Кассиана имели после их смерти многих последователей, ведущих между собой споры.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 307.