Виды монашеского жития. Древние иноческие уставы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Особенностью раннего М – преобладание анахоретства (отшельничества). Объясняется во-первых неприятием эллинистической культуры, во-вторых – тем, что Х начинает осознаваться не просто коллективным культом, но путем индивидуальной аскезы. Анахоретом был Антоний Великий.

2. Ранние отшельники существовали не только вне общества, но и вне христианских обычаев – долгое время могли не причащаться. Не поощрялось принятие сана.

 

3. Первым подвижником считается прп. Антоний (ок. 251-ок. 356). Но и он имел учителя. Происходил из простой, но зажиточной семьи. Родной язык – коптский. Человек неученый и некнижный.

4. Создал отшельнический тип монашеской жизни. Стремился к полному уединению, но это не удавалось в полной мере – люди шли за советом, а некоторые – и затем, чтобы стать его учениками.

5. Селились в некотором отдалении, чтобы легко собираться на общую молитву, но уединяться в молитве келейной.

6. Предавались самым строгим подвигам. Не пренебрегали и ручным трудом.

7. Пророческая функция (одна из трех)

8. При А.В. не было устава. Авторитет старца и страх Божий.

 

9. Параллельно – св. авва Аммон – поселения на Нитрийской горе.

10. Впоследствии с А.В. пришли в Келлии (на 18 км южнее Нитрийской горы), основали колонию. Поселение состояло из хижин, разбросанных до 6км вокруг Церкви (впоследствии – 22 км). Раскопали 1500 отдельных келий и несколько церквей.

 

11. Прп. Макарий Египетский (ок 300 – 391). Основатель монашества в пустынной местности Скит (Скитская пустыня) – на 60 км к югу от Келлий. Основывает в 330-40, а через 10 лет уже столько монахов, что некоторые уходили еще южней. В 570 году рассеяна набегами кочевников и больше не восстановилась.

12. Прп. Пахомий Великий – тип общежительного (киновиального) монашества.

13. Идея коллективного подвига.

14. Единый устав (прп. Пахомий – первый разработчик), общее управление. Объединил несколько монастырей под единым управлением. В каждом был свой настоятель (впоследствии назвали архиамндритами (мандра – овечье стадо).

15. Изолированный комплекс зданий, обнесенных стеной. Жили в отдельных кельях.

16. Труд – одна из основ общинной жизни, значительная доля практикуемой аскезы.

17. Суровые уставы, с элементами казарменности. Имеются упоминания даже о телесных наказаниях.

18. Разделил монахов на 24 категории по степени духовного развития.

19. Богослужение совершалось два раза в сутки.

20. Ели 1 раз в полдень.

21. Предписывалось безмолвие, нестяжательность, строжайшее послушание.

22. П запрещал своим монахам становиться пресвитерами.

23. Основал 9 монастырей, подчинявшиеся ему как верховному игумену. ---- для управления ими пришлось создать первые правила (устав). Управляли поставленные им игумены.

24. Слава египетских монахов разнеслась. Начали появляться общины Сирии и Палестине, Антиохии.

 

25. Свт. Василий Великий сам приезжал посмотреть и затем основал общину на родине. Составил устав, который имел большое значение для развития монашества. после 362 г. – «Краткие правила в виде 55 вопросов и ответов»; в 370-е гг. – «Пространные правила» (313). В этих правилах – вполне умеренный режим, далекий от крайностей.

26. В правилах ВВ заметно влияние устава св. Пахомия, но он создавал не крупные, а небольшие обители (характерно для Палестины).

27. К уставу ВВ восходит произнесение особых обетов при вступлении в М.

28. Также в его уставе дается теория подвижничества.

 

Второстепенные типы:

29. «Сарабаиты» - жили по несколько человек, не имея главы, в одном доме недалеко от города.

30. Странствующее монашество – в т.ч. по ненаселенным местам.

31. «Малые общины» - до 10 человек вокруг одного опытного монаха.

32. «Малые монастыри» - до 60 иноков, не принявшие общежительного устава прп. Пахомия.

 

 

Монашеские центры:

Египет – Нитрийская гора, Келлии, Скитская пустыня.

Палестина – лавра св. Саввы Освященного, ряд елеонских монастырей (Иерусалим).

Синай – монастырь вмц. Екатерины

Крайний восток – сирийская традиция. Келесирия, Осроен, Киликия, вокруг Антиохии.

Запад – монастырь св. Бенедикта в Монтекассино.

Константинополь – Студийский монастырь (Феодор Студит), первый студийский устав.

 

Особый феномен – монашеские горы – Нитрийская, Дивная гора (Сирия). С 8в начала заселяться святая гора Афон, но до 10 в. не могла претендовать на авторитетный центр.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 372.