1. Император в 527-565.
2. Племянник и соправитель Юстина. Был выдающимся богословом, принимал участие в делах правления, а после смерти Юстина стал имп.
3. Сложная обстановка. Подавил восстание в К. (цирковые партии). Мечтал о восстановлении империи. Отвоевал Италию, средиземные острова, Латинскую Африку.
4. Издал «Кодекс» (3 тома), в кот. немало церковных законов – на латинском.
5. Новеллы – новые законы (4-й том) в основном на греческом.
6. Считал себя компетентным во всех областях церковной жизни.
7. До него соборы активно издавали законы. Во время и после – нет.
8. После него возникают «Номоканоны» (Номос – гос. закон, канон – церк.правило). В этих сборниках церковные каноны соседствуют с имп. указами.
9. Ю. первым дал учение о месте имп. в Церкви, создал теорию «Симфонии». Дарованы Священство и Царство. С управляет делами божественными, Ц делами человеческими.
10. По Ю. все человечество должно войти в Церковь, если кто-то пока не вошел, то это историческая случайность.
11. Нет противопоставления Ц. и г.
12. На практике считал в компетенции государства вмешиваться в любые вопросы, т.к. в его попечении находится и священство.
13. Контролировал замещение патриарших кафедр, пытался влиять и на Римскую Церковь.
14. Императрица Феодора.
15. В начале 30 годов Ю. устраивает в К. собеседование православных и монофизитских богословов. Оно не имеет практических последствий.
16. Далее он пытается осмыслить христологию последних 150 лет (в т.ч. 3 и 4 соборы). Нужно было дать богословский синтез двух Соборов.
17. Теопасхитство – учение о страдании Христа.
18. Краткое богословие Юстиниана выражено в гимне «Единородный Сыне».
19. Продолжал гонения на МФ ---- не поддавались ---- вынужден пойти на уступки.
20. МФ занимали важное место в общей политике хриситанизации (нубийское княжество Нобатия, арабское кн. Гассанидов, Иоанн Амидский – масштабная акция по крещению язычников и еретиков.
21. Сделал большой шаг навстречу МФ, приняв все творения К.А. в качестве безупречных.
Теопасхитский спор». «Неохалкидонизм».
Неохалкидонизм
1. Возник в начале 6в.
2. НХ – попытка истолковать Х.орос в духе св. Кирилла.
3. Толковали Кирилла скорее в духе антиохийской двойственности Природ и единства Лица.
4. Первый – монах, бывший МФ Нифалий. Перешел в Х и пытался создать общее богословие. (тексты дошли только в цитатах Севира).
5. После того, как Ю. стал использовать НХ идеи в трудах, движение стремительно набрало силу и вытеснило старый Х.
6. Плюс – бОльшая согласованность с триадологией каппадокийцев. (перенос МФ терминов приводил к тритеизму (кстати, у МФ было и такое течение))
7. Основная формула – «Единая сложная ипостась».
Возникла одновременно с единой сложной природой, но соответствовала Х.оросу и способствовала положительному раскрытию православного учения.
8. Так же предполагает, что возникло нечто новое.
9. Леонтий Византийский – труд «Против аполлинариевых подлогов» - окончательное их разоблачение и демонстрация влияния на труды К.А.
10. Политически – почти безрезультатно – обратил только некоторых. Разделение зашло слишком далеко.
// Богословски стал достойной основой православной христологии
11.
Теопасхитский спор
1. ТП – «богострадание» - учение, по которому Христос страдал божественной природой.
2. Группа скифских монахов – убежденных Х. выдвинула тезис «един от Троицы пострадал», который в те времена звучал по-монофизитски, напоминая дополнение к трисвятому «Распныйся за ны».
Сильно расходился с халкидонитами антиохийского склада, ориентировавшихся на наследие Феодора М.
3. В 519, после отвержения Эноктикона и установления в Кн. Х.веры эти взгляды вызвали недовольство Ю.
---- часть монахов отправились к папе Гормизду за поддержкой.
// он оказался некомпетентным ---- монахи, подивившись, покинули Рим, а Г. перешел к их противникам.
4. Император Ю. поддержал этот тезис, издав эдикт, признающий его православным.
---- даже написал «Единородный Сыне».
5. Ю. до конца жизни оставался сторонником теопасхизма.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 359.