- Иудеохристианская «христология». Слово «Христос» изначально не имело однозначной принадлежности. Греч. Христос – евр. Машиах – «помазанник», имело историю до возникновения христианства, часто употреблялось в ВЗ не только по отношению к Мессии, но и ко многим людям – царям, патриархам – одаренным Божественной милостью, но остававшимся страстными людьми. ---- иудей понимал Мессию как помазанника Божия, не связывая с Божественностью личности Христа.
- Такая христология имела широкое распространение на Востоке, особенно у семитоязычных – евреев, сирийцев, арамеев, арабов, а также в персидских землях.
- Другая тенденция – новозаветное логосное богословие, где Иисус – Бог (Логос), Слово, Единородный Сын (хотя еще нет речи о Единосущном равенстве). Крайняя степень – докетизм.
- Во 2-3 вв. основные усилия направлены на разработку именно логосного богословия. ---- вопросов о человеческой природе практически не возникало.
- Эти две тенденции (Логос антропос и логос саркс) принято называть Александрийской и Антиохийской школами (деление нечеткое).
- Диодор Таррский (ок. 374-394) активно выступал против Аполлинария, указывая на полноту человеческой природы во Христе. Он отличал «Сына Божия» от «Сына Марии и потомка Давида», что естественнодля Антиохии.
- Термины природа, ипостась и лицо употребляли как синонимы ---- не только различение во Христе двух ипостасей, но и опасность разделения человека и Бога.
- Единство природ во Христе Д.Т. толковал скорее в моральном, чем в сущностном смысле. ---- считал, что подобное может быть воспринято только подобным.
Воплощение понимал как вселение, как во храм. ----
---- Христос – Сын Божий не по природе, а по благодати.
- Феодор Мопсуэтийский (392-428). Пытается выяснить со всей определенностью способ соединения совершенных природ.
- Энергичная полемика с Аполлинарием и Арианами.
- Бог Слово воспринял от Марии совершенного человека и воскресил его из мертвых. ---- Различая природы, говорим о двух разных лицах ---- Лишь говоря о соприкосновении, говорим об одном лице.
- Соприкосновение понимает нравственно, а не действительно. ---- Единое лицо является не действительным, а кажущимся.
- Различие пребывания Бога во святых и пребывания во Христе – не качественное, а лишь количественное.
- В течение жизни Христос все более совершенствуется и единство с Богом делается все полней. Важнейшее событие – Крещение, переходный момент.
Кирилл Александрийский и мн.др. использовали термины сущность и ипостась только в триадологических высказываниях. А в христологических по-прежнему употребляли как синонимы.
Ересь Нестория на поверхностном уровне отличается тем, что он называл Богородицу Христородицей.
Если глубже, то он учил о двух личностях во Христе. – человек, с которым соединился Сын Божий и обитал в нем как в храме. Постепенное приобретение Божественной сущности. Бог потому и избрал Иисуса для воплощения Сына, т.к. предвидел, что он будет верен Богу.
Но получается, что страдал и умер – человек, а не Бог. И искупил нас человек. Т.о. он мало отличается качественно от святых и пророков, отличие лишь количественное
Все положения высказал Феодор Мопсуэтийский. Несмотря на это умер в мире с Ц. Написал много полезных произведений.
В рамках антиохийской школы эти выражения считались нормальными.
Феодорит Киррский поддержал Нестория.
Кирилл Ал. В полемике продолжал использовать сущность и ипостась как синонимы.
Впоследствии бл. Феодорит Киррский помирились с Кириллом. Ф.К., сначала говоривший, что скорее отсечет руку, чем анафеманствовать Нестория, но в итоге на IV Соборе сделал это.
Грех давать необдуманные обещания, но еще больший грех их выполнять.
Ересь была осуждена на 3ВС, но не было выработано положительного учения.
Несторий был осужден заочно, т.к. не прибыл, не признавая легитимность, т.к. не успели приехать Антиохийцы.
Антиохийские епископы приехали позже и на своем соборе анафеманствовали Кирилла
Одно лицо у Нестория – было одно лицо единения, внешнее единство, т.е. все равно два субъекта во Христе.
А Кирилл: Сын Божий сделал человеческую природу Своей, усвоил ее. Ипостась Сына Божия, которая восприняла человеческую природу. Ипостась Христа – не новая ипостась, которая
В Ипостаси соединились природы, или Божественная Ипостась усвоила себе человеческую природу?
Согласительное исповедание было подписано через два года.
Кирилл, Феодорит примирились в результате переписке друг с другом и с Иоанном Антиохийским в 433 году.
Сделали уступки, отказались от крайних выражений.
Двойное единосущие Иисуса Христа – Отцу по Божеству, а нам по человечеству.