Богословские предпосылки возникновения арианства. В чем состояло учение Ария и почему оно получило поддержку не только в Александрии, но и за её пределами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Савеллианство было осуждено на Александрийском Соборе (261) под председательством Дионисия Александрийского; и на Римском соборе (262) под председательством Дионисия Римского. --- Это не решило проблемы природы Сына и Духа, т.к. не было точной терминологии.

2. Арий был популярным пресвитером в Александрии – прихожане с гордостью называли себя арианами.

3. Арий рассуждал следующим образом: Если Сын сотворен не из не сущих, то он сотворен из сущности отца, а если Он при этом еще и безначален Отцу, то между Отцом и Сыном нет никакой разницы ----- мы впадаем в савеллианство. Кроме того, Происхождение Сына из сущности Отца предполагает либо эманацию, либо деление сущности, что предполагает божественную изменчивость.

3.1. Абсолютность монархии Отца: «Было время, когда Сына не было».

3.2. Создание Сына из ничего по воле Отца. Сын т.о. есть высшее творение, орудие (organon "органон") сотворения мира.

3.3. Святой Дух есть высшее творение Сына, т.е. как бы «внук» Отца. Убывающая Троица, как и у Оригена, но в отличие от Него – Арий отделяет Сына и Духа от Отца, считая их тварями.

4. Предпосылка: Притч 8,22: «Господь создал меня в начале путей Своих».

5. Когда епископ Александр проповедовал о том, что «Св. Троица есть в Троице Единица», Арий обвинил его в савеллианстве и провозгласил идею о тварности Сына. Александр запретил проповедовать ее, но Арий не подчинился. Его поддержали некоторые клирики, 700 девственниц, 12 диаконов, 7 пресвитеров, 2 епископа. Важную поддержку оказал Евсевий, еп. Никомидии, бывшей тогда столицей Восточной империи (был соучеником Ария, также – не упустил возможности принизить Александрийскую Церковь и возвысить свою молодую.

6. В 318 году ариане выступили против архиерея. Тот провел ряд диспутов, пытаясь вразумить их, но тщетно. Тогда около 320 г. он собрал Александрийский собор, на кот. Более 100 епископов Египта, Ливии и Пентаполя осудили ария и извергли из сана Ария и сторонников. Ария приютил Евсевий.

7. Евсевий ок 321 г. собирает собор в Вифинии из сторонников Ария. Они разослали по церквам в т.ч. в Александрию изложение своих взглядов. Александр в ответ также разослал Восточным кафедрам и папе Сильвестеру томос, где обличал Ария и предостерегал от помощи ему.

8. Также ок. 321 г. в Палестине под предс. еп. Евсевия Кесарийского собрался новый собор, признавший за арианами их свящ.права и предписал вернуться в Ал., восстановив мир и общение с Александром. Около 324 г. Арий возвращается в Египет и возглавляет сторонников ---- беспорядки, расстройство церковной жизни, нападки на епископа.

9. По традиции ариане подали Александру почтительное послание с изложением своей веры, где смягчили формулировки, но при этом формулы «Сын – совершенное творение Божие», «не существовал прежде рождения», а потому «не совечен Отцу», были сохранены. Обосновывали, что признание совечности влечет признание двух божественных начал, тогда как Божество может быть только единым. --- включили себя в традицию монархианства.

10. Основной круг вопросов, поднятых арианством, сводился к следующим:
- можно ли отождествлять рождение с творением?
- верно ли, что Сын возник из не сущего?
- верно ли, что когда-то Сына не было? Это вопрос связан с пониманием времени и Вечности, что для противников ариан – разные понятия. Хотя Арий и пытался их разделить, говоря, что Сын по воле и совету (Божиему) – совершенный Бог, но Его не было, прежде чем Он был рожден. Как может совершенный Бог не обладать одним из важнейших атрибутов – вечностью – ариане так и не дали вразумительного ответа – для них Божественная Вечность мыслилась как обычное время, делясь на «до» и «после».

11. В конце 324 г. Антиохийский собор 56 вост.епископов, рассмотрев акты Александра, вновь осуждает арианство и анафеманствует тех, кто «Сына Божия называет творением и утверждает, что когда-то Его не было».

12. Т.о. ситуация зашла в тупик и могла быть разрешена только вмешательством церковного арбитра – императора. В том же 324 г. в полемику вмешался КВ. Через своего доверенного посланника еп.Осии Кордубского пытается примирить, но тот сообщает о непримиримых разногласиях. ---- на повестку был поставлен созыв 1ВС.

 

 




Дата: 2018-12-28, просмотров: 439.