Попытки замены Никейского Символа на Антиохийском Соборе, Сирмийские формулы. Роль Запада в этих спорах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Антиохийский собор (ок 330 или 341) в очередной раз подтвердил низложения АВ.

2. На этом же соборе основные тезисы учения Ария были преданы анафеме.
// Но и термин «единосущный» Собором принят не был, как не имеющий опоры в святоотеческой традиции.
// Но он не был и полностью отвергнут – вместо него употреблялись «сосуществующий», «неизменный (неотличный) образ» Отца.
КАКОЙ СИМВОЛ?

3. Выработанные символы отправили на Запад, но Западная церковь, верная никейской формуле, отвергла эти вероопределения.

 

4. В 350 после убийства Константа (покровителя АВ) и воцарения Констанция приблизившийся к нему еп. Валент начинает новую борьбу.

5. В 351 он с товарищами на соборе в Сирмии осуждения Маркелла Анкирского и его ученика Фотина Сирмийского. (Маркел, настаивая на единосущии, впал в подобие савеллианства, отрицая Сына как особое Лицо и Его предвечность).
В изданной Собором 1-й формуле – четкий субординационизм между Отцом и Сыном.

6. В это время ариане делятся на два лагеря:

1. Омиусиане (подобосущники) – император Констанций, Василий Анкирский, Георгий Лаодикийский.

2. Аномеи – полностью отрицали подобие (Евдоксий Антиохийский-Константинопольский, Аэтий, Евномий).

7. В 357 Констанций, чтобы помирить эти партии, собрал новый Собор. Здесь снова действовали Валент и Урсакий. Добившись осуждения АВ и располагая поддержкой И (убедив его, что спасают мир в Церкви), составили текст 2-й Сирмийской формулы:
.тезис о подчиненности Сына Отцу;
отвергались никейские термины «сущность, единосущный» и даже «подобосущный».

8. В 358 г. Василий Анкирский от имени Анкирского Собора доложило К, что 2формула была отвергнута большинством восточных епископов.
Анкирский Собор постановил, что Сын подобен Отцу по силе, действию и сущности.

9. В 358 г, Поняв, что его обманули, Констанций собрал третий Собор, которой принял омиусианское вероисповедание (3-я формула):
«Сын подобен Отцу по сущности».

10. Потом В. и У. восстановили влияние, а Кц решил отказаться от подобосущной формулировки в пользу подобной (исключен термин сущность).

11. В 359 г. представители разных партий по настоянию И приняли 4-ю формулу:
Подобие Сына Отцу «во всем»; слово «сущность» было опущено.

12. Констанций поручил В и У собрать новый ВС для подтверждения этой формулы.
В 359 в г. Аримин почти 400 епископов
В Селевкии (Малая Азия) – 150 епископов (омиусиане, аномеи). Одновременно.
Оба собора в большинстве отвергли 4-ю формулу и отлучили В и У за отказ анафеманствовать арианство. В Аримине составлена, а в Селевкии подписана Ариминская формула. Ее утвердил Констанций и столичные епископы. ----
сформировалась компромиссная партия «омиев». Ее кредо стала Ариминская формула. (Символ веры западных ариан до начала 8в).

 

 














Антиохийская схизма

1. Примерно с 330 года, после смещения никейца св. Евстафия Антиохийского, его последователи составили особую группу, возглавляемую пресвитером Павлином.

2. Единую божественную природу обозначали «Ипостась», а для троичности использовали «Лицо». Это вызывало подозрение в савеллианстве.
С другой стороны такой язык соответствовал западной терминологии «одна субстанция, три Лица. (лат. Substantia – греч ипостась в значении «бытие, существование». Впоследствии ипостась стала означать частное бытие, а субстанция – общее. Это привело к недоразумениям и конфликтам между Западом и Востоком).

 

3. В 360 АЕ Ант. Был поставлен Мелетий, вокруг которого постепенно складывается новоникейская партия, которая наряду с единосущием принимала формулировку «одна Сущность, три Ипостаси» (такой образ мысли был понятен и близок большинству православных епископов). Эта терминология резко контрастировала с западной, т.к. выражение «три Ипостаси» могло быть понимаемо как три субстанции, не могущих быть равными.

 

4. В 362 г. еп. Люцифер Калаританский, не признав Мелетия православным, поставил епископом Павлина, считая, что только в его общине сохраняется подлинное никейское православие.

5. Т.о. Антиохийский раскол близких друг к другу по богословию стал узловой проблемой, в которой соединились трудности понимания триадологии Западом и Востоком и трудности консолидации православных на Востоке.

 

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 337.