1. Около 375 г. свт. Епифаний Кипрский начал атаку на Оригена, упоминая его и нескольких египетских монахов из Келлии (Аммоний и др).
2. Епископ Ал. Феофил изгнал оригенистов из Египта. Длинные братья в 400 году были принуждены бежать. Направились в Кн искать справедливости у ИЗ.
3. 
 Иоанн Златоуст
4. В 397 г. умер патр.Нектарий Кн. 
 ---- Евнух Евтропий (временщик) посоветовал имп. Аркадию украсить столицу фигурой ИЗ.
5. На 2ВС выявилось трехстороннее противостояние кафедр Ах, Ал, Кн. ---- приглашение в Кн антиохийца было политическим шагом. (КЦ нуждалась в обновлении – там царили беспорядок, растраты и распущенность нравов).
 ---- ИЗ рукоположил александрийский епископ Феофил – подсластить.
6. По прибытию на кафедру в 398 г. ИЗ сразу приступил к реформам. Он был старой, доконстантиновской, закалки и в легкомысленной столице казался старомодным и провинциальным.
7. - Призывал богатых помогать бедным, 
 - налагал запрещения на распустившийся клир.
 - Удалил из домов целибатных клириков подозрительных «сестер»
 - Потребовал отказа от роскоши
 - Сам удалил всю роскошь из своего дворца
 - Отказался от приемов и банкетов, и сам не стал ходить по пирам.
 - Запретил монахам гулять по городу и т.п.
 - Любил длинные богослужения и крестные ходы
 - Без разбору в лицо обличал всех
 ----- Вскоре настроил против себя высший слой, который он обличал, а также клир и монашество.
8. Начали распускать слухи (из-за больного желудка сразу после евхаристии ел лепешки = невоздержанность, никого не пускал во дворец = излишества, отношения с духовной дочерью и т.п.).
9. Обличил самого Евтропия и императрицу (сравнив с Иезавелью).
 Низложил 13 епископов, давших плату за хиротонию.
10. В Кн прибыли четверо «Длинных братьев». Иоанн рассмотрел их дело, не нашел вины, дал им прибежище и, не допуская в общение, написал Феофилу почтительное письмо, прося объяснить, в чем он их обвиняет.
 ---- Феофил разгневался, послал в столицу группу монахов-антиоригенистов, поднявших скандал, обвиняя в ереси ИЗ.
 ----- длинные братья потребовали суда, который их оправдал и осудил смутьянов (выслали, или посадили). Самого Феофила вызвали на суд.
11. Феофил подослал св. Епивания Кипрского – тот сначала начал хулить Иоанна, остановился у его противников, но потом, разобравшись, понял, что его используют и уехал, сказав: «Оставляю вам столицу, двор и лицемерие».
12. В 403 г. Феофил приехал сам с целым флотом и 30 епископами + множество пресвитеров и монахов. Отклонил приготовленное ИЗ место жительства.
 Сразу стал устраивать пышные обеды и «подмазывать» нужных лиц, подружился со всеми врагами ИЗ.
 Склонил двор на свою сторону.
 ---- постепенно превратил собор для суда над ним в собор для суда над св. Иоанном.
13. Собор собрался близ Халкидона на вилле «Под дубом». На нем собрались александрийские и азиатские епископы и все враги ИЗ. Выдвинули 29 пунктов обвинений – один вздорнее другого.
14. Иоанн отказался явиться и был заочно низложен и приговорен к ссылке. Произнес последнюю проповедь в переполненном соборе и добровольно уехал в ссылку.
15. В столице начался бунт против александрийцев. Те со страху уплыли. Плюс произошло землятрясение. Евдоксия писала ИЗ, умоляя вернуться.
 ---- тот отказался, требуя соборного оправдания.
 ---- однако народ требовал немедленного возвращения и ИЗ поддался.
16. Вернувшись, продолжал обличать. ---- 17 апреля 404 г. ему запретили служить пасхальную заутреню с св. Софии, и он служил под открытым небом с толпами народа.
17. Началось новое разбирательство. Феофил, не рискуя более уезжать из Египта, рассылал памфлеты, называя ИЗ сатаной.
18. Его обвинили в возвращение на кафедру без соборного разбирательства, он был вновь смещен и увезен в ссылку в армению.
19. В ссылке он приобрел популярность. Рассылал апеллящии, в т.ч. на запад, где его поддерживали. ---- обеспокоенные власти отправили его еще дальше – в Пицунду. К тому времени его болезнь усугубилась.
20. В 438 г. его мощи были торжественно перенесены в Кн и помещены в храме св.Апостолов.
21. Иоанн Златоуст пытался расширить права столичной кафедры в Малой Азии и призывал Феофила Александрийского на церковный суд, что привело к низложению в 403 г. ИЗ.
22. Собор под дубом
Дата: 2018-12-28, просмотров: 424.