Взгляд Константина на роль императора в Церкви и идеология римской государственности, сформулированная при Константине Великом Евсевием Кесарийским
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Поначалу относился к своему месту в Церкви со смирением: воздерживался от своего мнения, но ссылался на мнения соборов.

2. С одной стороны, как Император теократической Империи, К сознает себя ее религиозным законодателем,
с другой, как христианин, не может смешивать христианство с языческой ложью.
Эти две логики определят судьбу Церкви в Византии.

3. Римляне видели источник власти только в сенате и народе, а государство считали высшей ценностью. С другой стороны, при некоторых императорах было обожествление их самих, воздавались почести.
Новая гос.идеология отвергала оба подхода, высшей ценностью становился Спаситель Иисус Христос. Император и Церковь были его помощниками в деле спасения подданных империи.

4. При этом в некоторых важных вопросах церковной жизни (выбор епископов, созыв соборов, определение границ округов, борьба с ересями и расколами) император обладал ключевыми полномочиями. Главенство И. в Ц. не противоречило догмату о том, что глава Церкви – Христос. Император считался «другом Божиим» (Е.К.), наместником Христа на земле.

 

199

 

5. По свидетельству Е.К., К. смотрел на себя как на служителя Божия, получившего власть, чтобы привлечь род человеческий на служение «священнейшему закону». Даже называл себя «епископом внешних».

6. В числе ближайших людей держал епископов.

7. Император называет себя «епископом внешних дел Церкви», а также «сослужителем епископов».

8. Государственная теория «политической ортодоксии»: главой Византийской империи (в т.ч. главой имперской Церкви) является православный император (УТОЧНИТЬ, КОГДА ЭТО УТВЕРДИЛОСЬ).

 

 

9. Донатистский раскол:
- донатисты потребовали рассмотрения своего дела Галльскими епископами, которые подтвердили карфагенский приговор;
- но донатисты снова обратились к Константину;
- и, вместо того, чтобы сослаться на независящее от него церковное решение, он (будучи еще некрещеным) приказал начать новое расследование.
Тем самым был нанесен первый удар независимости Церкви и ее иноприродности по отношению к государству.
После осуждения донатистского раскола в Арле – новая апелляция к Императору. И он, хоть и возмутился, снова «сдается».
Наконец, убедившись в неправоте донатистов, устраивает гонения, превратив раскольников в мучеников ----- только усилило раскол.

 










Попытка Юлиана Отступника реанимировать язычество в Империи.

1. Юлиан правил полтора года.

2. Был крещен с детства, воспитан в церковной традиции. Но с юности возымел огромную симпатию к язычеству.

3. Это символично: многие в то время разочаровались распрями внутри Церкви и другими неприятными событиями, имевшими место после константиновского мира.

4. Не устраивал особых гонений – только в случае беспорядков (хотя на местах были более жестокие гонения). Рассчитывал дождаться, когда Церковь сама падет из-за внутренних разнолгасий. Однако, к концу правления сделался более жестоким.

5. Указ, отделивший школу от Церкви.

6. Запретил христианам учиться в языческих школах. Но христиане находили выход.

7. Пытался реформировать язычество по принципу христианской Церкви.

8. Вернул Алтарь Победы в сенат.

9. Его царствование поставило проблему отношения к языческой культуре. (возникала и ранее, большинство апологетов давали положительную оценку).

10. Христианская культура использовала достижения языческой.

11. После его смерти язычество пришло в полный упадок. Издавались строгие императорские указы, но язычники не имели христианской стойкости и стушевывались.

 

 

Отношения Церкви и государства в правление сыновей Константина Великого.

Исторический аспект

1. КВ поделил империю между сыновьями Константином II, Констанцием и племянником Далмацием.

2. Далмаций был убит в 337 г. при восстании солдат, также умерщвлены все побочные члены императорской фамилии, за исключением Галла и Юлиана

3. К2 погиб в 340-м году при Аквилее в борьбе против Констанса. Империя поделилась на две половины до 350 года

4. В 350 г. Констанс пал от руки солдат узурпатора Магнеция, который в свою очередь был побежден при Мурсе Констанцием, который сделался единодержавным правителем.

 

Религиозный аспект

1. Сыновья были воспитаны в христианской религии и преданы ей. Для них Х – достойна всякого почтения и покровительства, а Я. Насильственно подавляется:
- 341 г. – запрещались суеверные и «безумные жертвы»;
- 346 г – оба брата издали эдикт о закрытии всех языческих храмов --- гонение на язычников, как при Д. – на христиан. Из курии сената выносится Алтарь Победы.
- 356 г. – смерть за жертвоприношения, но угрожала только предсказателям и магам (которые, как ранее христиане, объявляются «врагами человеческого рода»).

2. Поскольку язычники были многочисленны, необходимы были уступки. Констанций:
- разрешает языческие святилища вне города;
- затем подтверждает права языческих колоний в Риме и Африке, сохраняя титул «великого понтифекса».

3. Т.о., желая поразить язычество, он щадил сакрально-юридические формы, с которыми связаны привилегии древних родов и игры, к которым чувствовал склонность южный народ.

4. Однако воля христианского императора действовала беспрепятственно везде, чем доказывалась внутренняя слабость язычества.

 






Констанций

1. Был самодержцем, но имел представление о высоких обязанностях, налагаемых саном.

2. Был предан христианству. Решительно покровительствовал ему и стеснял язычество.

3. Хотел единства Церкви, хотел превратить государство в Церковь.

4. Но это единство понимал в анти-никейском смысле. Арианство было ему более по душе, стремился его водворить.

5.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 368.