1. Процессы, запущенные КВ сложны и многогранны.
2. Не только и не столько изменил государственное отношение, сколько совершил в христианском сознании важный переворот.
3. Все признают роль его личности в установлении мира между Церковью и государством но оценивают ее по-разному: Восток – как зачинателя мира и победы света над тьмой, увенчивающий подвиг мучеников; Запад – как начало порабощения Церкви государством, падение в высот первохристианской свободы.
4. В литургических текстах его обращение сравнивается с ап. Павлом, но если у АП это была полная переоценка ценностей, переворот, то у К. процесс более сложный, связанный с решительным моментом карьеры.
Духовный аспект
5. К 4 веку завершалось перерождение римского принципата (особая форма правления в ранней империи, сочетавшая монархические и республиканские черты; «принцепс» - не монарх самодержец, а «первый среди равных», народный трибун) в теократическую монархию, где императора видели как посредника между миром и Богом. Он отделен от смертных, ему совершаются особые «имперские литургии», его жизнь представляет отражение в мире небесного строя. Эта тенденция связана с движением в сторону монотеизма (все главные течения той эпохи провозглашают Единое Начало, Одного Высшего Небесного Бога).
6. Отец Константина наполнил этой небесной религией весь дворец, посвятив Богу детей жену и служителей. ----- У Константина был мистический интерес, вера в избранничество.
Политический аспект
7. К. начинал подниматься над разрухой и междоусобицей нескольких императоров после отречения Диоклетиана. Ему оставалось для объединения западной половины империи уничтожить Максентия.
8. Обращение в Веру перед важным сражением: Из Галлии перешел через Альпы и подошел к Риму. Борьба с Римом означала разрыв с прошлым, его мощью, охранявшими его богами. Вероятно, бессознательно искал новой опоры. Его обращение падает на момент этого страшного напряжения и сомнения.
9. Самые близкие описания не говорят ни о видении ни о словах «Сим побеждай». Они говорят о вразумлении начертать на оружии крест. (позже рассказ стал обрастать подробностями).
10. Эпоха Константина – эпоха синкретизма, и он сам стремился найти интерпретации, наиболее приемлемые для большинства граждан (например, построил в Константинополе три собора – в честь Силы, Премудрости и Мира, считая, что названные так ипостаси св. Троицы будут более доступны уму язычников).
Характер обращения
1. Для него вера пришла не через Церковь, а была дарована лично для победы --- ставила и его и империю в зависимость от Христа, под покров Креста. --- обратился не как человек, ищущий истину, а как император, Христов избранник. --- обращение не привело к пересмотру теократического сознания, а наоборот утвердило в нем и христиан и Церковь. «Империя стала христианкой, не пройдя через кризис крещального суда».
Миланский эдикт (313 (Шмеман) или 312 (Асмус)?) последовал за обращением.
1. Его основные положения:
- Свобода «и христианам и всем следовать такой религии, какой каждый пожелает».
- Христианским церквам возвращались конфискованные имущества (новые хозяева получали компенсацию).
2. Сложный исторический вопрос: если возглашая свободу, К. вдохновлялся христианской идеей независимости от государства, то почему свобода так быстро уступила место безраздельной принудительной монополии Христианства?
Ответ: его свобода не была христианской свободой. И понадобились века, чтобы христианское понимание личности проросло в новое понимание государства. (Шмеман).
3. Шмеман считает, что обращение К помешало пересмотреть в евангельском свете теократический абсолютизм античной государственности.
4. Государство, даруя свободу внешних форм, само становится «носителем» религии.
Еще эдикты:
1. В 311 г. Галерий (под влиянием болезни) совместно с Константином и Ликинием выпустил в Никомидии эдикт о веротерпимости. В нем Г. заявлял, что ему не удалось заставить христиан отказаться от зловредных новшеств и подчинить их многочисленные секты законам государства, и что теперь он разрешает им устраивать свои религиозные собрания, если они не будут возмущать общественный порядок в стране. При этом он делает важное указание христианам молиться своему Богу о благополучии императоров, государства и самих себя, чтобы государство могло процветать, а они спокойно жить в своих домах.
2. В отличие от э.Г., М.Э. не просто давал свободу культа, но и уравнивал с язычеством.
Сразу после победы над Лицинием (324?) К. основывает на месте города Византий у Босфора новую столицу – Константинополь. Освящение – в 330.
3. Константин крестился только в 337 г. перед смертью от Евсевия Никомидийского
У Феофана Исповедника есть другая версия, что К. крестился в 323 г. от папы Сильвестра.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 406.