Эпоха Вселенских Соборов и её значение для Церкви.
Константин Великий и его обращение к христианству. Эдикты о веротерпимости.
1. Процессы, запущенные КВ сложны и многогранны.
2. Не только и не столько изменил государственное отношение, сколько совершил в христианском сознании важный переворот.
3. Все признают роль его личности в установлении мира между Церковью и государством но оценивают ее по-разному: Восток – как зачинателя мира и победы света над тьмой, увенчивающий подвиг мучеников; Запад – как начало порабощения Церкви государством, падение в высот первохристианской свободы.
4. В литургических текстах его обращение сравнивается с ап. Павлом, но если у АП это была полная переоценка ценностей, переворот, то у К. процесс более сложный, связанный с решительным моментом карьеры.
Духовный аспект
5. К 4 веку завершалось перерождение римского принципата (особая форма правления в ранней империи, сочетавшая монархические и республиканские черты; «принцепс» - не монарх самодержец, а «первый среди равных», народный трибун) в теократическую монархию, где императора видели как посредника между миром и Богом. Он отделен от смертных, ему совершаются особые «имперские литургии», его жизнь представляет отражение в мире небесного строя. Эта тенденция связана с движением в сторону монотеизма (все главные течения той эпохи провозглашают Единое Начало, Одного Высшего Небесного Бога).
6. Отец Константина наполнил этой небесной религией весь дворец, посвятив Богу детей жену и служителей. ----- У Константина был мистический интерес, вера в избранничество.
Политический аспект
7. К. начинал подниматься над разрухой и междоусобицей нескольких императоров после отречения Диоклетиана. Ему оставалось для объединения западной половины империи уничтожить Максентия.
8. Обращение в Веру перед важным сражением: Из Галлии перешел через Альпы и подошел к Риму. Борьба с Римом означала разрыв с прошлым, его мощью, охранявшими его богами. Вероятно, бессознательно искал новой опоры. Его обращение падает на момент этого страшного напряжения и сомнения.
9. Самые близкие описания не говорят ни о видении ни о словах «Сим побеждай». Они говорят о вразумлении начертать на оружии крест. (позже рассказ стал обрастать подробностями).
10. Эпоха Константина – эпоха синкретизма, и он сам стремился найти интерпретации, наиболее приемлемые для большинства граждан (например, построил в Константинополе три собора – в честь Силы, Премудрости и Мира, считая, что названные так ипостаси св. Троицы будут более доступны уму язычников).
Характер обращения
1. Для него вера пришла не через Церковь, а была дарована лично для победы --- ставила и его и империю в зависимость от Христа, под покров Креста. --- обратился не как человек, ищущий истину, а как император, Христов избранник. --- обращение не привело к пересмотру теократического сознания, а наоборот утвердило в нем и христиан и Церковь. «Империя стала христианкой, не пройдя через кризис крещального суда».
Миланский эдикт (313 (Шмеман) или 312 (Асмус)?) последовал за обращением.
1. Его основные положения:
- Свобода «и христианам и всем следовать такой религии, какой каждый пожелает».
- Христианским церквам возвращались конфискованные имущества (новые хозяева получали компенсацию).
2. Сложный исторический вопрос: если возглашая свободу, К. вдохновлялся христианской идеей независимости от государства, то почему свобода так быстро уступила место безраздельной принудительной монополии Христианства?
Ответ: его свобода не была христианской свободой. И понадобились века, чтобы христианское понимание личности проросло в новое понимание государства. (Шмеман).
3. Шмеман считает, что обращение К помешало пересмотреть в евангельском свете теократический абсолютизм античной государственности.
4. Государство, даруя свободу внешних форм, само становится «носителем» религии.
Еще эдикты:
1. В 311 г. Галерий (под влиянием болезни) совместно с Константином и Ликинием выпустил в Никомидии эдикт о веротерпимости. В нем Г. заявлял, что ему не удалось заставить христиан отказаться от зловредных новшеств и подчинить их многочисленные секты законам государства, и что теперь он разрешает им устраивать свои религиозные собрания, если они не будут возмущать общественный порядок в стране. При этом он делает важное указание христианам молиться своему Богу о благополучии императоров, государства и самих себя, чтобы государство могло процветать, а они спокойно жить в своих домах.
2. В отличие от э.Г., М.Э. не просто давал свободу культа, но и уравнивал с язычеством.
Сразу после победы над Лицинием (324?) К. основывает на месте города Византий у Босфора новую столицу – Константинополь. Освящение – в 330.
3. Константин крестился только в 337 г. перед смертью от Евсевия Никомидийского
У Феофана Исповедника есть другая версия, что К. крестился в 323 г. от папы Сильвестра.
Исторический аспект
1. КВ поделил империю между сыновьями Константином II, Констанцием и племянником Далмацием.
2. Далмаций был убит в 337 г. при восстании солдат, также умерщвлены все побочные члены императорской фамилии, за исключением Галла и Юлиана
3. К2 погиб в 340-м году при Аквилее в борьбе против Констанса. Империя поделилась на две половины до 350 года
4. В 350 г. Констанс пал от руки солдат узурпатора Магнеция, который в свою очередь был побежден при Мурсе Констанцием, который сделался единодержавным правителем.
Религиозный аспект
1. Сыновья были воспитаны в христианской религии и преданы ей. Для них Х – достойна всякого почтения и покровительства, а Я. Насильственно подавляется:
- 341 г. – запрещались суеверные и «безумные жертвы»;
- 346 г – оба брата издали эдикт о закрытии всех языческих храмов --- гонение на язычников, как при Д. – на христиан. Из курии сената выносится Алтарь Победы.
- 356 г. – смерть за жертвоприношения, но угрожала только предсказателям и магам (которые, как ранее христиане, объявляются «врагами человеческого рода»).
2. Поскольку язычники были многочисленны, необходимы были уступки. Констанций:
- разрешает языческие святилища вне города;
- затем подтверждает права языческих колоний в Риме и Африке, сохраняя титул «великого понтифекса».
3. Т.о., желая поразить язычество, он щадил сакрально-юридические формы, с которыми связаны привилегии древних родов и игры, к которым чувствовал склонность южный народ.
4. Однако воля христианского императора действовала беспрепятственно везде, чем доказывалась внутренняя слабость язычества.
Констанций
1. Был самодержцем, но имел представление о высоких обязанностях, налагаемых саном.
2. Был предан христианству. Решительно покровительствовал ему и стеснял язычество.
3. Хотел единства Церкви, хотел превратить государство в Церковь.
4. Но это единство понимал в анти-никейском смысле. Арианство было ему более по душе, стремился его водворить.
5.
368
1. В начале 5в. Имп. Аркадий принимает участие в соперничестве архиепископских кафедр Кн и Ал.
2. Низложение в 404 г. св. Иоанна Златоуста стало актом императорской воли, утвердившей решение собора 30 египетских епископов во главе с Феофилом Ал. (Собор под дубом).
3. Непримиримая ненависть к ИЗ императрицы Евдоксии и ссылка его сначала в Армению, а затем на Кавказ сильно омрачили отношения г и Ц.
4. Папа Келестин писал Ф2, что для него дело веры д.б. важнее, чем дела государства. Этот римский подход не был воспринят на Востоке. Папы же и потом имели склонность ставить интересы Римской Церкви выше интересов государства.
5. В 438 г. был издан «кодекс Феодосия» (16 книг). В 16 книге были помещены законы, касающиеся Церкви. Т.о. Церковь впервые получила публично-правовой статус в рамках кодификации римского права.
6. На Константинопольском Соборе в 448 г. (дело Евтиха) впервые было признано, что императорской власти присущ архиерейский характер.
7. В 451 г. именно по настоянию императорских чиновников (светских лиц), поддержанных легатами, Собор составил орос.
8. Вступление на престол Льва1 (457) впервые сопровождалось коронацией императора церковным иерархом (св. Анатолий Конст.). Это символ превращения империи в христианскую державу, где духовная и светская власти действуют в согласии и нуждаются во взаимной поддержке.
9. Во 2п4в и в 5в почти все важнейшие церковные события происходили при деятельном участии императоров.
10. Политическая ортодоксия – неразрываная внутренняя связь государственной власти с православным христианством, а также согласование императорской политики по отношению к Церкви высшими интересами государства.
11. Формирование началось – при КВ, окончательно складывается при Юстиниане – он сделал личной прерогативой вмешиваться даже в догматические вопросы.
АРИАНСТВО
Дисциплинарные каноны, принятые на I Вселенском Соборе.
1. Выбор и поставление епископа предоставлялся епископам только данной гражданской провинции (4 прав), для чего составлялся чрезвычайный собор.
2. Регулярные соборы с обязательным участием всех здравствующих епископов. Два раза в год – перед 40 и около осеннего времени (5прав). Это становится важнейшим объединяющим фактором церковного общения.
Антиохийская схизма
1. Примерно с 330 года, после смещения никейца св. Евстафия Антиохийского, его последователи составили особую группу, возглавляемую пресвитером Павлином.
2. Единую божественную природу обозначали «Ипостась», а для троичности использовали «Лицо». Это вызывало подозрение в савеллианстве.
С другой стороны такой язык соответствовал западной терминологии «одна субстанция, три Лица. (лат. Substantia – греч ипостась в значении «бытие, существование». Впоследствии ипостась стала означать частное бытие, а субстанция – общее. Это привело к недоразумениям и конфликтам между Западом и Востоком).
3. В 360 АЕ Ант. Был поставлен Мелетий, вокруг которого постепенно складывается новоникейская партия, которая наряду с единосущием принимала формулировку «одна Сущность, три Ипостаси» (такой образ мысли был понятен и близок большинству православных епископов). Эта терминология резко контрастировала с западной, т.к. выражение «три Ипостаси» могло быть понимаемо как три субстанции, не могущих быть равными.
4. В 362 г. еп. Люцифер Калаританский, не признав Мелетия православным, поставил епископом Павлина, считая, что только в его общине сохраняется подлинное никейское православие.
5. Т.о. Антиохийский раскол близких друг к другу по богословию стал узловой проблемой, в которой соединились трудности понимания триадологии Западом и Востоком и трудности консолидации православных на Востоке.
Палестина
1. Центральная фигура – прп. Иларион Великий (ок. 291-371). С 15 лет – ученик египетского подвижника. Затем вернулся в П с Е. монахами
2. Особый тип монастыря – лавра (греч. – городская улица, квартал). Изначально объединение монашеских келий вокруг одного храма и ряда хоз.служб. Среднее между общежитием и отшельничеством. Жили порознь в строгом аскетизме, а в сб и вс и в праздники собирались на общую литургию и горячую трапезу
3. Во главе лавры стоял избираемый монахами и утверждаемый епископом игумен.
4. К 8в различие между лаврами и общежитиями утратилось, лаврами стали называть большие монастыри.
5. Один из виднейших представителей – прп Евфимий Великий (ок. 377-473). Основал «Нижний» монастырь (лавру), служил духовником для братии.
6. Среди палестинских монахов был широко распространен оригенизм.
Сирия
1. М развивалось параллельно Египетскому. Сначала преобладали анахоретские формы, в т.ч. довольно экстремальные («пасущиеся», столпники (св. Симеон Столпник, простоявший на скале 37 лет), вериги, власяницы, бдение).
2. В 4в появляются первые киновии. Впоследствии в 5-6 вв. здесь преобладала киновиальная организация.
3. Важнейший представитель на начальном этапе – Раббула Эдесский (411-435). Первым составил сирийский монашеский устав.
Западное монашество
1. Внедрялось медленней – в 4в еще считалось экзотикой. (ехали за М на Восток, в основном в Палестину – там было несколько латинских монастырей – м. св. Мелании Старшей (325-410)).
2. Пионером считается св. Мартин Турский (316-397) – основал первый монастырь еще до епископства.
3. Иоанн Кассиан Римлянин – подвизался в Скитской пустыне.
Автор устава (ок 420-424) под влиянием Е. и П. правил, а также устава ВВ.
Труд «О правилах общежительных монастырей» состоит из 12 книг, написан по-латыни.
Дальнейшая стадия развития общежительных правил в отношении молитвы и богослужения.
Также – правила поступления в обитель, внешний вид и одежда, суточный круг богослужения, обеты, послушания, епитемьи, трапеза, посты.
Также книга содержит рассуждения о борьбе со страстями.
4. Св. Бенедикт Нурсийский. Три года жил отшельником. Был аббатом в Виковаро, но не справился со своеволием монахов. Вернулся в пещеру, где присоединились ученики – образовали 12 колоний под общим руководством Б.
5. Около 520-30 гг. основывает у г. Кассинум в древнем акропле новый монастырь. Стяжал огромный авторитет у местного населения.
6. Около 540 написал знаменитый устав, оказавший огромное влияние на католическое монашество. Это правило для общежитий.
Источники: Пахомий, ВВ, Августин, Иоанн Кассиан, Киприан, папа Лев Великий, жития, собственный административный опыт.
7. Блаж. Иероним Стридонский: большую часть жизни прожил на Востоке и в многочисленных творениях познакомил западный мир с подвигами восточного монашества.
8. Пресвитер Руфин переводил творения восточных отцов о монашеской жизни.
9. Блаженный Августин в начале пути увлекся идеалами монашества и организовал общину. Потом, когда стал епископом, преобразовал общину в коллегию пресвитеров. Пытался организовать жизнь священников по образцу монашеской общины.
10. В отличие от русской Церкви, редкие монахи были священниками, избегали сана.
11. Была проблема: многие не могли часто причащаться, что не соответствовало принципам древней Церкви. ---- епископат стремился включить монашество в общинную жизнь Церкви.
12. Но это не всегда удавалось. В Западной Церкви до сих пор некоторые монастыри не подчиняются епископату. Параллельные юрисдикции.
13. Ктиторское право: основатель и спонсор монастыря мог в значительной степени определять устав. Например, Афонские монастыри принадлежали Императору.
Антропоморфизм
1. Е. утверждал, что поклонение Богу и Его созерцание должно происходить без посредства образа.
2. Коптские монахи же придерживались поклонения Богу в человеческом образе ---- называли антропоморфитами.
3. В 398 г. архиеп. Феофил Александрийский в пасхальном послании высказался в пользу созерцания вне образа ---- протесты монахов ---- разгромил Нитрийскую пустыню (вооруженные формирования).
4.
5. После смерти Е. его последователи были осуждены и вынуждены покинуть Египет. Их приютил св. Иоанн Златоуст (без сочувствия убеждениям их), за что его отправили в ссылку, где он умер. Позже императоры поняли ошибку, состоялось покаяние и возвращение мощей в К.
Ересь Пелагия
Осуждение пелагианства
11. Целестий остался в Карфагене, где проповедовал свое учение.
Пелагий прибыл в Иерусалим и встретился здесь с западными учеными: блаж. Иеронимом и Павлом Орозием. ---- споры ---- Иерусалимский патриарх созвал собор своей Церкви ----. Пелагий неопределенно высказался, что он не отрицает помощи Божией человеку, отцы сделали вывод, что Пелагий, подобно им, допускает совместное участие благодати и сил человека в деле спасения. ---- не нашли ереси.
Неохалкидонизм
1. Возник в начале 6в.
2. НХ – попытка истолковать Х.орос в духе св. Кирилла.
3. Толковали Кирилла скорее в духе антиохийской двойственности Природ и единства Лица.
4. Первый – монах, бывший МФ Нифалий. Перешел в Х и пытался создать общее богословие. (тексты дошли только в цитатах Севира).
5. После того, как Ю. стал использовать НХ идеи в трудах, движение стремительно набрало силу и вытеснило старый Х.
6. Плюс – бОльшая согласованность с триадологией каппадокийцев. (перенос МФ терминов приводил к тритеизму (кстати, у МФ было и такое течение))
7. Основная формула – «Единая сложная ипостась».
Возникла одновременно с единой сложной природой, но соответствовала Х.оросу и способствовала положительному раскрытию православного учения.
8. Так же предполагает, что возникло нечто новое.
9. Леонтий Византийский – труд «Против аполлинариевых подлогов» - окончательное их разоблачение и демонстрация влияния на труды К.А.
10. Политически – почти безрезультатно – обратил только некоторых. Разделение зашло слишком далеко.
// Богословски стал достойной основой православной христологии
11.
Теопасхитский спор
1. ТП – «богострадание» - учение, по которому Христос страдал божественной природой.
2. Группа скифских монахов – убежденных Х. выдвинула тезис «един от Троицы пострадал», который в те времена звучал по-монофизитски, напоминая дополнение к трисвятому «Распныйся за ны».
Сильно расходился с халкидонитами антиохийского склада, ориентировавшихся на наследие Феодора М.
3. В 519, после отвержения Эноктикона и установления в Кн. Х.веры эти взгляды вызвали недовольство Ю.
---- часть монахов отправились к папе Гормизду за поддержкой.
// он оказался некомпетентным ---- монахи, подивившись, покинули Рим, а Г. перешел к их противникам.
4. Император Ю. поддержал этот тезис, издав эдикт, признающий его православным.
---- даже написал «Единородный Сыне».
5. Ю. до конца жизни оставался сторонником теопасхизма.
Указ
3. Феодор Аскида подал Ю мысль, что монофизиты противятся Х.С., т.к. халкидониты признают авторитетами Феодора М. и Феодорита К. – учителя и защитника Нестория. ---- нужно ясно выразить осуждение их идей.
4. Около 544 г. Ю издал указ, содержащий т.н. «Три главы»:
1. Послание Ивы Эдесского, в котором соглашение 433 г. толковалось как признание Кириллом св. неправоты.
2. Антикирилловские творения Феодорита Киррского.
3. Личность и все творения Ф.М.
Последствия
5. Большое волнение епископата. Главы восточных Церквей (в т.ч. Мина Константинопольский) подписали только под давлением. Причины:
1. У Ф.М. на Востоке было много почитателей (не несториан, которых давно вытеснили за пределы Империи, а халкидонитов).
2. Неприятие осуждения человека, давно умершего, причем в мире с Церковью.
6. Против выступали римские представители в Кн, и вместе с восточными настраивали папу Вигилия.
7. Фульгенций Фернанд (ведущий богослов Запада) по поручению папской курии написал опровергающее сочинение, ставшее господствующим на Западе:
1. Нельзя осуждать мертвых братьев.
2. Не следует начинать пересмотр идей Халкидона.
8. На Западе никто толком не знал положения на Востоке и не был хорошо знаком с богословием Ф.М.
Папа Вигилий
9. Ю. решил пригласить в Кн папу Вигилия для усмирения Запада. ---- Тот 2 года добирался до Кн, собирая по пути наказы не предавать Х.
10. Приехав, Вигилий осудил и низложил патр. Мину и всех, кто подписал указ..
// Мина низложил Вигилия
11. Состояние взаимного низложения длился 5 месяцев, в течение которого на папу было сильное давление Феодоры) ---- папа восстановил общение с патриархом и подписал тайные обязательства содействовать проведению указа.
12. В. провел ряд тайных совещаний, в осн. с западными епископами, кот. были в столице, пытаясь склонить их к императору.
Те выражали сомнения
// однако, когда В попросил написать каждого свое мнение, они побоялись, и каждый написал за осуждение Трех глав.
---- В. отнес эти ответы императору, дав ему материал для давления.
---- В. сам составил документ «Юдикатум» (постановление), в котором открыто присоединялся к осуждению Трех глав.
---- многими на З. был воспринят как предатель Х. (хотя старался придавать как можно меньше огласки этому документу).
13. Получив эти новости, В. упросил Ю. вернуть ему Юдикатум с обещанием помогать ему в случае большого Собора. ---- Император помог как мог восстановить авторитет.
14. В 550 г. на соборе в Мопсуэтии постановлено, что Феодор никогда не почитался там как православный епископ.
Новый указ и реакция
15. В 551 Ю. выпустил в форме эдикта «Исповедание правой веры» с 13 анафематизмами в адрес 3Г. и повелел выставить на обозрение в церквах.
16. Вигилий снова попытался собрать возражающих епископов, но они не поддержали, более того, низложили защитника 3Г Зоила Александрийского.
---- Вигилий воспользовался убежищем в храме св. Петра, составил там отчет о происшедшем, низложил Феодора Аскиду и отлучил Мину. Это послание скрыл на случай, если император решится на серьезные действия против папы.
17. Император попытался силой извлечь из убежища ---- не удалось и возмутился народ ---- после обещаний безопасности В. вышел, но к концу года снова скрылся в халкидонской церкви (символично), где обнародовал послание.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
Общее из Постнова
1. Мистериозность греческой религии образованные греки перенесли в христианство.
2. Для духовного создавались символы и образы. ---- опасность подмены духовного обрядовым (против этого и боролись многие иконоборцы).
3. Святые заменили язычникам то, что им недоставало в монотеизме.
4. Два главных типа культа:
- Западный: тип активного иерарха, он стремился через обрядовые действия добыть и получить благодать
- Восточный: путем богато-развитого обряда сложного символа привлекая на богослужение верующих, через простое участие их в нем думает приобщить их Божественной благодати.
Дионисий Малый
11. В 525 г. образованный римский монах Дионисий Малый оставил трактат «О большом цикле Пасхи»:
Обосновал авторитетность ал.пасхалии, т.к. согласуется с решениями 1ВС и декретами Льва Великого.
Далее следовала собственная пасхалия на 513-626 гг., состоящая из 6 лунно-солнечных циклов по 19 лет каждый.
1-й цикл представлял собой перевод с греческого последнего цикла 95-летней пасхалии свт. Кирилла Александрийского, а последующая таблица на 95 лет составлена самим Д.М. на основе александрийской традиции.
12. С 532 г., открывавшего 2-й цикл, Д. отказался от использования летосчисления по т.н. «эре» Диоклетиана» (начинавшейся с 284 г. – года его воцарения).
// Вместо этого вводит летоисчисление от Р.Х. (у Дионисия – «от Воплощения», ставшее с тех пор нормативным в Западной Церкви (в Византии никогда не было в официальном употреблении, а в России – только при Петре1).
13. Эта пасхалия была поддержана папским престолом и довольно скоро укоренилась во всей Италии, а в следующие 2 века вытеснила на Западе все другие системы летосчисления и пасхалии.
Что говорит 1ВС о Пасхе?
48. Двунадесятые праздники, появившиеся в эпоху Вселенских Соборов. Расскажите о каждом из них.
ПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ
1. Пятидесятница и Вознесение первоначально на Востоке совмещались (50день)
----- В конце 4в 50ца оформилась в отдельный праздник. Затем отдельным праздником стало Вознесение.
2. Предполагается, что разделение произошло после осуждения ереси духоборчества на 2ВС с целью подчеркнуть роль Святого Духа в создании Церкви.
3. О раздельности 50 и В в конце 4в говорят проповеди на В. свт. Гр.Нисского и проповеди на 50 ИЗ.
4. На Западе В на 40-й день совершался уже во времени блж. Августина. По некоторым данным там В предшествовал пост, возобновляемый после праздника, но к 4в было принято правило о возобновлении поста лишь после 50.
5. Празднование 50цы начиналось полунощницей с крещением оглашенных и длилось 8 дней. Вознесение также отмечалось особым богослужением.
6. Во время всей 50-цы не рекомендовалось преклонять колени.
7. Вход Господень в Иерусалим установлен в 4 в. в Иерусалиме. Служба была обычная воскресная, после чего происходили молебствия на г. Елеон, а под вечер христиане во главе с епископом, повторяя путь Спасителя, спускались с горы, держа ветви.
При этом пелись песни с рефреном «Благословен Грядущий во имя Господне!»
8. В Кн скорее всего только в 5в (в патриаршество ИЗ он еще не отмечался)
9. На Западе считался не праздником, а наоборот днем скорби, т.к. с него начинался путь Скорби.
10. Праздником на Западе становится с 7-8 вв,
широко распространяется к началу 10в,
чин формируется только к 12в.
НЕПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ
11. Рождество Христово и Богоявление во 2-3 вв соединялись и праздновалось 6 января.
12. Точное время разделения не указано, но однозначно в 4в.
13. На Западе еще в с3в не праздновали 25 декабря, т.к. в пасхалии того времени датой Рождества называется 28 марта.
---- перенесли в 1п4в.
---- затем эту дату перенесли с Запада на Восток.
В ИЦ праздновали вместе с Богоявлением 6 января – до 6 в.
Т.о. в разных ПЦ установление праздника происходило в 4-6 вв. по-разному.
14. На Западе праздник 25 декабря получил особый смысл – воспоминание поклонения магов, которые после 5в превратились в трех царей.
15. Рождество сначала праздновалось ночью. В И. накануне праздника отправлялись в Вифлеем, в церкви на месте пещеры совершали полунощницу, а утром возвращались в И. Торжество длилось 8 дней.
16. Богоявление изначально носил разные имена: Светов день, праздник Явлений, Явления, святые Богоявления, Рождество Христово.
17. С этим единым нераздельным событием соединялись воспоминания о Кане, насыщении 5т, поклонении волхвов. Но главные темы – Рождество и Крещение.
18. Сначала не отделяется от Крещения, но к концу 4в в ап.Постановлениях это отдельный праздник.
19. В этот день освящали воду для крещения оглашенных ---- обычай богоявленского водосвятия. О чудесных свойствах этой воды писал уже ИЗ.
20. Сретение Господне – пока Рождество праздновалось 6 января, Сретение праздновалось 14 февраля. После переноса Рождества – 2ф.
21. Сначала был введен в И., со времен Юстиниана распространился по всему востоку.
22. Запад в конце 4в не знал
---- в конце 5в называется «Очищение Марии». Под этим именем праздник вошел в календарь. Другие называния на Западе: «Введение Христа во храм», «Сретение Симеона и Анны».
23. Благовещение Пресвятой Богородицы праздновалось 25 марта и на Востоке и на Западе, что соответствует принятой и на В и на З дате Рождества.
24. Официально был установлен довольно поздно:
Есть мнение, что во 2п4в Кириллом Иерусалимским,
// но по литургическим источникам в 5в не имело статуса отдельного праздника, а лишь вспоминалось на 4 день Рождественско-богоявленских торжеств (9 января).
25. Только с 7в имеются надежные сведения о праздновании в И. 25 марта.
26. Примерно в это же время начинает праздноваться и в Кн.. По 52 правилу ТС в дни В.п. запрещаются литургии, кроме сб, вс и Благовещения.
27. Служили торжественно: накануне – лития (к.ход) в храм Богородицы, вечерня с ЛПД. Затем особая праздничная всенощная - паннихида. Утром утреня с пением тропаря «Днесь…». Затем – особая великопостная служба, шествие на форум, где возглашали сугубую ектению, а затем – вновь в храм Богородицы.
28. На Запад приходит также на ранее 7в.
29. Толедский собор 656г.: служить не 25 марта, а в дни Адвента 18 декабря, чтобы не служить Литургию во время поста.
30. Этот праздник и на Востоке и на Западе нередко служил началом церковного и даже гражданского года.
31. Преображение Господне появилось на Востоке примерно в 5в и праздновался 6 августа.
32. Чинопоследование формировалось под влиянием христологических формул 4ВС ---- не мог возникнуть раньше середины 5в.
33. Вероятно уже в начале 6в отмечался в И, откуда затем перешел в другие Церкви.
34. В Кн был введен в правление имп.Льва 6 Мудрого (9в).
35. На Западе в 9в отмечается в Испании, однако официально закрепляется в Западной Церкви только в середине 15в.
36. Успение Пресвятой Богородицы не сразу стало общехристианским праздником, т.к. этот сюжет сохранился только в апокрифах 4-5 в.
37. Во 2п5в ежегодно совершался лишь в Вифлееме. Впоследствии, уже в 6в. произошло перенесение на 15 августа и за ним закрепилось представление о блаженном успении Богородицы.
38. Впервые проник в Кн в конце 6в. Согласно Никифору Каллисту (14в) имп. Маврикий установил 15 августа как общегосударственный праздник.
39. В Риме был установлен при папе Сергии 1 (к7в), очевидно под влиянием Кн.
40. Рождество Пресвятой Богородицы впервые упоминается как праздник в иерусалимском Лекционарии 7в – там же приводится тропарь «Рождество твое…»
41. В Риме введен во второй половине 7в и праздновался 1 января в день октавы (отдания) Рождества Христова.
42. Впоследствии на Западе под восточным влиянием перенесен на 8 сентября, однако относился (и до сих пор относится) к средним праздникам.
43. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Известно из поздних апокрифов ---- установление относится не ранее 6в, а скорее всего – 8.
44. В 9в широко распространен на Востоке, однако по торжественности уступает др. Богородичным праздникам.
45. В число (Двунадесятых) входит только в 14в и только на Востоке
// На Западе отмечается с 14в и считается малым.
46. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня состоялось уже после смерти р.Елены после обновления базилики на месте Гроба Господня. С этого момента официально празднуется по всей империи.
47. В ИЦ был частью торжеств Обновления Мартириума и ротонды Воскресения и входил в число важнейших праздников, праздновался 8 дней; храмы украшались так же, как на Пасху и Богоявление.
48. В течение 6в постепенно выделился из праздника Обновления и стал на Востоке самостоятельным событием календаря.
49. Уже в начале 6в на Востоке (напр. в Сирии, но не в И. распространяется обычай символического воздвижения Креста 14 сент. Тогда же появляется и само название праздника.
50. В 7в совсем забывается связь с торжествами обновления первых храмов.
51. В 614 г. город захватывают первы и Св. Крест увозится в Персию. Однако в 531 разгромленные захватчики возвращают Крест и.Ираклию, который торжественно привозит его в И. (с этим связаны церковные памяти Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю).
52. На Западе появляется только в 1п7в. как отклик на возвращение из персидского плена в 631.
53. Первоначально служило богослужебным дополнением к памяти сщмч. Корнилия Римского и Киприана Карфагенского, которые также поминались 14сент.
---- Постепенно приобрело более торжественный характер, но не стало одним из главных праздников года.
54. Единственный праздник Восточной Церкви, в который по обычаю соблюдался пост.
Анатолийская анафора
Происходит из римской префектуры Восток, использовалась в Иерусалиме и Антиохии, также утвердилась в Кн.
1. Возглас «Благодать Господа нашего…»
2. Praefatio
3. Серафимская песнь в полной форме с последующей молитвой
4. Рассказ об установлении Таинства Евхарисии (institutio)
5. Анамнесис
6. Эпиклеза о ниспослании Св. Духа на дары и на Церковь
7. Intercessio
8. Заключителное славословие и «аминь».
9. К этому типу относятся «Литургия ап. Иакова», каппадокийская литургия св. Василия Великого (дошла в двух редакциях – краткой и полной), антиохийской литургии св. Иоанна Златоуста.
10. Древнейшей считается краткая анафора ВВ, под ее влиянием из древней иерусалимской возникла литургия ап. Иакова.
11. Литургия ИЗ – переработка древней антиохийской.
12. Все они сложились во второй половине – конце 4в.
13. После арабского завоевания в антиохии богослужение подверглось влиянию иерусалимской традиции ---- основной становится литургия ап. Иакова.
14. В 10-13 вв. Антиохийская Церковь переходит на Кн (византийский) обряд, а главным языком становится арабский.
Византийская (Кн) анафора относится к анатолийскому типу и состоит из анафор ВВ и ИЗ. Особенности:
1. В intercessio Живые поминаются после усопших
2. Анамнесис завершается возгласом «Твое от Твоего Тебе принося всегда и за всё»
3. И некоторые другие.
4. Для анафоры ВВ характерна глубина богословской мысли, обилие цитат СП, тщательная литературная обработка.
// Анафора ИЗ более компактна и лаконична, но также отличается изяществом языка.
5. Ныне анафора византийского типа используется во всех православных Поместных Церквах.
Иерусалимская анафора относится к анатолийскому типу.
1. Древнейшая форма восходит к 4в.
2. В ней отсутствовало повествование о домостроительства спасения (в части praefatio) и анамнесис.
3. Позднее к этому чину были добавлены покаянные молитвы.
Римская анафора
1. Особое ЧП, не восходящее к восточным.
2. Изначально была написана по-латыни.
3. Главная особенность: некоторые части изменяются в зависимости от дня, неизменяемые образуют основу мессы.
4. Древнейшие сведения содержатся в сочинении «О таинствах (священнодействиях)», приписанном св. Амвросию Медиоланскому.
Части римской анафоры (изменяемые – курсивом):
1. Вступительный диалог начинается с приветствия «Господь с вами», как в ал.ан.)
2. Praefatio (начинается словами «Воистину достойно…»)
3. Серафимская песнь в полной форме, как в ан.ан.
4. 1-я молитва о принятии приношения («Итак, Тебя…»)
5. Intercessio 1:
- молитва о Церкви
- моление о живых
- поминовение святых
- 2-я молитва о принятии приношения
6. 1-я эпиклеза (или 3-я молитва о принятии приношения («Каковое приношение»)
7. Установление (institution) («Который накануне»).
8. Анамнесис («Посему и воспоминая»)
9. 4-я молитва о принятии приношения («На которые…»)
10. 2-я («восходящая») эпиклеза («Припадая, просим Тебя…»)
11. Intercessio 2 («Еще помяни…») – об усопших, потом («И нам») – о живых.
12. Прославление Бога за освящение, подаваемое через Христа.
13. Заключительное славословие и «аминь».
14. Имеет сложное построение, в ней нет явного призывания Святого Духа, Который упоминается только в заключительном славословии.
15. Молитвы о принятии приношения распределены почти по всему чину.
16. С литературной т.зр. сильно уступает восточным.
После преодоления ИБ и ТП монашество резко усиливает влияние. ---- распространяются монастырские типиконы, гимны и литургические книги.
Заимствуется практика ежедневной литургии.
Большим влиянием пользуется Студийский типикон (9в, объединил более древние).
После 9в византийский обряд получает практически современный вид.
В 4в были официально отменены агапы. (28 правило Лаодикийского С.).
На Западе были запрещены Карфагенским Собором в 419 г., а затем Оксеррским – 584.
Запрет повторен в 74 правиле Трулльского Собора.
Таинство Покаяния
1. В 4в – особая форма публичного покаяния по четырем степеням. В канонических епитимиях ВВ не предусмотрено иного покаяния.
// однако на исходе 4в в Кн уже назначались особые пресвитеры для тайной исповеди. ---- зарождается новая форма тайная исповедь. (Возможно – под влиянием монастырской практики).
// однако до начала 9в публичное покаяние сохраняется (упом. у ФСт). (у Постнова написано, что в начале 5в оно исчезает на Востоке, а на Западе сохранялась и в 5в)
Нельзя сказать, когда тайная исповедь стала вытеснять публичное покаяние – вероятно, не ранее 6-7 вв.
2. Ранняя история чинопоследований тайной исповеди не написана. Наши источники - к позднего времени (не ранее 8-9вв). (а первые «канонарии» (зап – «пенитециалы») – руководства для духовников – возникают, вероятно, еще в 6в.
3. Наряду с вопросами к чаду и разрешительными молитвами они содержали епитимии за различные грехи.
4. Один из таких сборников дошел под именем Конст.патриарха Иоанна 4 Постника (582-595), хотя в действительности ему не принадлежит, и в дошедшем виде относится к более позднему времени.
5. В Ал.Ц. Таинство состояло в исповедании грехов и разрешительной молитве.
53. Заключение брака в эпоху ВС. Формирование чина Венчания Брака. Когда чин Венчания Брака получил официальный статус. Различия в церковной брачной дисциплине Востока и Запада.
1. В 4-9 вв. Таинство Брака получает дальнейшее развитии и к концу периода принимает формы, близкие к современным чинам.
2. К концу 4в распространяется обычай церковного благословения брака и совершения по этому поводу Божественной литургии.
3. В 4в.ИЗ и Бл.Августин называют браком не церковный обряд, а сам брачный союз.
4. Тогда же в разных Церквах начинают складываться свои чинопоследования с широким использованием языческих ритуалов (вручение даров, соединение рук, венки, фата, пир, шествие в дом жениха с пением гимнов и т.п.)
5. В брачных обрядах всегда присутствовали элементы плодородия, а иногда – погребальные.
6. Против усвоения языческих традиций возражали апологеты и отцы: Терт, ГБ. Однако, уже в 5в ИЗ толкует брачный венец в аскетическом ключе – как символ победы над плотскими удовольствиями. Также ИЗ упоминает особое одеяние невесты, присутствие на браке священников, молитвы и благословения, брачный пир. Такой же примерно обряд описывается в «Лавсаике» Палладия.
7. Т.о. на Востоке к 5в складывается особый чин церковного благословения брака.
8. На Западе такой же чин складывается примерно к началу 5в. В конце 4в говорится, что молодоженов благословняет священник, а также упоминается обряд «покнывания» невесты или даже обоих особым покрывалом. В то же время о благословении брака священником сообщает АМ.
9. На Западе в 5в чин бракосочетания включал молитву священника, обряд соединения рук, покрывание и Причащение.
10. В некоторых провинциях брачная Литургия не совершалась. Венчание тоже не было обязательным элементом.
// На Востоке же повсеместно укоренилось венчание и Причащение за литургией. (по Постнову – также обет, обручение, перемена колец, связывание рук жениха и невесты).
11. В Ал.Ц. 4-5 вв заключение брака сопровождалось множеством действий: многочисленные молитвы, помазание жениха и невесты елеем, венчание, облачение, обручение и подписание брачного договора.
12. К 9в чин венчания на Востоке и в Кн стал повсеместным. В это время (по ФСт) уже существует «Священная молитва венчания», совпадающая с 3-4 молитвами современного византийского чина.
13. В начале 9в (скорее всего уже в 8в) венчание содержит призывание Божественной Благодати и совершается как полноценное Таинство – по этой причине венчание воспрещено новобрачным.
14. Византийский чин известен только с 8в. – к этому времени восходят древнейшие свидетельства.
15. На Западе большей частью совершалось за Литургией; причащались и им делались подношения.
16. Второй и последующие браки не одобрялись, хотя и признавались законными. (на Востоке не надевали венцов и подвергали покаянию).
17. На Востоке второй брак считался расторжимым в случае прелюбодеяния.
// На З. этот факт не расторгал брака.
Избрание
1. После смерти, отказа или 6-месячного отсутствия епископа
клирики, первые лица города и местные епископы определяли трех кандидатов.
2. Кандидатом мог быть:
- клирик или мирянин (но не монах);
- не из новообращенных;
- не состоящий в браке (допускалось расторжение с согласия жены);
- не состоящий на госслужбе;
- имеющий надлежащее церковное образование;
- не моложе 35 лет;
- добрая репутация
3. Кандидат, ранее не состоявший в клире, должен был пройти все степени священства в течение не менее 3 месяцев.
4. Список подавался митрополиту, который созывал совет округа (провинции). Предварительно рассылался список кандидатов.
5. Большинство епископов собирались в определенном месте и совершали избрание (если епископ не мог приехать, присылал послание). Избирался набравший большее количество голосов.
6. Имя оглашалось, чтобы любой мог возразить. Если обвинений не были, или после рассмотрения снимались, то митрополит утверждал результаты.
Хиротония
1. Совершали вместе с митрополитом все епископы.
2. Если митрополит не мог участвовать, определял не менее трех епископов и место.
После утверждения епископ прибывал в епископию. Каждая епископия имела резиденцию и кафедральный храм, менять который запрещалось.
Канонические препятствия рукоположению:
1. Физические недостатки, препятствующие исполнению пастырских функция (слепота на правый глаз, немота, глухота, хромота, горб, карлик, отсутствие указательного пальца правой руки).
2. Поставление на мзде (симония)
3. Помощь светских властей для продвижения на епископство
4. Брак на момент поставления
5. Незаконный брак в прошлом
6. Наличие детей и внуков.
58. Как происходило оформление церковных митрополий, патриархов? В чем состояли полномочия епископов, митрополитов, патриархов?
352
3. Со 2в структура Церкви, усложняясь, начинает уподобляться структуре государства.
Церковь:
- получает административно-территориальное деление, во многом повторяющее государственные диоцезы и провинции;
- формирует систему канонического права.
4. Процесс юридического «огосударствления» Церкви завершается приданием церковным канонам в 5-1п6 статуса госзаконов.
5. В 3в – болезненный и стихийный процесс централизации Ц. управления. --- Процесс был поставлен под контроль только с появлением ВС.
6. Епископы, собранные КВ в 325 г., пользовались внутриимперским делением, возникшим в результате удачной реформы Диоклетиана, продолженной КВ.:
· 4 префектуры во главе с префектами: Галлия, Италия, Иллирик и Восток
· Диоцезы во главе с викариями (экзархи)
· Провинции (епархии). Главный город – митрополия. (после реформы увеличилось вдвое), пришли в соответствие с этнокультурными границами
7. 1ВС поставил организацию Церкви в строгое соответствие с провинциями.
8. Выбор и поставление епископа предоставлялся епископам только данной гражданской провинции (4 прав), для чего составлялся чрезвычайный собор.
9. Регулярные соборы с обязательным участием всех здравствующих епископов. Два раза в год – перед 40 и около осеннего времени (5прав). Это становится важнейшим объединяющим фактором церковного общения.
10. Последующие ВС с небольшими вариациями повторяют это определение. Это говорит:
- о трудности выполнения;
- в то же время – о ценности и пользе.
11. Новеллы Юстиниана повелевает созывать соборы 1 или 2 раза в год. Перечисляются возможные вопросы для обсуждения.
Придает важное значение ---- поручает губернаторам побуждать М и Е к проведнию С, а в случае инертности докладывать императору.
Практически то же (менее подробно) повторяли Трулльский (п8) и 2Никейский (п6) ВС.
12. На 1Вс. ввели в употребление термин «Митрополит» - епископ митрополии, главного города провинции.
обязанности (1ВС+Антиохийский ПС 341):
· Соборы: подготовка и созыв, председательство на них, контроль выполнения решений. Без его участия Собор нелегитимный.
· Однако, не имел решающего голоса на Соборе, его воля должна была подчиняться большинству.
· Не имел права вмешиваться единолично в дела отдельных епархий.
· Право утверждать выбор и совершать поставление нового епископа.
· Без его письменного согласия митрополит не имел права отлучаться из своей области для ведения дел в столице.
13. Т.о. М после полувековой неупорядоченной борьбы за первенство получили некоторые формальные права власти. Можно говорить о «примате М» в ограниченном канонами объеме.
14. Внутри епархии полномочия сохранялись, но решения регулярных соборов становились для всех епархиотов обязательными.
Патриархаты
1. К началу 4в выделились Александрийская, Римская и Антиохийская кафедры, сложился обычай, чтобы в подчинении их Е была не одна, а несколько провинций. Этот обычай был подтвержден 1ВС (п6). ---- в следующее 10летие они будут стараться еще сильнее упрочить свое особое место ---- появится новая ступень – патриархат.
2. После 1ВС Р.к. выступала в защиту православия и сторонников:
· Папа Юлий1 аннулировал соборное низложение Аф.В. и Маркелла, подавших апелляцию.
· Апелляции подавали ИЗ (404), Флавиан, Евсевий, Феодорит (после низложения на Эфесском с. В 449). Поскольку Феодорит присутствовал на Халкидонском ВС, фактически его отцы признавали право за папой пересматривать результаты соборного суда.
3. Александрийская кафедра имела исключительный авторитет на востоке, прежде всего, благодаря стойковти А.В. в период арианства. Там же было впервые распознано учение Аполлинария Лаодикийского (Ал.С., 362, под председательством А.В.)
4. Эдиктом Ф1 (380) объявлена кафолической вера в Св.Троицу, которую исповедуют в Рима папа Дамас и в Александрии еп.Петр. ---- Р. и Ал. Признаются важнейшими центрами.
5. К концу 4в примат Р. и Ал. с неоспоримым преимуществом Р. становится фактом ---- формальное закрепление в императорском законодательстве (каком?).
6. Константинопольская кафедра. К этому же времени окрепло значение Нового Рима – Константинополя. 2ВС наделяет столичного предстоятеля преимуществами чести (п3) (Ал. вступает с ним в непрерывную борьбу за власть на Востоке)---- В столице на деле их толкуют расширительно ---- Например, местный Кн собор 394 рассматривал дело о низложении М. Бостры Аравийской Вагадия.
7. Решающий этап возвышения Кн – правление ИЗ. В 402 он председательствует в Эфесе на суде, низгалая 6 Е, виновных в симонии.
8. Т.о. к сер5в происходит становление высшей формы организации – патриархатов.
4ВС (28п) наделил Кн. кафедру конкретными, не очень широкими, правами, подчинив митрополитов трех диоцезов (Е оставались в ведение М). (по причине столичности). Митрополит избирался внутри провинции, и только затем получа в Кн разрешение на хиротонию. Эта структура – классический вид патриархата – была утверждена в Халкидоне.
9. Также на 4ВС И.к. («матерь Церквей») получила всю Палестину (3 провинции) ---- также приобрела вид П.
10. Титул П. был принят не сразу. Им начинают пользоваться в Р и Кн во 2п5в. Однозначность придал Ю. в новеллах: 5П несут особую ответственность за управление Ц. и сохранение правой веры.
11. В 541 Ю. публикует список «святейших всей вселенной патриархов». ---- термин становится техническим.
12. В 545 Ю. ставит во главе пятерки Р и Кн. «постановляем согласно их (ВС) определениям, чтобы святейший папа Старого Рима был первым среди всех иереев, блаженнейший же археепископ Кн – Нового Рима имел второе место после святейшего апостольского престола, а все остальные следовали бы за ним.
13. Но ранее в 530 Ю. называл кафедру Нового Рима главой всех Церквей.
14. Т.о. структура иерархии предстает 5П, состоящих из М провинций, важнейшими признаются Р и Кн. Этот порядок формально существует до 2т. (разделение). Но уже в 7в после мусульманских завоеваний фактически остаются две, соперничающие между собой.
Парикия – церковная община.
Для решения споров внутри епископата следовало привлекать соседних епископов.
Епископы
3. В епископате – должность хорепископа (для сельских приходов).
- На Востоке обладали относительной свободой в руководстве общинами
/ на Западе к 8 веку утратили связь с парикией и стали помощниками городских епископов в управлении епархиями.
- На Западе (в государстве франков) ХЕ могли назначать короли, без канонических выборов --- поддерживались вплоть до 9 в.
/ На Востоке ХЕ рано стали восприниматься как помеха для власти городских епископов --- ряд Поместных Соборов ограничил их полномочия (например, не могли поставлять диаконов и пресвитеров без разрешения епископа).
В каноническом праве институт ХЕ отменяется уже в 4в, однако они упоминаются еще в 8в. в канонах 7ВС.
После 8-9 вв их следы теряются.
Пресвитеры и диаконы
4. Пресвитеры, бывшие в I-III вв. полностью зависимыми от епископа в богослужебном отношении, с 4в. получают право совершать Таинства в его отсутствие --- фактически становятся во главе парикий.
5. В начале 4в приходской жизнью в Александрии руководили не епископы, а пресвитеры, с ними были чаще связаны прихожане. Они имели право отлучать, учить, проповедовать, толковать СП.
6. Диаконы освобождаются от административно-хозяйственных функций и постепенно приобретают почти исключительно богослужебный характер.
7. Появляется должность архидиакона – наиболее уважаемого и авторитетного помощника епископа, имевшего право от его имени даже отправлять в суд.
На Востоке к 6 веку теряют административные и судебные полномочия.
На Западе – наоборот укрепляются. Наивысшее развитие в эпоху Карла Великого (конец 8-начало 9 века)
8. Архидиаконов начинают именовать протодиаконами, появляются протопресвитеры (оба отмечены в начале 5в).
9. Епископы крупных центров получают почетные именования митрополита, архиепископа, экзарха диоцеза, папы, патриарха.
10. Епископы-монахи были редкостью. Характернее был целибат.
Низшие клирики
11. Низшие клирики -
1. Чтецы
2. Певцы
3. Аколуфы (зажигание свечей и сослужение священнику)
4. Привратники
5. Диаконисы
6. Иподиаконы
7. Экзорцисты
12. Хиротесия (возложение рук с произнесением ритуальных молитвенных формул) – диаконисы, иподиаконы и чтецы (анагносты).
Простое благословение – Певцы (псалты), вдовицы, исповедники, экзорцисты, привратники, аколуфы, могильщики, трудники.
Оффиции
13. Для помощи епископу с 4в создавались особые должности (оффиции). Часто повторяли государственные должности, даже назывались также. Как правило замещались клириками, которым доверял епископ:
· Эконом – по хоз.вопросам, избирался из клира. Известна с конца 4в, отмечена в правилах 4ВС.
· Скевофилакс (сосудохранитель) – заведовал церковной утварью.
Обычно – пресвитер (в ж.монастырях м.б. простая монахиня).
В Великой Церкви Константинополя назначался императором, имел несколько письмоводителей (хартулариев).
· Сакелларий – заведующий церковной казной.
· Хартофилакс – хранитель архива крупных центров, составитель важных документов, консультант П(М) по церковным вопросам, судья по дисциплинарным делам.
Обычно – диакон.
· Экдик (адвокат).
Обычно – диакон.
В К – протэкдик, заведовал коллегией церковных экдиков.
· Апокрисиарий – полномочный представитель церковной единицы при более высоких Г. или Ц. учреждениях, или при дворе.
Появляется в 5в, но утверждается только при Юстиниане в 1п6в для контроля над главами церковных администраций.
Церковная по происхождению, должность затем перешла в государственную бюрократию.
· Референдарий – служил представителем П.Конст. при дворе. Заимствована из имперской бюрократии.
Обычно – диаконы.
14. Система официев способствовала упорядочиванию и формализации текущих дел. --- С 4 века формируется собственный чиновничий аппарат. Это было необходимо для эффективного управления. Но были негативные последствия.
15. Расширение и усложнение, уподобление гос.системе стало прямым следствием превращения в гос.религию.
Количество ВС
1. Православной Церковью признаются только 7.
С учетом Трулльского, который по всем формальным признаком является отдельным Собором) – 8.
2. Формально – больше (признак – санкция И), но не все были впоследствии признаны православными (Эфесский «разбойничий» собор признавался монофизитами).
3. Самая большая активность – 4в (2 признанных и 2 непризнанных).
4. Начиная с 5в ВС перестают быть совещаниями и превращаются в авторитетное собрание, выносящее обязательные решения.
5. С уменьшением империи ВС постепенно отмирает. Но формально пентархия продолжается --- смогли собраться еще несколько ВС.
6. РКЦ насчитывает 20 ВС. Многие не удовлетворяют требованиям --- носят название «всеобщих».
Патриарший синод К.
1. Возник, вероятно в 4в., когда город стал столицей и получил епископа. Тогда для решения церковных вопросов в К стали приезжать епископы. Собственного митрополичьего округа кафедра не имела, составлять предписанный собор приходилось из приезжих епископов. ---- собор при столичном епископе получил название «синод пребывающий в столице» (448). Пока права не были определены, он иногда вмешивался в дела других патриархатов. Но скоро превратился в патриарший синод для текущих вопросов КЦ.
2. Состав. На заседаниях всегда присутвтвовал Е(П)К. Также были
М, АЕ, Е всего П.;
избранные но не хиротонисанные Е.;
Хиротонисанные, но не вступившие;
П прочих П-в, находящиеся в К;
Бывшие патриархи, находящиеся в К;
Высшие чиновники П-и;
Гражданские чиновники императора (не участвовали в решениях);
Низшие Ц. чиновники (только стоя)
Низшее духовенство
приглашенные монахи и миряне.
3. Полномочия. Только территория КЦ (Понт, Фракия и Азия):
1. Издание новых правил и постановлений
2. Наблюдение за чистотой веры
3. Избрание нового П (требовало санкции И).
4. Утверждение в должности М и АЕ (требовало санкции И)
5. Признание повышение епископий до АЕ или М (санкция)
6. Перемещение епископов на другую кафедру
7. Соединение епархий (санкция)
8. Суд над КП (утверждение императором).
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
64. Распространение Церкви в Азии и Африке: Иран, Армения, Иверия, Юж. Аравия, Эфиопия, Нубия, Ср. Азия, Центр. Азия, Китай.
Эфиопия
1. Апостолом Эфиопии считается еп. Фрументий (4в), рукоположенный Аф.Ал.
2. Был взят в плен варварами, впоследствии, поднялся там, стал проповедовать христианство. Смог уехать, рукоположился у Аф.Ал, затем вернулся в Эфиопию.
3. Официально Эфиопия стала христианской между 338 и 346 гг.
4. На рубеже 5-6 вв здесь проповедовали византийские монахи, которые были убиты местными язычниками.
Иверия
5. К.В. в ответ на просьбу царя иверов прислать в его страну «учителя благочестия» направил туда епископа, снабдив его богатыми дарами.
Южная Аравия
6. Констанций2 в середине 4в направляет «в Индию», т.е. в Южную Аравию посольство – во многом политический характер – искал союзников против персов. Перед миссией поставлена задача не только склонить к христианству, но и поддержать тамошних христиан, в частности, построить церковь. Правитель сабеев «склонился благочестию» и построил на государственные деньги три церкви вместо одной.
7. В 5 веке известно о борьбе здесь между Х и иудаизмом.
Аравия
8. При Констанции 2 был предпринят ряд успешных миссий к кочевникам Аравии ---- уже в 50-60-е гг. 4в источники сообщают о епископах Аравии, или епископах арабов.
Нубия
9. Юстиниан распорядился произвести поголовное крещение жителей В.Египта, или Нубии.
10. В 535-537 гг. его полководец Нарсес уничтожил языческое капище на нильском острове Филы и превратил его в храм св. Стефана.
11. В 542 г. состоялась миссионерская поездка в Нубию некоего Юлиана, примыкавшего к МФ.
12. Окончательно усвоена христианская вера была после 569, когда к ним приехал новый МФ.епископ Лонгин
// Александрийцы попытались прислать двух своих, но их не приняли.
СОБОРЫ
Ход собора
4. Этот Собор был продолжителен – с 7 ноября 680 г. по 16 сентября 681 г.
5. Количество менялось – на первом заседании – 43 епископа, на последнем – 174.
6. Проходил в Трулльской палате. На большинстве заседаний председательствовал император. По левую руку – представители папы и все православные. По правую – сторонники МФЛ.
7. Было ясно, что император склоняется к двум волям. Но поначалу велись дискуссии, и не было подсудимых.
8. Глава МФЛ – Патриарх Макарий Антиохийский. – представил и защищал собственное исповедание веры.
9. Его положения были признаны еретическими, а святоотеческие цитаты – подложными.
---- Он (не до конца отрекшийся) и один из его последователей были осуждены.
10. Попытки других сторонников МФЛ были блокированы легатами.
11. Остальные постепенно признали истинность православного учения.
Орос
12. Собор опирался на традицию, прежде всего на догматические решения 4 и 5 ВС.
13. Богословские утверждения в основном базировались на соборном послании св. Софрония.
В нем содержалось обоснование двух природ и двух действовавших в Нем энергий.
14. Богословские идеи прп. Максима не оглашались.
15. В результате было принято вероопределение о двух волях и двух энергиях во Христе.:
И две естественные воли или хотения в Нем, и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно, по учению святых отец наших, так же проповедуем два же естественные хотения не противные, да не будет, так как нечестивые еретики говорят, но Его человеческое хотение, последующе, и не противостоящее, или противоборствующее, паче же и подчиняющееся Его Божественному и Всемогущему хотению. Ибо по учению премудрого Афанасия надлежало воли плоти быть в действии, но подчинятся воли божественной.
Осуждение
16. Кроме двух названных были осуждены несколько восточных патриархов (Константинопольских: Сергий, Павел, Пирр, Петр) и папа Гонорий с Киром Александрийским.
Редчайший случай осуждения одним законным папой другого.
17.
Апостольские правила
11. Также утвердил Апостольские правила. Они находились в сборнике «Постановления апостольские». В целом этот сборник Собор отверг (якобы, подвергся еретическим искажениям), но 85 апостольских правил Собор принимает (хотя, не утверждает, что они были составлены 12 апостолами).
12. Сами Правила были составлены в 4 веке, хотя по существу, конечно, могут восходить и к апостольскому времени. Они очень похожи на правила Антиохийского Собора.
13. Император Юстиниан2, несмотря на постоянную борьбу за власть, активно занимался распространение принятых правил и утверждением их во всей Церкви.
Западная Церковь
1. ВЦ приписывает авторитет Вселенских определений, неразрывно связывая с 6ВС.
// ЗЦ считает простым постановлением ВЦ, тем более, что некоторые каноны содержат полемические выводы против ЗЦ.
ИКОНОБОРЧЕСТВО
Аргументация в защиту
16. Древность традиции. Ссылаясь на СП и творения отцов (свидетельств достаточно), показывают, как изображения входили в живую практику, становясь неотъемлемой частью.
17. В частности, 82 правило Трулльского Собора указывает, как следует изображать Спасителя.
18. Классификация образов. – разъяснение видов почитания и родов икон (образов):
1. Естественная икона. – Христос, Сын Божий. Только Он рожден, остальные сотворены и не могут считаться естественными иконами Бога Отца.
2. Прообразы всех вещей. – Видимые только духовными очами образы вещей, видение которых ум возводит к Единому Первообразу – Богу. Это «логосы», архетипы», общая суть мира, в которых отражается Творец
3. Человек. – Отличается от Христа тварностью, подражает Богу, но имеет отличную от Него природу.
4. Священные изображения. – порождаются своими невидимыми первообразами, архетипами, открываются пророкам и людям с духовным зрением. Сам Господь повествует о Себе через эти образы (ум, слово, жизнь, свет).
5. Ветхозаветные прообразования. – неопалимая купина, огненный столп.
6. Живописная и словесная икона. – икона писанная и Евангелие. Так же, как предыдущие пять является прообразом Бога, открывающего Себя через них.
19. По ИД, Сам Господь дал эти образы для того, чтобы через них быть познаваемым.
20. До вочеловечения Христа возможны были только символы, «тени». Когда «Слово стало плотью», т.к. Бог соединился с человеком, то изображение Человека Христа – уже живой образ Божеского.
21. Типы почитания (культа):
1. Служение. Истиное почитание, достойное одного Бога. Оно имеет свойство жертвенности, самоотдачи, устремленности к вечной жизни.
2. Почитание. Его воздаем старшим, начальникам, в т.ч. святым
22.
Собор 754
11. К5 вел дело к большому собору. В конце концов в 754 г. он был созван. В Иерие, императорском дворце на берегу Босфора.
12. 388 епископов.
13. Православные сразу прозвали его безглавым – Конст.патриарх был представлен только на последнем заседании, а остальные 4 не захотели принимать участие в ИБ соборе.
14. Перед собором проводилась подготовка, народные собрание. Диспуты с участием иконопочитателей (после которых те препровождались в тюрьму до окончания собора).
Богословие ИБ
15. ИБ попытались представить ИББ на более высоком уровне. Но им было очень сложно состязаться с наследием патр. Германа и ИД.
---- обратились к творениям отцов (напр. свт. Епифаний Кипрский, правда приведенные его отрывки были в основном подложными).
16. Сконцентрировали свое богословие исключительно на иконе Христа, предоставив христологическую концепцию иконы.
17. К5 выступал еще и как богослов ИБ.:
1. Было бы монофизитством смешение двух естеств на одной иконе.
// Если не изображать божественное, а только человеческое естество, то впадаем в несторианство.
// Иоанн Дамаскин и Феодор Студит отвечали, что изображаются не естества, а лицо.
18. Единственным истинным образом Христа признавали Евхаристию.
19. Принципиально отвергаются не только изображения Христа, но и образы святых и Девы Марии – по аналогии: если уж Христос не должен иметь иконы, то остальные тем более.
// ИБ упускали, что их принцип отражения природы здесь неуместен, ведь святые были обычными людьми с человеческой природой и лицом, которые вполне можно отобразить на иконе.
20. У святых можно изображать только их телесную природу. Но зачем изображать преходящее? Для святых было бы унижением представлять их в тленном теле, которое они уже оставили.
21. Против дидактического значения возражали, что научение добродетелям святых происходит через созерцание их духовного образа, а не чувственного.
Опровержение
22. Хотя Божество и превышает ум и чувства, но божественное и сверхчувственное отражается в определенной степени в чувственном и материальном. Видимое м.б. образом невидимого.
Определения
23. Некоторые на удивление схожи с православными представлениями о богословии иконы: признается Боговоплощение, содержится православное учение о статусе святых и Богородицы в Церкви.
24. Сформулирована концепция недопущения греческого изобразительного искусства в Церкви, т.к. оно относится к бездуховной языческой культуре.
25. Иоанн Дамаскин был предан анафеме (4 раза?).
Дополнительно
26. Сам К5 шел дальше иконоборчества. В его богословии есть монофизитские идеи, кот. собор всячески исключал из официального ИБ учения.
27. Были разные степени ИБ – нек. запрещали изображать Христа, но не святых; нек. выступали против уничтожения, а только против слишком явного поклонения.
28. Учение К5 было самым радикальным ИБ. Уже после собора, в разгар гонений он воспретил почитание святых и Божией Матери.
29. Получив санкцию собора, К5 начал жесткие меры. Поскольку основными защитниками ИП были монахи, гонения обрушились на них.
30. Прпмч. Стефан Новый.
31. ИБ повлекло падение влияния Византии в Италии.
32. В Южную Италию бежали гонимые монахи (и не только) ---- усиление эллинизации Ю.И. ---- она стала сильным очагом греческой церковной культуры: открывались школы, создавались монастыри, книжные мастерские (скриптории).
33. К5 изъял из юрисдикции Ватикана и присоединил к Константинополю обширные территории на Балканах и Ю.И.
34. Запад относился к иконам прохладнее. Например, папа свт. Григорий Двоеслов в ответ на уничтожение епископом Марсельским всех икон пишет, что они имеют педагогическое и психологическое значение (утилитарное), но не больше. Православные же указывали еще и метафизическое значение.
Основные постановления
1. ИП имеет долгую и твердую традицию, подтверждаемую Писанием, преданием и отцами. Иконы и являются тем самым Преданием, запечатленным красками.
---- Главная весть этого Предания – воплощение Христа.
2. Принципиальное различие между служением (исключительно Богу) и поклонением (святыням и богоустановленным авторитетам на земле).
3. Любые иконы в отношении их почитания приравниваются к изображению Креста.
4. В основе богословской концепции – понятие первообраза, впервые появившееся у ВВ, а разработанное позднее ИД. И «честь, воздаваемая образу восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси изображенного на ней».
5. «Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и последуя богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолической церкви… со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, полагать в св. Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и досках, в домах и на путях, честныя и святыя иконы, написанныя красками и сделанныя из мозаики и из другого пригоднаго к сему вещества — иконы Господа Иисуса Христа… и… Богородицы… и всех святых и преподобных мужей».
Патриарх Никифор1
1. оставил после себя несколько антиИБ работ: «Антирретика» (возражения) против К5, «Апология в защиту икон).
2. Выступает, прежде всего, как историк ---- значительная часть трудов – повествования о зарождении ИБ и низвержении его ИП.
// но оставляет место и для православного учения об иконах.
3. Уличает ИБ во введении некорректоного понятия «неописуемости» Божества
// к иконам более применим термин «изображаемости», принципиально отличаемый от описания, требующего времени и пространства.
4. Как и предшественники, отводит особое место иконе Спасителя, которая по его мнению – необходимое следствие учения о соединении природ во Христе. Она должна свидетельствовать о Его воплощении.
5. Вслед за ИД обличает ИБ, что они отождествляют икону и то, что на ней изображено, тогда как икона – искусственный образ и существенно отличается от первообраза.
Прп. Феодор Студит
1. Игумен Кн.монастыря Студиона.
2. Менее систематично, чем Никифор.
3. Центральные труды – «Опровержения» против ИБ.
4. Идея об описуемости Христа, т.к. Он воспринял человеческую природу.
---- безгрешность и по сути нетленность не отменяет единосущия с нашей природой.
---- а поскольку она входит в состав единой ипостаси Господа, то придает этой ипостаси признак описуемости красками.:
тезис ФС: «Невидимое стало видимым… мы видели ипостась Логоса».
5. Также разделяет концепцию различия иконы и первообраза.
Эпоха Вселенских Соборов и её значение для Церкви.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 337.