Весовые и объемные характеристики танкера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Водоизмещение танкера в пол­ном грузу — это масса судна, выраженная в метрических тоннах, нагруженного по летнюю ватерлинию (по летнюю грузовую марку) в воде с плотностью 1,025 т/м

Dmax=LBmiddCB γ,   где γ=1,025т/м                                (9.18)

Водоизмещение судна порожнем — масса судна без груза, топлива, пресной во­ды, балласта, экипажа и пассажиров и их багажа; Do = const, тонн.

Дедвейт — полная грузоподъемность судна, нагруженного по летнюю ватерлинию (летнюю грузовую марку) в воде ,с плотностью 1,025т/м :

DW = Dmax-D0 ,                                                                     (9.19)

Чистая грузоподъемность судна указывает, какое количество груза по массе мо­жет принять судно в данном рейсе:

Dч=DW- ∑q ;на рейс,                                                            (9.20)

Грузовместимость судна — общий объем всех грузовых танков, выраженный в кубических метрах (W).

Удельная грузовместимость—показывает, какой объем вместимости приходится на 1 тонну чистой грузоподъемности.

w=W/Dч, (м3/т),                                                                        (9.21)

Грузовместимость танкера рассчитана на перевозку наиболее легких нефтепродуктов с использованием полной грузоподъемности. Поэтому для танкеров ω = 1,3 + 1,4 м3 /т.

Для танкеров важнее другая качественная характеристика — удельная грузоподъ­емность. Удельная грузоподъемность — показывает какое количество кг (тонн) при­ходится на 1 м3 вместимости.

g=Dч/0,98W(кг/м3),                                                                   (9.22)

При перевозке любых наливных грузов разрешается использовать только 98% грузовместимости танкера. Остаток 2% — называется коэффициент безопасности, т. е. запас на непредвиден­ное расширение груза. Сопоставив удельную грузоподъемность с плотностью груза, предложенного к пе­ревозке, возможно сразу определить использование грузоподъемности и грузовмести­мости танкера: Удельная грузоподъемность современных танкеров колеблется в пределах 0,72-0,78 тонн/м3.

Способы погрузки /выгрузки груза. В процессе грузообработки танкера при на­ливе груза в танк в нем образуется противодавление паров, вытесняемых грузом; при сливе груза в танке образуется разряженная атмосфера. В целях исключения этих явлений и повышения интенсивности грузообработки танкера используется три способа погрузки/выгрузки:

· обычный способ» — при погрузке и выгрузке открывают смотровые окна или крышки расширителей, через которые происходит вытеснение паров или всасы­вание воздуха. Данный способ используется при грузообработке нелетучих и нетоксичных грузов;

·  «закрытый способ» — при погрузке и выгрузке закрыты смотровые окна, замер­ные и слуховые отверстия. Вытеснение паров или всасывание воздуха происхо­дит через газоотводную систему. Данный способ предписывается при грузооб­работке летучих, токсичных грузов или инертизированных танков;

· погрузка «через верх» — loading overall (loading from the top). Погрузка Произ­водится через расширитель с помощью шланга, опущенного до днища танка и закрепленного в пределах горловины. Данный способ погрузки разрешается производить при следующих условиях:

ü нелетучий груз, температура которого на 10 °С ниже температуры вспышки;

ü загружаемый танк дегазирован и не загрязнен летучими нефтепродуктами;

ü терминал разрешил такой способ погрузки.

Наибольшая интенсивность грузообработки танкера достигается при использова­нии последнего способа.

Подготовка танкера к погрузке. Подготовка к погрузке производится в следую­щей последовательности:

Грузоотправитель до начала погрузки обязан представить капитану Декларацию (информацию) о грузе, в которой указываются данные о грузе: наименование груза и его физико-химические свойства, виды опасности, требования к чистоте танков и тех­нологический режим перевозки. На основании Декларации производится дополни­тельная зачистка танков, а в случае необходимости инертизация. Подготовленные тан­ки предъявляются представителю грузоотправителя для осмотра и пригодности к приему данного груза. Составляется Акт о пригодности танков к погрузке. В случае отказа грузоотправителя от осмотра танков, приглашается компетентный независимый сюрвейер, который своим рапортом подтверждает пригодность танков для приема данного груза. Подготовка танков производится в соответствии с ГОСТ 1510-84.

Составляется и согласовывается с грузоотправителем и терминалом предваритель­ный грузовой план (ПГП). При перевозке однородного груза его распределение по тан­кам производится в соответствии с требованиями Информации капитану об остойчиво­сти и прочности судна и рекомендациями заводской инструкции.

Допустимое общее количество груза определяется по известной формуле:

D =DW- — сумма запасов на рейс,

Количество груза в каждом танке определяется с учетом его возможного расшире­ния от повышения температуры воздуха или необходимости подогрева груза

Рт=0.98Wт  

Допустимый объем груза в танке с учетом предполагаемого расширения определя­ется по формуле:

 Wгр=0.98Wт

Запас объема на расширение груза в танке возможно определить в процентах по следующей формуле:

,

 

Максимальная и минимальная плотность определяется по следующей формуле:

,

Пример расчета необходимого запаса пустоты:

Объем танка — W, = 5000 м3; паспортная плотность груза — р20'4 = 0,8500; поправка плотности при расширении груза на 1 °С — λ = 0,001424; предполагаемая температура груза при погрузке — t,mn = 1 0 °С; предполагаемая температура воды в рейсе — t = 30 °

Порядок расчета р и p запаса пустоты:

при t = 10 °С р = Р20'4 + 0,001424 (20° - 10°) = 0,8500 + 0,01424 = 0,8642;

при t = 30 °Сpmin = 0,8500 + 0,001424 (20° - 30°) = 0,8500 - 0,01424 = 0,8358;

допустимый объем танка limWT = 0,98 • 5000 м3 = 4900 м3;

масса груза при pmin: Рт = lim WTpmin = 4900 • 0,8358 = 4095 тонн.

Следовательно, при погрузке мы имеем право принять в танк только 4095 тонн груза, чтобы обеспечить необходимый запас пустоты в случае расширения объема груза:

limWrp = P = 4095/0,8642 = 4738,5 м3.

Таким образом, запас пустоты в танке: 5W = WT - limWrp = 5000 - 4739 = 261 м3, или танк заполняем на 94,78%, т. e. коэффициент заполнения танка равен 0,95.

При помощи коэффициента заполнения по калибровочным таблицам определяем в ка­ждом танке допустимый уровень взлива груза или уровень пустоты до поверхности груза.

Остаточная пустота должна быть больше высоты подпалубного набора во избежа­ние перелива груза на палубу в последний момент загрузки танка. Это предостереже­ние необходимо учитывать при расчете посадки судна (дифферента) при погрузке, плавании в грузу и выгрузке танкера.

Примерно такой же результат запаса пустоты получается при расчете по вышепри­веденной формуле WT% = 5,136%. Рассчитав при помощи коэффициента заполнения объема груза в танках, определяем массу груза в каждом танке и, в целом, количество груза в рейсе.

Общее количество груза в танках не должно превышать чистую грузоподъемность, т.е. Рт<Dч.

В случае, если часть танков загружается не полностью, то необходимо заполнить полностью центральные танки, а бортовые оставить полупустыми, уменьшая этим свободную поверхность жидкости.

При перевозке одновременно нескольких сортов груза, во избежание их смешива­ния, необходимо каждый сорт груза распределить по группам танков, которые отделе­ны друг от друга коффердамом.

Танкеры обычно осуществляют перевозки грузов на определенные порты с посто­янным сортом груза. В таком случае составляется и просчитывается план загрузки танкера для данного направления. Этот план называется типовой план загрузки (ТПЗ) и его строго придерживаются при последовательных рейсах.

Последовательность налива груза и слива балласта составляется с учетом обеспе­чения продольной прочности танкера в процессе всех операций, избежания большого дифферента и касания грунта. Обычно с этой целью налив производится в средние танки танкера с попеременным переходом на носовые и кормовые танки. При этом танкер, на всех этапах эксплуатации и видах операций, с целью сохранения мореход­ных качеств должен иметь нагрузку не менее 1/3 дедвейта.

Взаимодействие танкера с терминалом до начала грузовых операций должно быть четко согласовано. Терминал представляет танкеру следующую информацию: грузовой список и предпочтительный порядок погрузки, содержание в грузе токсичных компонентов (бензол) и давление паров груза, максимальную интенсивность погрузки, резервное время для нормальной остановки берегового насоса, систему связи для контроля по­грузки, включая сигнал экстренной остановки. Танкер представляет терминалу следующую информацию: ПГП, допус­тимую интенсивность погрузки и при ее завершении, допустимое давление грузового трубопровода, размещение, состав и количество балласта и отстоев, количество инертного газа, предполагаемый метод выпуска паров.

Система связи, в целях обеспечения безопасного управления операциями в любое время, должна быть письменно согласована. Ответственность за установку надежной системы связи возлагается на обе стороны. Она должна быть опробована и иметь дубли­рующую резервную связь. Система должна включить следующие сигналы: приготовить­ся, начать погрузку, уменьшить подачу, прекратить погрузку, экстренная остановка. Лист контроля безопасности на судне и берегу (ISGOTT, Дополнение А) включает свыше 30 вопросов, которые должны быть согласованны между администрацией тан­кера и терминала. Вопросы относятся к безопасности стоянки танкера у причала, при­нятию мер безопасности при грузообработке, предотвращению загрязнения, пожаробезопасности и т. д.

Шланговка— присоединение с помощью гибкого шланга берегового грузового трубопровода к манифольду[52] грузовой магистрали танкера. Операция осуществляется терминалом, но может производиться силами судового экипажа по заявке фрахтовате­ля за определенную плату. В месте соединения устанавливается поддон, подносятся опилки, песок, ветошь, кошма и огнетушители.

Все шпигаты на палубе должны быть заглушены.

Одновременно со шланговкой производится заземление танкера, поднимается флаг «Браво», ночью включается красный огонь. Пригодность шланга к погрузке определя­ет капитан по внешнему виду и соответствующим документам. В спецификации изготовителя должно быть указано: для какого груза предна­значен шланг, дата изготовления, величина разрывного давления, величина рабочего давления, дата последнего испытания.

Погрузка танкера. До начала погрузки в танки опускают до днища подвесные ли­нейки с водочувствительной пастой для определения количества воды под слоем груза. Погрузка танкера наиболее ответственный этап в эксплуатации, так как опыт по­казывает, что именно в этот период происходит большинство ошибок, связанных с переливами груза и смешением. Поэтому погрузка должна производиться в строгом соответствии с разработанным и согласованным ТПГОС, с рекомендациями Настав­ления во предотвращению загрязнения с судов и инструкцией по проведению грузо­вых операций.

Порядок открытия клинкетов: первыми открывают клинкеты грузовых танков, в которые намечено наливать груз в первую очередь, после этого открывают приемные клинкеты.

Скорость налива в первоначальный период должна быть минимальной с целью проверки поступления груза только в намеченные танки и выявления протечек в со­единениях трубопроводов и шлангов. Помимо этого скорость налива в начальный пе­риод ограничивается с целью предотвращения всплеска жидкости, вытекающей из приемного патрубка (храпка) и образования брызг с зарядом статического электриче­ства, противоположим заряду атмосферы танков.

В дальнейшем для грузов, аккумулирующих статическое электричество, скорость налива увеличивается, но не более чем 12 м/сек. В процессе погрузки ведется посто­янный контроль за скоростью наполнения танков путем измерения уровня взлива гру­за. При переходе налива в следующую группу танков скорость замедляется или вооб­ще останавливают погрузку для перекрытия клинкетов.

В процессе погрузки, крен выравнивают одной парой бортовых танков путем пере­крытия соответствующих клинкетов.

В конце погрузки дли исключения опасности перелива груза необходимо снизить интенсивность налива до предела, обеспечивающего контроль за уровнем груза догружающихся танков. Оператор терминала должен быть проинформирован за 30 мин. об окончании погрузки. Окончание погрузки должно производиться только останов­кой береговых насосов и закрытием клинкетов на береговом трубопроводе. Клинкеты на судовом грузовом трубопроводе закрываются после прекращения подачи груза с берега и осушения грузовых шлангов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется объем вместимости приходящийся на 1 тонну чистой грузоподъемности.

2. Какой объем должен оставляться на непредвиден­ное расширение груза

3. Какие танки должны оставаться пустыми если часть танков загружается не полностью.

Вернуться в содержание.


тема 31. Особые случаи погрузки, выгрузка танкера и переход в балласте

Погрузка нагретых грузов может повредить конструкции танкера, защитные по­крытия и оборудование (клапаны, насосы, прокладки), если танкер специально не спроектирован для перевозки грузов с высокой температурой. Обычно предусматрива­ется, что температура груза не должна превышать 60 °С. Рекомендуются следующие меры предосторожности для смягчения воздействия горячего груза:

· равномерное распределение груза на судне в целях рассеивания избыточного тепла и предотвращения местных температурных напряжений;

· регулирование интенсивности погрузки в целях достижения более умеренной температуры;

· осушение танков и трубопроводов перед приемом груза, температура которого выше температуры кипения воды.

Погрузка грузов с очень высоким давлением паров. Истинное давление паров жидкости — это абсолютное давление газа, образующегося в результате испарения жидкости в момент достижения равновесного содержания газа и жидкости при преоб­ладающей температуре и отношении газ/жидкость, фактически равное нулю ИДП.

Меры предосторожности, которые следует предпринять в этом случае:

· погрузку производить только закрытым способом;

· прекращать погрузку при скорости ветра менее 5 узлов (2,6 м/сек); —обеспечить низкую интенсивность потока в начальной и завершающей стадии налива;

· не допускать частичного вакуума в грузовой линии;

· отказываться от горячей нефти, которая находилась в береговых магистралях, нагретых солнцем;

· если погрузка такой нефти производится, то погрузку ее производить в танки, выпуск паров из которых осуществляется на значительном расстоянии от над­стройки (например, в носовые танки);

· обеспечить дополнительный надзор за рассеиванием газа и соблюдать требова­ния безопасности.

Перевозка мазута. Мазуты способны выделять в верхнюю часть танка легкие уг­леводороды, поэтому состав паров в верхней части является потенциально опасным. Ввиду :этого рекомендуется перевозить мазут на танкере под слоем инертного газа.

Грузообработку производить методом, исключающим образование зарядов статиче­ского электричества.

Определение количества погруженного груза. Количество груза, внесенное в ко­носамент, определяет грузоотправитель по результатам отсчетов счетчиков-расхо­домеров, установленных на нефтебазе, или по замерам уровней поверхности груза в береговых резервуарах.

Однако такая практика не снимает ответственности с перевозчика за количество доставленного груза. С целью защиты интересов перевозчика количество груза, заяв­ленное отправителем, контролируется капитаном танкера. Контроль осуществляется двумя способами:

· по замерам уровней поверхности взлива или пустоты груза в каждом танке;

· по разности водоизмещении танкера до начала и по окончании погрузки (при­близительный метод).

Наиболее точен первый способ. Ему отдают предпочтение грузоотправитель и гру­зополучатель.

Результаты замеров фиксируются в двух важных грузовых документах: в Коммерче­ском акте формы К-7 и в Акте замера пустот в танках, которые подписываются грузоот­правителем и администрацией танкера. Судовые контрольные замеры груза производятся в порту отправления после погрузки, так и в порту назначения перед началом выгрузки.

Замеры должны производиться в соответствии с Инструкцией по замерам уровня, температуры нефтегруза, крена и дифферента на танкере (7-М, с. 406). При замерах нефтегруза на танкере измеряются следующие параметры: пустота или уровень груза, температура груза, уровень воды, крен и дифферент танкера, осад­ки на штевнях и на миделе с обоих бортов.

Измерение уровня воды производится при помощи линейки с нанесенной на нее тонким слоем специальной водочувствительной пастой. Величина уровня воды опре­деляется по длине участка, на котором паста изменила свой первоначальный цвет. При измерении уровня воды в темных нефтепродуктах линейку необходимо обмыть керо­сином, чтобы ясно определить линию раздела, обозначающую уровень воды.

Замеры на воду производятся также в рейсе после трехсуточного отстоя груза, так как в грузах с высокой вязкостью (мазут, сырая нефть) вода не сразу оседает на днище танка.

Замеры уровня воды и уровня груза в танке производятся одновременно в присут­ствии представителя грузоотправителя. Уровень груза в танках определяют по заме­рам взлива или по замерам пустот. Если пустоты в танках менее 1 м, то удобнее заме­ры проводить по пустотам, используя для этого метрошток. Измерения производятся не менее трех раз с точностью отсчета до 1 мм. Если расхождение в отсчетах будет более 1 мм, то измерения повторяются. Из трех наиболее близких отсчетов берут среднее значение и заносят его в Акт замера пустот. Помимо замера уровня груза, производится замер температуры груза в среднем слое. Замеры уровня груза и отбор проб разрешается производить только через 30 мин. после окончания погрузки танка, что позволит рассеяться накопившимся на поверхности груза зарядам статического электричества.

По калибровочным таблицам с помощью приведенной высоты (пустоты) определя­ем фактический объем груза в танке. Просуммировав фактические объемы грузов каждого танка, получаем общий объем груза, погруженного на танкер. Умножив общий объем груза на плотность, исправленную температурной поправ­кой, получаем количество (массу), погруженного груза на танкер.

Q =p,∙W ,

В том случае, если погруженный груз имеет различную плотность и температуру в танках, расчет производится по отдельным танкам или плотность однородного груза приводится к средневзвешенной.

Если погруженный на танкер груз имеет одинаковую паспортную плотность, но температура груза в танках различна, то определяют средневзвешенную температуру груза и с помощью этой температуры рассчитывают фактическую плотность груза.

Полученную средневзвешенную плотность приводят с помощью температурной поправки к фактической плотности.

Второй способ контроля количества погруженного груза по разности водоизмеще­нии танкера до начала и после окончания погрузки осуществляется через средние осадки до и после погрузки.

Q=Dmax-Dmin ,(9.35)

где Dmax — водоизмещение по окончании погрузки;

Dmin — водоизмещение до начала погрузки.

Если окажется, что в коносаменте указано количество груза, значительно больше того, что показывают судовые замеры и расчеты, капитану необходимо заявить пись­менный протест грузоотправителю, указав в нем о снятии с судна ответственности за возможную недостачу груза в порту выгрузки.

Порядок расчета количества груза приводится на примере:

Определение общего количества груза по окончании погрузки.

Судно:

Порт:

Плотность 20°:0.8306

Корректировка за t° = 0,000680

Танк NN

Пустота Ullage

Объем груза liters

Вода

Чист: объем Литры

t° «факт»

Факт.плот­ность»

Кол-во тонн, VAC

СМ Litre
Р02 С02 S02 26 23 25. 271,820 897.540 272,200 9 0 6 1,540 0 1,000 279,280 897,540 271, 200 15,0 14,5 14.0 0,8340 0,8343 0,8347 225,414 148.818 226,371
ИТОГО 1441,560 2,540 1439.020

M.Tons (VAC)

1200,603

Литры на 15 °С

0

Осадки: dH=6,75

     dk=6,75                                                                                                                                                                                                                                                                                    Дифферент : 0.0 m                                                                                                                                               List: Nil

Примечание: Trimcorrectionapplied (поправка на крен судна): No

Замеры температуры и отбор проб проведены независимым сюрвейером. Все рас­четы проведены на базе плотности при 20 °С и исправлены (откорректированы) на фактическую температуру.

р15/420'4+λ(20-t°)=0,8306+0,000680(20°-15°)=0,8340.                                                                                                                                                        

Порядок отбора проб при погрузке. Качество груза определяется на основе ана­лиза пробы, взятой из общей массы груза. Количество проб и методы их отбора зави­сят от рода груза и регламентируются ГОСТ 2517-85 «Методы отбора проб» или дого­вором морской перевозки. Пробы отбираются не менее чем из 25% танков судна с трех уровней: верхнего, среднего и нижнего (донная) в соотношении 1:3:1. Взятые пробы перемешивают, полученную среднюю пробу разделяют на три части, разливают по чистым бутылкам и опечатывают их. Опечатанные пробы хранятся в лаборатории, на нефтебазе и на судне («арбитражная» или «капитанская» проба). В случае претензии грузополучателя к качеству груза, данные пробы позволят определить виновного в изменении качества груза.

Помимо проб, отобранных из танка, грузоотправитель отбирает пробы из конца бе­регового трубопровода в течение всего времени погрузки автоматическими пробоот­борниками или периодически через пробоотборные краны.

Отбор проб груза оформляется актом, в котором подробно описывают порядок от­бора проб, количество проб, кому предназначены, какими печатями они опечатаны.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 972.