Металл и металлоизделия предъявляются к перевозке навалом, в связках, пакетах, пачках, ящиках и отдельными местами без упаковки.
Характерной особенностью данной категории грузов является малый погрузочный объем — менее 1 м3/т за исключением труб большого диаметра, удельный погрузочный объем которых зависит от конфигурации грузовых трюмов, колеблется в больших пределах и может достигать 10 м3/т. В прямостенных помещениях УПО зависит от диаметра и толщины стенок труб и соответственно колеблется от 0,3 до 5,5 м3/т. По этой причине перевозка металлов требует выполнения определенного комплекса требований для обеспечения безопасности плавания. В число таких требований входят: соблюдение норм остойчивости, надлежащее крепление груза и разумное использование прокладочного материала, возможность использования механизации в процессе погрузки и выгрузки груза.
Трубы малых диаметров упаковывают в ящики или пакеты (связки). Трубы стальные и чугунные, упакованные в пакеты, обвязывают проволокой в четырех местах. Если трубы имеют резьбу на концах, то для защиты резьбы от повреждения их снабжают муфтами. Трубы для магистральных трубопроводов длиной 8-12 м перевозят как в грузовых трюмах, так и на палубе. Трубы большого диаметра укладываются вплотную друг к другу, сварные швы располагаются в верхнем положении, под нижний ярус выкладывается сепарация из досок. В местах контакта труб с корпусом устанавливаются прокладки из досок. В трюме укладка ведется ровными рядами параллельно ДП, в верхней части трюма оставляется свободное пространство высотой до метра. При укладке труб в 4-5 ярусов, кроме найтовов, устанавливаются упоры.
Сталь листовую предъявляют к перевозке в следующей упаковке: листовую и полосовую толщиной до 4 мм (включительно) в пачках; листовую и полосовую более 4 мм поштучно и в пачках; ленту шириной до 400 мм в рулонах.
Сталь прутковую перевозят в связках. В одну связку упаковывают сталь только одной марки.
Если сталь толщиной менее 3 мм и длиной более 2 м, то к пачкам снизу прикрепляют деревянные или металлические брусья для исключения перегиба листов в процессе перегрузки. При перевозке листовой стали других размеров брусья крепят к пачке по требованию потребителя. Специальные требования к упаковке указываются в стандартах или технической документации на конкретные виды продукции.
Сталь листовая в пачках укладывается до четырех ярусов по высоте. Каждый ярус разделяет ся между собой прокладками. Количество распорок и их прочность зависят от массы или размеров пакетов.
Рулоны полосовой стали могут укладываться в горизонтальном и вертикальном положении. Под каждый рулон должны быть положены прокладки из дерева. Между руло нами и корпусом судна при наличии зазоров устанавливаются упоры или делаются клети. В ряде случаев рулоны целесообразно скрепить между собой тросом.
Цветные металлы предъявляют к перевозке в виде чушек[42], листов или мотков проволоки. Чушки цветного металла имеют стандартную форму, укладывают их в пакеты способом «вперевязку» и крепят (скручивают) толстой проволокой, изготовленной из того же металла.
Размещение пакетов с металлическими чушками в трюмах производится вначале вдоль переборок от бортов к ДП судна, а затем вдоль бортов. По высоте укладку пакетов надо производить с учетом местной прочности палубы. Если между корпусом судна и пакетом или между отдельными пакетами образуются зазоры, то они расклиниваются деревянным брусом, расположенным строго в горизонтальном положении. Цинковые и свинцовые чушки формируются в пакеты и обвязываются упаковочной лентой (стянутой в замок. Рекомендованная схема укладки пакетов в трюме показана на рис. 5.10. Погрузочный объем металлопродукции в пакетах 0,2-0,25 м3/т.
Правила предписывают, что для обеспечения несмещаемости и возможности застропки груза в порту выгрузки каждый ярус пакетов с металлопродукцией надлежит укладывать на деревянные прокладки. Прокладки должны укладываться и между соседними пакетами, чтобы обеспечивалась свободная застропка груза при выгрузке.
Чугунные чушки обычно перевозят навалом, грузят их на судно лепестковым грейфером или электромагнитным краном.
Рельсы, профильный и сортовой металл укладывают вдоль судна. Прокладки между ярусами должны укладываться на расстояние не более 2-3 м и обеспечивать возможность застропки в порту выгрузки, а также нормальную опору (без прогиба) профильных балок.
Метизы — стандартные металлические изделия массового производства — болты, гвозди, гайки, винты, цепи, канаты, металлические сетки и т. д, перевозятся упакованными в ящики или рулоны, как обычные генеральные грузы.
Крепление любого груза металлоизделий должно быть надежно и выполнено при помощи стоек, распорок и других надежных средств, способных предотвратить подвижку грузовых мест на качке.
Во всех случаях перевозки металлопродукции необходимо проверять общую нагрузку штабеля на палубу по обычной формуле Q = I х В х q, где: / — длина штабеля, м; В — ширина грузового помещения, м; q—допустимая удельная нагрузка на палубу, тс/м2.
Особенностью перевозок ЖБИК является многообразие форм и хрупкость изделий, что приводит к их частому повреждению при перегрузочных работах. На каждом изделии, предъявляемом к перевозке, должна быть нанесена маркировка, включающая наименование изделия, штамп ОТК, дату изготовления, массу изделия, (если она превышает 500 кг), разметку точек опоры при транспортировке. Каждое изделие должно иметь петли или отверстия для строповки. Не допускается подъем изделий за части каркаса. На изделиях, у которых по конструкции не предусмотрены приспособления для застропки и трудно отличить верх изделия от его низа, должна быть сделана надпись «верх» несмываемой краской.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 712.