Карта технологического режима перевозки 3—3
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Распространяется на опасные грузы подкласса 3.3 категории 335

1. РАЗМЕЩЕНИЕ НА СУДНЕ

  

Грузовое судно

Пассажирское судно

Категория размещения Открытая палуба Закрытое и открытое грузовые помещения

открытая палуба

закрытое и открытое грузовые помещения
А            Разрешается Разрешается

Разрешается

Разрешается
B Разрешается Разрешается

Разрешается

Запрещается
C Разрешается Запрещается

Разрешается

Запрещается
D Разрешается Запрещается

Запрещается

Запрещается
E Разрешается Разрешается

Запрещается

Запрещается

2. КАТЕГОРИЯ ГРУЗОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Вид судна

   

Допускаемая категория ГП

 

Вид грузовой единицы

открытая палуба (ОП)

закрытое грузовое по­мещение (ЗГП)

открытое гру­зовое помеще­ние (ОГП)
Пассажирское, универсальное

Все виды

П

1,2. 5 (С)

Накатное, паром

Все виды

П

1, 2, 5, (Г)

1.2,5

Контейнеровоз

Открытий контейнер

П

1, 2, 5, (С)

 

Закрытый контейнер

П

1-6 (С)

 

Лихтеровоз

Неэффективно закрытый лихтер

П

1,2, 5, (С)

 

Эффективно закрытый лихтер

П

1-6

 
             
             

Примечание. В графах ОП, ЗГП и ОГП указаны номера (или индекс П) допускаемых катего­рий, в скобках (если необходимо) — индексы запрещаемых категорий.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СНАБЖЕНИЕ

Четыре комплекта защитной одежды.

Два автономных дыхательных аппарата.

Два газоанализатора на соответствующий опасный груз.

Порошковые огнетушители общей вместимостью не менее 12 кг сухого порошка (см. п. 3.1.3)*.

4. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗКИ

Размещение груза в грузовых помещениях

В ГП**, категория которого имеет индекс Б. размещать на рас­стоянии не менее 3 м от машинного помещения (МП), индекс Т — на расстоянии 0,5 м от нагревающейся поверхности. Размещать на максимальном расстоянии, но не менее 6 м от мест пребывания людей и наружных отверстий вентиляционных систем и шахт.

При обнаружении во время погрузки или выгрузки неисправности тары, укреплен­ных грузовых единиц или иных транспортных средств, администрация судна должна немедленно уведомить об этом администрацию или руководителя аварийной бригады порта. В необходимых случаях грузовые операции должны быть прекращены до уда­ления неисправных грузовых единиц или транспортных средств в специально выде­ленное в порту место Палубный груз (кроме контейнеров и транспортных средств) должен быть защищен от атмосфер­ных осадков. Запрещается производить бункеровку судна во время проведения грузо­вых операций с грузами подклассов 1.1, 1.3, 2.3, 2.4, 3.1, 3.2 и легковоспламеняющи­мися жидкостями других классов с температурой вспышки ниже 23 °С, легковоспла­меняющимися и самовозгорающимися твердыми веществами, отнесенными к другим классам, если топливоприемные устройства судна или бункеровщика находятся на рас­стоянии менее 10 м от зоны погрузки-выгрузки.

При возникновении на судне аварии, связанной с опасными грузами (разлив, рос­сыпь, утечка груза или пожар) Должны выполняться действия, установленные в Ава­рийных картах. Номер Аварийной карты для каждого конкретного груза приведен в приложениях 15 и 16 Правил МОПОГ.

Общие требования противопожарной и санитарной безопасности при перевозках опасных грузов

В процессе перевозки и перегрузки опасных грузов необходимо строго выполнять весь комплекс требований Правил МОПОГ, предъявляемых к экипажу, оборудованию судна и его снабжению. Этот комплекс требований можно разделить на три группы: меры предупреждения возникновения опасности; действия экипажа в аварийной си­туации; ликвидация последствий аварийного происшествия.

Общие меры предупреждения возникновения пожаров с опасными грузами преду­сматривают:

· исключение возможности образования взрыво- и огнеопасных смесей перевози­мого вещества с воздухом, окисляющими и другими веществами, которые спо­собствуют возгоранию;

· обеспечение условий для быстрой ликвидации очагов загорания;

· хранения горючих материалов вдали от любых источников воспламенения и на­гревания;

· немедленную передачу на берег груза в поврежденной таре, со следами утечки или рассыпания;

· предотвращение случайных повреждений упаковок;

· размещение опасных грузов таким образом, чтобы в случае пожара к ним можно было легко подойти и перенести их в безопасное место;

· категорическое запрещение курения в огнеопасных зонах;

· предотвращение возможности замыканий и искрений электросети. Портовые рабочие и плавсостав, работающий с огнеопасными грузами, не должны иметь при себе спичек и зажигалок. Комингсы люков, пайолы под просветом люков и палубы в районах производства грузовых работ покрывают матами или обшивают дос­ками, чтобы от трения тросов или обручей не могли образоваться искры.

При работе с опасными грузами все члены экипажа должны соблюдать следующие общие и специальные меры защиты и предупреждения вредного воздействия опасных грузов на организм человека:

· не допускать случайного попадания этих веществ в организм человека при куре­нии, приеме пищи и воды;

· не пробовать эти продукты на ощупь, запах и вкус;

· не допускать даже временного пребывания без спецодежды и защитных средств в атмосфере, которая содержит газы, пары и пыль опасных веществ;

· избегать воздействия опасных веществ на кожу.

Экипаж судна, на котором должны перевозить опасный груз, обязан заблаговременно пройти инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии в соответствии с Положением об инструктаже и обучении безопасным приемам и методам работы на мор­ском транспорте. При этом работники должны быть проинструктированы об опасности гру­за, мерах предосторожности, обучены безопасным методам работы, методам оказания пер­вой помощи пострадавшим и пользованию средствами индивидуальной защиты.

На всех этапах транспортного процесса должно быть запрещено пребывание лиц, не имеющих прямого отношения к производству работ на участках переработки и хра­нения опасных грузов.

Для ликвидации последствий аварийных происшествий с опасными грузами прика­зом капитана выделяют специальную аварийную партию под руководством грузового помощника капитана. Все члены аварийной партии должны иметь плавстаж на судах не менее одного года.

Если в процессе перевозки произойдет нарушение целостности тары, разлив или россыпь содержимого, появление запаха опасных грузов, повышение концентрации паров или пыли опасных грузов выше допустимых пределов, то судовая администра­ция должна принять незамедлительные меры к выводу людей из опасной зоны и вы­звать специально обученную бригаду или аварийную партию для предотвращения утечки опасных грузов и производства дезактивации.

Средства пожаротушения, которые надлежит использовать на всех этапах транс­портного процесса опасных грузов, приводятся как в общей части Правил МОПОГ, так и в соответствующих аварийных карточках (АвК). Обычно более доступное средство тушения пожаров вода. Однако она не всегда является эффективным средством борьбы с огнем и иногда может усилить интенсивность пожара и вызвать взрыв. Если суд­но перевозит вещество, которое не может быть погашено водой, то оно до начала по­грузки должно быть оборудовано средствами пожаротушения, рекомендованными в Правилах МОПОГ. Для определенной категории грузов существует ряд запрещенных огнегасительных средств, которые нельзя применять для тушения огня в тех помеще­ниях, где находятся такие опасные грузы. Это следует учитывать при составлении гру­зового плана и не грузить в одно помещение грузы, которые требуют применения раз­личных средств пожаротушения или когда огнегасительное средство для одного груза является запрещенным для другого. В тех случаях, когда на судне нет рекомендованных средств пожаротушения, можно использовать обычные, если они не являются запрещен­ными для данного опасного груза. Если при тушении пожара в зоне огня оказались ядовитые вещества, то капитану необходимо развернуть судно бортом к ветру, а чле­нам аварийной партии по возможности работать с наветренного борта. Одновременно необходимо принять меры к охлаждению соседних партий грузов, судовых переборок и удалению горящих грузов из зоны огня. После ликвидации очага загорания необходимо удалить продукты сгорания и разложения из этого помещения судна.

Во время пожара многие грузы выделяют ядовитые, едкие или удушающие вещест­ва. Аварийные пожарные партии в этих случаях должны иметь соответствующую за­щитную одежду и автономные дыхательные аппараты, На судах, перевозящих опасные грузы, эта одежда и дыхательные аппараты должны быть в наличии и в исправном со­стоянии, что проверяется до начала погрузки груза.

Опасные грузы необходимо грузить в хорошо вентилируемые грузовые помещения, а у вытяжных отверстий грузовых помещений вывешивать предупредительные знаки и надписи: «Взрывоопасно!», «Яд!» и т. п.

При аварийных происшествиях специальная береговая бригада должна удалить с судна нарушенные грузовые места, а также весь рассыпанный или пролитый опасный груз. Место пролива или россыпи и загрязненные опасным грузом предметы тщатель­но дезактивируют. После проведения аварийных работ помещение должно быть про­ветрено.

Производить любые работы с опасными грузами на борту судна можно только под непосредственным контролем штурмана, которого специально назначают для этих це­лей приказом капитана. Штурман обязан обеспечить точное соблюдение правил по­жарной и санитарной безопасности всеми участниками работ.

Лица, которые привлекаются к работе с опасными грузами, должны проходить предварительно медицинский осмотр. При постоянной работе с опасными грузами они проходят медицинский осмотр один раз в 6 мес. Лица моложе 18 лет к работе с опас­ными грузами не допускаются. Не допускаются к работе с опасными грузами лица с больной кожей, ссадинами, ожогами и лица в нетрезвом состоянии.

В местах производства работ с опасными грузами должна быть аптечка первой доврачебной помощи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие грузы относятся к опасным. ( вещества и предметы, которые обладают опасными свойствами и в силу этого требуют при их транспортировке и хранении соблюдения особых мер предосторожности).

2. Перечислить опасные свойства ( взрывоопасность, огнеопасность, ядовитость (токсичность), инфекционная, радиационная опасность, окислительное действие и коррозийность).

3. Какие вещества относятся к Взрывоопасным (вещества, соединения и смеси, которые под воздей­ствием какого-либо импульса способны к быстрому, самораспространяющемуся взрыву или горению.)

4. Чем отличается Взрывоопасное вещество от взрывчатого (Взрывоопасному веществу для взрыва или горения требуется присутствие кислорода воздуха, в то время как взрывчатых веществ присутствие кислорода необязательно).

5. Какое вещество считается Огнеопасным ( способное к возгоранию под действием источни­ка воспламенения или химической реакции).

Вернуться в содержание.



НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ

тема 28. Общая характеристика наливных грузов.

К категории наливных грузов относятся нефть и нефтепродукты, химические гру­зы, перевозимые наливом, сжиженные газы и пищевые продукты. Доля наливных грузов в международных морских перевозках составляет около 50%, из них свыше 80% приходится на нефть и нефтепродукты.

Наливные грузы в зависимости от физико-химических свойств и транспортных ха­рактеристик, технических условий транспортировки и хранения, назначения и потреб­ления в производстве подразделяются на четыре вида:

· сырая нефть и нефтепродукты;

· химические наливные грузы;

· сжиженные газы, перевозимые наливом;

· пищевые наливные грузы.

В свою очередь, каждый вид наливного груза подразделяется на классы, подклас­сы, категории и группы в зависимости от специфических свойств.

Помимо этого наливные грузы в зависимости от вреда, причиняемого окружающей среде в соответствии с Конвенцией МАРПОЛ-73/78, подразделяются на три группы:

· нефти. Приложение I;

· вредные жидкие вещества. Приложение II;

· вредные вещества, перевозимые в упаковке. Приложение III.

«Вредное жидкое вещество» означает любое вещество, которое, будучи сброшено в море, представляет опасность для:

· морских живых ресурсов;

· здоровья человека;

· природной привлекательности моря или Других видов правомерного использо­вания моря.

Физические свойства. Наливные грузы характеризуются общим свойством — текучестью жидкости, переливанием ее в сторону наклонения емкости, в которой она находится.

Вязкость (внутреннее трение) — свойство жидкостей и газов, характеризующее сопротивление действию внешних сил, вызывающих их течение. Вязкость — важное свойство грузов, влияющее на способы его транспортировки, скорости грузообработки, величину остатков груза в танках (мертвые остатки). Вяз­кость уменьшается с увеличением температуры груза (при подогреве) и наоборот. Од­нако пропорциональной зависимости между вязкостью и температурой не существует. По степени вязкости жидкости подразделяются на следующие группы:

· до 1,0 мм2/сек — невязкие;

· 1,0-35 мм2/сек — маловязкие при t- 50 °С;

· 36-148 мм2/сек — средней вязкости;

· свыше 148 мм2/сек — высоковязкие, к ним относятся: некоторые виды химиче­ских грузов, масел, топочные мазуты марок 40 и 100, жидкий битум и др.

Температура плавления и застывания— температура перехода твердого кристалли­ческого тела в жидкое состояние. Температура плавления при нормальном атмосферном давлении (760 мм рт. ст.) называется точкой плавления. Температура застывания харак­теризует подвижность наливного груза и позволяет оценивать минимально необходи­мую температуру, при которой возможна перекачка. Температура застывания (кристал­лизация или затвердение) жидкости совпадает с температурой плавления и зависит от химической природы вещества. Как правило, переход вещества из жидкого состояния в твердое происходит не в одной температурной точке, а постепенно. Термин «температура застывания» в отношении нефтепродуктов носит условный характер, при этом условно принимается та температура, при которой вещество не меняет своего уровня в течение I минуты при наклоне сосуда на 45 градусов, в кото­ром оно находится. Температура застывания имеет важное практическое значение при выборе типа танкера, способного осуществить минимально необходимый подогрев груза для его перекачки (выгрузки).

Теплоемкость — количество тепла, которое необходимо подвести к телу, чтобы повысить его температуру на 1 °С или 1К: С = AQ/AT. Теплоемкость тела зависит от его массы, химического состава, термодинамического состояния тела и вида того процесса, в котором телу передается энергия в форме тепло­ты. Теплоемкость единицы массы вещества называется удельной теплоемкостью.

Испаряемость. Сырая нефть, нефтепродукты и их химические соединения пред­ставляют собой смеси различных углеводородов, имеющих разные температуры кипе­ния от -162 °С до +400 °С и выше. Нефтепродукты, в составе которых преобладают углеводороды с низкой температурой кипения (легкие фракции), называются «летучи­ми». Нефтепродукты с преобладанием «тяжелых фракций» называются «нелетучими». «Легкие фракции» при обычных природных условиях подвержены испарению. Что приводит к потере количества и качества груза. Испарение — это парообразование со свободной поверхности жидкости при любой температуре, т. е. переход вещества из жидкого состояния в газообразное. Однако при оп­ределенной температуре в грузовом танке наряду с процессом парообразования происхо­дит процесс конденсации, т. е. превращения пара в жидкость. При равенстве скорости па­рообразования и конденсации перестает меняться количество жидкости и находящегося над ней пара, т. е. наступает динамическое (подвижное) равновесие. Пар, находящийся в состоянии динамического равновесия, называют насыщающим (насыщенным) паром. Давление насыщенного пара (упругость) резко возрастает с увеличением температуры, одновременно возрастает плотность пара, а плотность жидкости убывает. При равенстве плотности пара и жидкости вещество находится в критическом состоянии, а его пара­метры: температура, давление, удельный объем становится критическим. Следователь­но, критическое давление — это наибольшее давление при критической температуре, соответствующее критическому состоянию вещества. Критическое давление является истинным давлением паров (TVP — theTrueVapourPressure), которое позволяет оце­нить способности вещества выделять газ (пар) и определить степень летучести. Большое давление (упругость) паров способно деформировать грузовые танки, создает угрозу разрушения судовых Конструкций и систем. Повышенная испаряемость способствует образованию взрывоопасных смесей углеводорода с воздухом и отрица­тельно влияет на интенсивность выгрузки в ее заключительной стадии, т. к. насос соз­дает разряжение во всасывающим трубопроводе, которое приводит к более интенсив­ному испарению, в результате чего откачивается газожидкостная смесь, при этом на­сос работает в режиме кавитации, производительность его падает.

Токсичность — способность некоторых химических соединений и веществ оказы­вать вредное действие на организм человека, животных и растений. Многие наливные грузы, особенно смесь их паров с воздухом оказывают ядовитое действие на человека. Степень токсичности зависит от концентрации вещества в воздухе (мг/м3) и времени пребывания человека в загазованной среде. Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны — это концентрация, которая не может вызвать забо­леваний или отклонений в состоянии здоровья человека в процессе работы всего тру­дового стажа и не окажет последствий в отдаленные сроки жизни настоящего и после­дующего поколений.

Коррозийность. характеризует химическое взаимодействие грузов с материалом стенок бункеров. Коррозия от воздействия наливных грузов зависит от наличия в них кислот, щелочей, сернистых соединений и других химически активных соедине­ний. Интенсивность коррозии увеличивается с ростом влажности газового пространства (подпалубное пространство). Коррозия влияет на качество груза (вредные примеси) и на интенсивность износа корпуса судна.

Содержание воды и механических примесей. Обводненность наливных грузов регламентируется стандартами и техническими условиями. Их наличие отрицательно влияет на качество груза, затрудняет грузообработку и уменьшает количество груза. Многие вообще не допускают наличие воды. Некоторые наливные грузы (масла, «тем­ные» нефти) при наличии воды образуют эмульсии повышенной вязкости, которые затрудняют зачистку и мойку танков.

Электризация — опасное свойство наливных грузов, способных аккумулировать заряды статического электричества. К таким грузам относятся грузы, у которых элек­тропроводность менее 50 пико Сименс/метр (пСм/м). Заряды статического электричества образуются на поверхности неоднородных ма­териалов при их контакте и последующем разъединении, при этом один из материалов должен быть диэлектриком. Разряд статического электричества в смеси паров углево­дорода с воздухом способен вызвать взрыв и пожар. Опасное накопление зарядов статического электричества происходит в процессе интенсивного разделения ранее контактирующих неоднородных материалов. На тан­керах наиболее опасная разность потенциалов статического электричества образуется:

· при прохождении жидкости по трубопроводу или через металлические фильтры;

· при осаждении в жидкости твердых частиц (ржавчины) или капель воды;

· при выбросе из сопла мелких частиц и капель во время вентилирования и пропаривания танков;

· при всплеске жидкости и образовании брызг в начальный период заполнения танка или при ударе струи воды во время мойки танков;

· при трении синтетических полимеров и последующем их разъединении. Большая разность потенциалов приводит к образованию электростатического поля во всем пространстве танка, например, заряд на заряженном жидком нефтепродукте в танке образует электростатическое поле во всем танке как в пространстве, заполнен­ном жидкостью, так и над ним;

· заряд водного тумана, образовавшийся во время мойки танка, создает поле во всем пространстве танка.

Величина заряда статического электричества зависит от состояния поверхности трубопроводов, обводненности и загрязнения груза различными примесями, состояния атмосферного воздуха и может достигать до 350 тыс. вольт. Разряд такого потенциала может вызвать искру и повлечь за собой взрыв или воспламенение огнеопасных гру­зов. Чтобы предупредить скопление статического электричества необходимо, чтобы корпус, приемный трубопровод танкера составляли единую, электрически непрерыв­ную заземленную цепь с береговыми коммуникациями.

Помимо этого проводится ряд мероприятий по защите от статического электри­чества:

· в наливные грузы, аккумулирующие заряды статического электричества, добав­ляются присадки, повышающие электропроводность груза;

· ограничивают первоначальную и максимальную скорость налива груза;

· ограничивают производительность моечных машинок;

· погрузку/выгрузку и перекачку из одних танков в другие разрешается произво­дить только через грузовые трубопроводы, т. е. «закрытым способом»;

· замеры уровня груза в танке и отбор проб производится после стабилизации нефтепродуктов, т. е. через определенный промежуток времени.

Огнеопасность наливных грузов. Огнеопасность наливных грузов характеризу­ется температурой вспышки, температурой воспламенения, температурой самовос­пламенения, взрывоопасностью. В соответствии с ГОСТ 12.1.017-80 все вещества подразделяются на:

· легковоспламеняющиеся вещества — способные воспламеняться от кратковре­менного источника с низкой энергией;

· вещества средней воспламеняемости — способные воспламеняться от длитель­ного воздействия источника зажигания с низкой энергией;

· трудно воспламеняющиеся вещества — способные воспламеняться под воздей­ствием мощного источника зажигания.

Температура вспышки — наименьшая температура, при которой смесь паров жидкости с воздухом вспыхивает при поднесении к ней пламени. В природных условиях достаточное количество паров, которое необходимо для вспышки, могут выделить углеводородные жидкие вещества с низкой температурой кипения, т. е. «летучие» жидкости. «Летучими» являются углеводородные жидкие вещества с температурой вспышки менее 60 °С в закрытом тигеле, т. е. легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ). ЛВЖ, в соответствии с классификацией ООН, относятся к третьему классу опасных грузов. К «нелетучим» относятся углеводородные жидкие вещества с температурой вспышки выше 60 °С. При наливе таких грузов их температура должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 5 °С, в противном случае этот груз необходимо относить к ЛВЖ.

Классификация ЛВЖ:

· первая категория — особо опасные ЛВЖ, имеющие температуру вспышки менее (t-18°С);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

· вторая категория — постоянно опасные ЛВЖ, имеющие температуру вспышки от t-18°Сдо t+23°С;

· третья категория — постоянно опасные при повышении температуры ЛВЖ, имеющие температуру вспышки от t +23 °С до t +60 °С.

Температурой воспламенения называется наименьшая температура, при кото­рой пары не только вспыхивают при поднесении огня, но пары выделяются с доста­точной скоростью и в достаточном количестве для поддержания раз начавшегося горения. Температура воспламенения как правило на 25-30 °С выше температуры вспышки.

Температура самовоспламенения — это температура, при которой пары жидко­сти воспламеняются от нагревания без поднесения пламени. Температура самовоспла­менения является основной характеристикой огнеопасности для неорганических хи­мических наливных грузов.  Температура вспышки, воспламенения и самовоспламенения находятся в тесной зависимости от температуры упругости (давления) паров. Чем выше температура уп­ругости паров, тем выше указанные температурные величины.

Взрываемость углеводородных паров характеризуется процентным содержанием их в воздухе (смесь паров с воздухом), при которых данная смесь не только вспыхива­ет, но и взрывается.

· НПВ — нижний предел взрываемости— наименьшее содержание паров груза в воздухе, при котором может произойти взрыв.

· ВПВ — верхний предел взрываемости — это наибольшая концентрация паров гру­за в воздухе, при которой может произойти взрыв.

Взрывоопасная атмосфера в грузовых танках создается при содержании углеводо­родов в процентах по объему от 1,5% (НПВ) до 11,5% (ВПВ) и при содержании кисло­рода более 11% по объему. Предельно допустимой концентрацией паров и газов в воздухе при необходимости работать с применением огня следует считать концентрацию, которая не превышает 5% от величины НПВ данного пара или газа в воздухе. Танк считается дегазированным, если концентрация паров или газов составляет не более 50% от НПВ.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислить мероприятия по защите от статического электричества

2. Какие свойства наливных грузов затрудняют грузообработку

3.Как определить степень токсичности наливных грузов

Вернуться в содержание.


 

 

тема 29. Плотность наливных грузов

Плотность — отношение массы вещества к единице объема. За единицу плот­ности принимают количество килограммов вещества в одном кубическом метре (кг/м3). Плотность жидкости зависит от температуры и атмосферного давления. Атмосферное давление учитывается только при перевозке сжиженного газа, при перевозке других наливных грузов давлением можно пренебречь, учитывая только температуру. Чем выше температура жидкости, тем меньше ее плотность, т. к. при нагревании вещества увеличивают свой объем. Поэтому при определении плотно­сти наливного груза с помощью ареометра необходимо всегда указывать темпера­туру, при которой производилось измерение плотности. Плотность жидкости обо­значают — р.

Относительная плотность — это отношение массы жидкости в единице объема при определенной температуре к массе пресной воды в том же объеме при определенной температуре.

Стандартная плотность. В России за единицу стандартной плотности принята плотность одного кубомет­ра пресной воды при температуре 4°С, равная массе 1000 кг.

В грузовых документах на наливной груз указывается паспортная плотность.

Паспортная плотность — это отношение массы одного кубометра жидкости при температуре 20°С к стандартной плотности. Паспортная плотность обозначается р

Действительная плотность. С помощью плотности определяется масса груза путем умножения объема груза на плотность. Как известно, с изменением температуры изменяется плотность жидкости, поэтому для определения действительной плотности при данной температуре необхо­димо произвести расчет, воспользовавшись следующей формулой:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

где: р' — действительная плотность груза при данной температуре; t° — фактическая температура груза; р20'4 — паспортная плотность груза; λ — поправка на плотность груза при изменении его температуры на 1°С, выбирается из специальной таблицы.

Плотность и температуру наливного груза определяют путем отбора проб груза и измерением параметров средних проб, взятых из каждого танка на нескольких уровнях. Если приборы для определения плотности градуированы не по стандарту, при­нятому в России, необходимо произвести пересчет показаний к стандартной плотно­сти.

Пересчет показаний пикнометров[51], градуированных при температуре 20°С и отне­сенных к плотности воды при температуре 20°С, производится по формуле:

р =0,99823d(20/20),

Пересчет плотности жидкого груза, определенный при температуре 15°С и отне­сенный к плотности воды при температуре 15°С, производится по формуле:

р20 = 1,00564 41d(15/15) -0,00908,

В Великобритании стандартной считается плотность при 15,6 °С, или 60 °F, т. е. d(60/60). Перевод ее в стандартную плотность, принятую в России, производится по формуле:

р = 1,00477d/(60/60),

Чтобы определить массу груза, имеющего плотность, показанную в одной систем, необходимо перевести эту плотность в отечественной стандарт (р ), затем ввести поправки на плотность при данной температуре ( ), и определить:

Q=W р1

где: Q — масса груза, кг; W — объем груза, м3 — определяется по счетчику или калиб­ровочным таблицам танков; р' — плотность груза при данной температуре, кг/м3.

Следует иметь в виду, что в основном ошибки, связанные с недостачей груза, происходят из-за неточности перехода с одной системы подсчета количества груза на другую, а также использования разных систем измерения количества груза при приеме и его сдаче: длинные тонны, метрические тонны, гросс и нет баррели, кило­граммы и т. д;

Способы контроля взрывоопасного и противопожарного режима на танкерах. Пожарная опасность легковоспламеняющихся и горю­чих жидкостей характеризуется пределами взрываемости их паров в воздухе.

Пределы взрываемости паров нефтепродуктов в воздухе могут быть выражены ли­бо температурой жидкости — температурные пределы, либо концентрациями паров — концентрационные пределы.

Для закрытых емкостей нефтеналивных судов, где образуются концентрации паров нефтепродуктов в насыщенном состоянии, на практике удобнее пользоваться темпера­турными пределами взрываемости.

При пользовании температурными пределами достаточно замерить температуру паров нефтепродуктов и иметь данные по температурным пределам взрываемости нефтепродуктов.

Для контроля открытых емкостей и помещений (грузовые танки после выгрузки нефтепродуктов, машинные и помповые отделения, сухогрузные трюмы, каюты и дру­гие помещения), где могут образоваться пары нефтепродуктов в насыщенном состоя­нии, нужно пользоваться только концентрационными пределами взрываемости.

При пользовании концентрационными пределами взрываемости необходимо отби­рать пробы смеси паров с воздухом и производить их анализ с помощью газоанализа­торов, сопоставляя полученные данные с таблицами.

При перевозке нефтепродуктов на танкерах пользование температурными преде­лами взрываемости позволяет достаточно быстро и точно определить взрываемость смеси паров нефтепродуктов с воздухом в закрытых танках, груженых нефтегрузами, и принимать соответствующие меры предосторожности.

Практическое применение температурных пределов взрываемости при перевозке нефтепродуктов на танкерах приведено в следующих примерах.

Пример 1. Танкер, груженый тракторным керосином с плотностью 0,819 и темпе­ратурой вспышки +28 °С, совершает рейс в широтах с температурой воздуха +30 °С и температурой забортной воды +18 °С.

Из табл. 1, п. 10, находим, что нижний температурный предел взрываемости дан­ного керосина составляет +26 °С, а верхний — +65 °С. Таким образом, при температу­ре воздуха +30 °С насыщенные пары керосина в подпалубном пространстве танков образуют с воздухом взрывоопасную смесь.

Поэтому целесообразно в данных условиях рекомендовать охлаждение палубы за­бортной водой ниже +26 °С.

Пример 2. Танкер, груженый нафталигроином (каталитический) с температурой вспышки +41 °С, совершает рейс в южных широтах при температуре воздуха +43 °С.

Из таблицы, п. 13, находим, что температурные пределы взрываемости для нафталигроина составляют: нижний +36 °С, верхний +71 °С-

Таким образом, при температуре воздуха +43 °С насыщенные пары нафталигроина в палубном пространстве танкера образуют с воздухом взрывоопасную смесь.

Поэтому, несмотря на то, что нафталигроин в обычных условиях относится к неле­тучим нефтепродуктам, необходимо в приведенных нами условиях на танкере ввести противопожарный режим, как для судна, перевозящего летучие нефтепродукты.

Пример 3. Танкер после выгрузки бензина был загружен мазутом марки 40. При этом в общем объеме груза бензин составляет 3%, а мазут — 97%. Танкер совершает рейс из южных широт при температуре +36 °С в северные широты с температурой воздуха +18 °С.

Из таблицы, п. 21, находим, что смесь, состоящая из 97% мазута и 3% бензина, имеет температурные пределы взрываемости: нижний +30 °С, верхний +75 °С.

Поэтому при плавании в южных широтах при температуре +34 °С пары мазута с бензином в смеси с воздухом образуют в танках взрывоопасную смесь, и в соответст­вии с этим необходимо ввести для судна режим перевозки летучих нефтепродуктов.

Таблица 1

Нефтепродукт

Плотность при 20 °С

Температура самовоспла­менения паров в воздухе (ме­тод «капли»)

Температура вспышки °С

Температурные пределы взрываемости насыщенных паров в воздухе. "С

нижний верхний
1 . Бензин авиаци­онный (ГОСТ 1012-72) Б 100/130 0.728 474 -34 -34 -4
10. Керосин трак­торный 0.819 260 28 26 65
13. Нафталигроин (каталитический) 0,861 455 41 36 71
21. Мазут (97%) + бензин (3%) 0.925 30 30 75
22. Нефть Кардакская 0,831 320 -21 -21 49

Вопросы для самоконтроля

1. Из за каких ошибок возможна недостача грузов

2. Какой параметр изменяется при изменении температуры жидкости

3. Учитывается ли атмосферное давление при определении плотности груза

Вернуться в содержание.


тема 30. Эксплуатация нефтеналивного танкера

Под эксплуатацией танкера понимаются следующие этапы его работы: подготовка танкера к погрузке, погрузка танкера, контроль в рейсе за параметрами груза, выгрузка танкера, балластный переход, зачистка и мойка танков, дегазация.

В целях безопасности танкера, сохранности груза и предотвращения загрязнения моря все этапы работы танкера строго регламентированы международными, национальными правилами, рекомендациями, отступления от которых недопустимы.

Технико-эксплуатационные характеристики танкера. (ТЭХ). ТЭХ — опреде­ляют степень приспособленности и пригодности судна к транспортировке определен­ных видов груза.

При заключении Договора о морской перевозке груза фрахтователя интересуют следующие ТЭХ танкера, которые ему обязан представить судовладелец:

· класс танкера: район плавания, ледовый класс, категория танкера и его класси­фикация;

· линейные размерения, максимальная осадка, расстояние от носа судна до центра манифольда (ВСМ — BowCenterManifold), от киля до топа мачты (КТМ — KeelTopMast);

· водоизмещение, дедвейт, грузовместимость, удельная грузовместимость, число тонн на 1см осадки;

· количество грузовых танков, наличие защитного покрытия в танках и наимено­вание грузов, которые в них перевозились в последних двух-трех рейсах;

· система грузовых магистралей, диаметр трубопроводов, допустимое давление в магистрали;

· наличие секущих клинкетов, шлангоподъемник и его грузоподъемность;

· тип и количество грузовых насосов, их производительность, расход топлива на работу насосов;

· наличие системы подогрева в танках и ее производительность;

· наличие системы инертных газов;

· наличие танков изолированного балласта, наличие системы мойки сырой неф­тью;

· тип и мощность главного двигателя, скорость танкера, род и расход топлива на ходу в сутки. Обычно скорость танкеров не превышает 13-15 узлов.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 362.