Зерно, семена культурных растений, сорняки и различные микроорганизмы, образующие в целом зерновую массу, при перевозке проявляют жизнедеятельность в форме газообмена (дыхания). B результате этого, из атмосферы трюмного воздуха поглощается кислород, а в окружающее пространство выделяется углекислый газ
Концентрация углекислого газа в грузовом помещении может достигнуть опасных для человеческого организма пределов. Кроме того, для уничтожения сельскохозяйственных вредителей зерновые грузы обрабатываются ядохимикатами: бромистым метилом, малатионом (карбофосом), препаратом«80:20» (четыреххлористый углерод 82,82% и сероуглерод 16,41%), четыреххлористым углеродом, сероуглеродом. Учитывая реальную опасность для членов экипажа, которая может сложиться в процессе перевозки, ниже приводятся выдержки из Технических условий перевозки зерна
1. Перед погрузкой судовая администрация обязана получить от грузоотправителя сертификат о характере предшествующей обработки (фумигации) зерна ядохимикатами или отсутствии таковой.
2. При фумигации зерна непосредственно на судне следует потребовать от производителя работ данные об использованных фумигантах и инструкцию по технике безопасности
для членов экипажа.
3. Ha переходе при перевозках зерна вход людей в грузовые трюмы разрешается только в кислородных изолирующих приборах с соблюдением правил техники безопасности (наличие страхового конца у работающего в трюме и члена экипажа, обеспечивающего наблюдение за работающим).
4. Перед началом выгрузки грузовые помещения должны быть тщательно провентилированы путем открытия люковых закрытий в течение на менее 2 ч ввиду возможного скопления в подпалубном пространстве углекислого газа, остатков фумигантов и пониженного содержания кислорода.
5. Допуск людей без индивидуальных средств защиты в грузовые помещения, загруженные зерном, разрешается, если: концентрация СО2 в подпалубном пространстве не более 0,5% и содержание кислорода не менее 16%; зерно обработано бромистым метилом — при концентрации фумиганта до 0,0000075%; зерно обработано препаратом «80:20»— при концентрации четыреххлористого углерода до0,00015% и сероуглерода до 0,000075%; зерно обработано малатионом — при концентрации фумиганта до 0,00000375%. Письменное заключение о состоянии воздуха в грузовых помещениях должны выдавать санэпидемстанции или специализированные токсикологические лаборатории.
6. При концентрациях CО2 и фумигантов, превышающих пределы, указанные в п. 5, допуск людей в грузовые помещения может производиться только с использованием индивидуальных средств защиты и соблюдением общих правил по технике безопасности.
7. Предельно допустимая концентрация зерновой пыли, при которой не требуются средства индивидуальной защиты, составляет 2.0мг/м; при концентрации до 20 мг/м3 обязательно применение респиратора «Лепесток», а при более высокой концентрации в качестве защитного прибора должен использоваться шланговый или изолирующий противогаз.
Концентрацию пыли определяют и контролируют представители портовых подразделений охраны труда и техники безопасности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислить физические и биологические свойства зерновых грузов.
2. Дать определение скважистости, плотности, сыпучести
3. Последствия повышения температуры зерна выше 50 ºC.
4. Последствия изменения влажности зерна.
5. Технические условия при перевозки зерна в целях безопасности экипажа.
Вернуться в содержание.
тема 23. Остойчивость судов, перевозящих зерно навалом. Загрузка судна и методы крепления зерна в грузовых помещениях
Учитывая возможность смещения зерна в процессе перевозки, Правила Регистра, разработанные с учетом требований гл. VI Конвенции СОЛАС—74, предусматривают, что судно, перевозящее зерно и другие сыпучие грузы с удельным погрузочным объемом более 1,0 м3/т, должно принимать меры к предотвращению смещения груза или снижению его опасного влияния. Правила регламентируют требования к статической и динамической остойчивости судов. B качестве мер, предотвращающих подвижку груза, предусматривается установка продольных переборок (шифтинг - бордсов[45]), питателей[46] или крепление поверхности груза одним из рекомендованных методов.
Загрузка судна зерном нормируется в зависимости от степени заполнения грузового помещения. Существует понятие «заполненный отсек» и «частично заполненный отсек». Термин «заполненный отсек» относится к любому отсеку, в котором уровень зерна после загрузки и штивки достигает максимально возможной высоты. Под «частично заполненным отсеком» понимается загрузка не на максимально возможную высоту.
Очень важно правильно производить загрузку судна, чтобы свести к минимуму влияние на остойчивость смещение зерна, следует производить соответствующую его штивку[47] в грузовых помещениях. B любом заполненном отсеке зерно должно быть pacштивано так, чтобы оно в максимальной степени заполнило все пространства под палубами и крышками люков. После загрузки все свободные поверхности зерна в частично заполненных отсеках должны быть выровнены. Исключение может быть сделано только для помещений, которые могут заполняться за счет ссыпания зерна в отсек из питателей с помощью питающих каналов или отверстий в палубах. При погрузке судна обычно все отсеки, за исключением одного, заполняются полностью. Количество груза в частично загруженном отсеке будет зависеть от грузовой марки, которую можно использовать в данном рейсе (зимняя или летняя), наличия судовых запасов, плотности отсыпки зерна и его натурной массы. Если расчеты показывают, что принятый вариант загрузки судна зерном не обеспечивает достаточной остойчивости, то для уменьшения условного кренящего момента может быть выполнено одно из следующих рекомендованных мероприятий:
· установка продольных переборок в диаметральной плоскости (ДП) судна, в трюмах и на твиндеках
· погрузка части груза в мешках,
· крепление поверхности зерна методом «бандлинг»,
· крепление поверхности зерна методом «стропинг»
Продольные переборки в трюмах могут быть постоянными или разборными. B качестве материала для переборок могут быть использованы сталь, легкие сплавы или дерево, включая фанеру, изготовленную на водостойком клее.
B полностью заполненном отсеке, если необходимо, переборки устанавливаются на всю высоту от палубы до палубы. Если переборки устанавливаются в частично заполненном отсеке, то они должны возвышаться над уровнем поверхности зерна на 1/8 максимальной ширины отсека и на такое же расстояние углубляться под поверхность зерна.
Продольные переборки в районе люков могут быть заменены «блюдцем. Для этого в просвете люка делается углубление, которое заполняется зерном в мешках. Глубина укладки зерна в мешках зависит от ширины судна: при ширине судна не более 9,1 м—глубина укладки 1,2 м, при ширине судна 18,3 м и более глубина укладки 1,8 м. Промежуточные значения рассчитываются методом интерполяции. B частично заполненном трюме поверхность зерна может быть закреплена методом укладки груза поверх зерна, для чего на поверхности зерна делается настил, а затем на настил укладывается зерно в мешках на высоту 1,2 м или иной груз, создающий давление 1 т/м2. «Блюдце» может быть заполнено зерном, засыпанным в специальный пакет, называемый «бандлинг».Устройство «бандлинга» должно удовлетворять определенным требованиям: на поверхность зерна, разровненного по форме блюдца, должна быть уложена ткань или иной разделительный материал и снабженный соответствующими средствами для крепления сверху; «блюдце» должно быть заполнено зерном насыпью, а края разделительного материала завернуты с расчетом перекрытия всего «блюдца» и закреплены.
Для устройства «бандлинга» может быть использована ткань, но при этом должны быть приняты дополнительные меры, обеспечивающие прочность всего устройства «бандлинга». Для этой цели все устройство стягивается найтовами. Расстояние между найтовами не должно превышать 2,4 м. Под найтовы укладывают доски для предохранения материала «бандлинга» от разрыва.
Крепление поверхности зерна в частично заполненных отсеках может производиться методом «стропинг». Для этого необходимо: поверхность зерна разровнять, придав ей слегка выпуклую форму; на поверхность зерна выстилается разделительная ткань — брезент, мешковина или другой равноценный материал. Куски разделительной ткани должны перекрывать друг друга, по меньшей мере, на 1,8 м; поверх разделительной ткани укладываются два сплошных настила из досок. Верхний настил укладывается в продольном направлении. Настилы сшиваются гвоздями между собой. Вместо двух настилов может быть сделан один настил из досок, который скрепляется при помощи гвоздей с поперечными лагами. Вдоль лагов натягиваются найтовы из стального троса, цепи или стальной ленты. Найтовы крепятся скобами к судовым конструкциям на 450 мм ниже уровня поверхности зерна. Найтовы должны располагаться на расстоянии не менее 2,4 м друг от друга. При креплении зерна "стропинг - методом" в течение всего рейса найтовы необходимо осматривать и обтягивать по мере усадки зерна.
Если над отсеком, полностью загруженным зерном насыпью, перевозка других грузов не предусматривается, то крышки трюмов должны быть закрыты способом, одобренным Регистром, с учетом возможного противостояния давления зерна снизу. После окончания загрузки судно не должно иметь крена.
Вопросы для самоконтроля
1. Дать определение метода «бандлинг»
2. Дать определение метода «стропинг»
3. Дать определение метода «блюдце»
Вернуться в содержание.
ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ.
тема 24. Виды опасности и нормативные документы, регламентирующие перевозку опасных грузов
К опасным грузам относятся вещества и предметы, которые обладают опасными свойствами и в силу этого требуют при их транспортировке и хранении соблюдения особых мер предосторожности.
К числу опасных свойств грузов, требующих принятия мер предосторожности, относятся: взрывоопасность, огнеопасность, ядовитость (токсичность), инфекционная, радиационная опасность, окислительное действие и коррозийность.
Взрывоопасными называются вещества, соединения и смеси, которые под воздействием какого-либо импульса способны к быстрому, самораспространяющемуся взрыву или горению. Взрывоопасное вещество отличается от взрывчатого тем, что ему для такого химического превращения требуется, как правило, присутствие кислорода воздуха, в то время как для реакции взрывчатых веществ присутствие кислорода необязательно. В процессе перегрузки и перевозки взрывоопасными могут оказаться пары или пыль некоторых веществ, причем импульсом для их взрыва может оказаться открытый источник пламени. (аммиачная селитра или удобрения, содержащие в своем составе аммиачную селитру). Наиболее опасными для перевозчика являются взрывчатые вещества (ВВ). Взрывчатые вещества представляют опасность и в пожарном отношении. Загорание ВВ может произойти и от действия влаги. Некоторые ВВ могут обладать ядовитыми или едкими свойствами.
Огнеопасным считается вещество, способное к возгоранию под действием источника воспламенения или химической реакции.
В зависимости от условий возникновения горения и способности к самоподдерживанию горения вещества разделяют на три группы: горючие, легко воспламеняющиеся и самовозгорающиеся.
1. К самовозгорающимся относятся вещества, которые способны воспламеняться от тепла, выделяющегося в результате химического и физического процессов. Процессу самовозгорания предшествует процесс самонагревания, вызываемый интенсивной жизнедеятельностью микроорганизмов в растительных грузах (копра, хлопок, жмых) при повышении в них влагосодержания.
2. К легко воспламеняющимся относятся вещества, которые при обычной температуре быстро воспламеняются от кратковременного (до 30 с) источника с низкой энергией (пламя спички, искра, тлеющая сигарета).К этой группе относятся жидкости и газы с температурой вспышки меньше 61 °С и твердые вещества с температурой воспламенения до 150 °С.
3. К горючим относятся вещества, которые под воздействием достаточно мощного источника воспламенения способны загореться и поддерживать этот процесс. К ним относятся жидкости с температурой вспышки 61 °С и выше и твердые вещества с температурой самовоспламенения 150 °С и выше.
Процесс воспламенения, который для закрытых грузовых помещений судна часто носит взрывной характер, может иметь место при наличии трех элементов: источника воспламенения, горючего вещества и достаточного количества кислорода. Воспламенение и горение возможно только при определенной концентрации горючего вещества в воздухе.
Ядовитость (токсичность) и инфекционная опасность. В числе грузов, предъявляемых к перевозке, могут оказаться такие, которые представляют непосредственную опасность для жизни и здоровья людей.
В организм человека ЯВ могут попасть тремя путями: при вдыхании (ингаляции), через кожные покровы и при внутреннем введении. Чтобы предотвратить отравление организма человека, необходимо выбрать соответствующие средства защиты. Сила действия ядовитого вещества на организм определяется его токсичностью. В качестве единиц при определении степени токсичности используются величины концентрации ядовитого вещества в воздухе или организме. Концентрация вещества в воздухе выражается количеством миллиграммов вещества на кубометр воздуха, а концентрация вещества в организме выражается в миллиграммах вещества на один килограмм живой массы и называется дозой токсического вещества (Д). Чтобы определить возможность работы с ядовитыми веществами, надо знать два параметра: концентрацию ядовитых веществ в воздухе и предельно допустимую концентрацию (ПДК) т. е. максимальную концентрацию газа, пара или пыли в воздухе, которая переносится человеком без каких либо последствий. Значения ПДК для опасных веществ приведены в Правилах МОПОГ, санитарных правилах.
Инфекционная опасность для экипажей судов может возникнуть при перевозке бактериологических препаратов, животных и сырых животных продуктов.
Окисляющие вещества опасны в пожарном отношении ввиду способности их поддерживать горение или вызывать воспламенение горючих веществ. Сами окисляющие вещества негорючие, но имеют избыток кислорода, который они могут отдавать другим веществам, что способствует поддержанию горения или вызывает горение. В отличие от огнеопасных веществ окисляющие вещества не требуют присутствия кислорода для реакции горения.
Коррозия. При морской перевозке некоторые грузы, например кислоты и щелочи, могут оказать вредное воздействие на металлические конструкций и оборудование судна. Коррозийные вещества могут разрушать металл, стекло, глиняные и кремнистые материалы. Ряд веществ этого класса становится коррозийным только при реакции с водой или выделяемой грузом влагой. Часть едких и коррозийных веществ при соприкосновении с бумагой, хлопком, соломой, измельченной древесиной, жирами и маслами могут вызвать самовозгорание.
Радиационная опасность возникает в результате воздействия ионизирующих альфа-, бета-, гамма- рентгеновских и нейтронных излучений.
Опасные свойства грузов требуют четкой регламентации условий перевозки, особенно на судах морского флота, где в силу специфики транспортных средств в одном грузовом помещении приходится размещать большое количество грузов с различными свойствами. Регламентация перевозки опасных грузов производится как путем разработки международных соглашений, так и национальных правил.
Перевозка опасных грузов на судах морского флота должна производиться с соблюдением требований следующих нормативных документов:
1. Международный кодекс морских перевозок грузов (МК МПОГ) с добавлением (аварийной карты -АвК и РПМП) и поправками 28-96 и 29-98 к МК МПОГ.
2. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974 г. (Консолидированный текст КонвенцииСОЛАС-74, 1993). С поправками по состоянию на 6 июня 1996 г.;
3. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов, 1973/78 (МАРПОЛ-73/78): книга 1 современный текст положений» статей, протоколов и пяти приложений МАРПОЛ-73/78; книга И — толкование правил Приложений к Конвенции, руководства и наставления;
4. Рекомендации по безопасной транспортировке опасных грузов и связанной с этим деятельностью в портах, 1995 г. (ИМО);
5. Кодекс безопасной практики перевозки твердых навалочных грузов, 1991 г. Поправки 1992 г. (Кодекс НГ);
6. Кодекс безопасной перевозки отработавшего ядерного топлива плутония и высокорадиоактивных отходов в контейнерах на борту судна (Кодекс ОЯТ);
7. Рекомендации ИМО по безопасному использованию пестицидов на судах;
8. Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов. Типовые правила (ST/SG/AC, 10/1/REV. 10);
9. Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ);
10. Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ);
11. Руководство по оказанию первой медицинской помощи (РПМП-MFAG).
Вопросы для самоконтроля:
1. Описать свойство «огнеопасность»
2. Чем отличается взрывчатые от взрывоопасных свойств?
Вернуться в содержание.
тема 25. Классификация опасных грузов
Исходя из рассмотренных выше свойств опасных грузов и в целях их систематизации в соответствии с правилами гл. VII Конвенции СОЛАС-74, они были разбиты на классы.
Классификация опасных грузов в Правилах МОПОГ и ГОСТ — 19433-88 все опасные грузы разбиты на 9 классов и подклассы.
Класс 1. Взрывчатые вещества (ВВ)
· Подкласс 1.1 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой (взрыв массой - это такой взрыв, который практически мгновенно распространяется на весь груз).
· Подкласс 1.2 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой.
· Подкласс 1.3 Вещества и изделия, которые характеризуются пожарной опасностью, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим, но не характеризуются опасностью взрыва массой:
· Подкласс 1.4 Вещества и изделия, представляющие лишь незначительную опасность взрыва в случае воспламенения или инициирования при перевозке. Эффекты проявляются в основном внутри упаковки, при этом не ожидается выброса осколков значительных размеров или на значительное расстояние. Внешний пожар не должен служить причиной практически мгновенного взрыва почти всего содержимого упаковки.
· Подкласс 1.5 Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой, но обладают настолько низкой чувствительностью, что существует очень малая вероятность их инициирования или перехода от горения к детонации при нормальных условиях перевозки.В соответствии с минимальным требованием, предъявляемым к этим веществам, они не должны взрываться при испытании на огнестойкость.
· Подкласс 1.6 Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой. Эти изделия содержат только крайне нечувствительные к детонации вещества и характеризуются ничтожной вероятностью случайного инициирования или распространения взрыва. Опасность, характерная для изделий подкласса 1.6, ограничивается взрывом одного изделия.
Обращение со взрывчатыми веществами и изделиями требует величайшей осторожности. Вещества могут реагировать на удары и толчки. Вещества могут реагировать на повышение температуры. Вещества могут реагировать на образование искр. Подклассы 1.1, 1.2 и 1.3 . Символ (взрывающаяся бомба): черный; фон: оранжевый; цифра "1" в нижнем углу.
Подкласс 1.4- 1.6. Фон: оранжевый; цифры: черные; числовые обозначения должны быть высотой около 30 мм и толщиной около 5 мм (для знака с размерами 100 x 100 мм); цифра "1" в нижнем углу.
К классу 2 относят газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением.
· Легковоспламеняющиеся газы. Символ (пламя): черный или белый; фон: красный; цифра "2" в нижнем углу.
· Невоспламеняющиеся, нетоксичные газы Символ (газовый баллон): черный или белый; фон: зеленый; цифра "2" в нижнем углу.
К классу 3 относят легковоспламеняющиеся жидкости, температура вспышки которых не более 61 °С в закрытом тигле (сосуде).(№ 3) Легковоспламеняющиеся жидкости Символ (пламя): черный или белый; фон: красный; цифра"3" в нижнем углу. К классу 3 относятся и жидкие вещества и твердые вещества в расплавленном состоянии с температурой вспышки выше 61°C, которые предъявляются к перевозке или перевозятся в горячем состоянии при температуре, равной их температуре вспышки или превышающей ее, а также жидкие десенсибилизированные взрывчатые вещества - взрывчатые вещества, растворенные или суспендированные в воде или других жидких веществах для образования однородной жидкой смеси с целью подавления их взрывчатых свойств. Веществами класса 3 считаются газойль, дизельное топливо и (легкое) печное топливо с температурой вспышки выше 61°C, но не выше 100°С.
К классу 4 относят легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества и вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
· (№ 4.1) Легковоспламеняющиеся твердые вещества: Символ (пламя): черный; фон: белый с семью вертикальными красными полосами; цифра "4" в нижнем углу.К классу 4.1 относятся легковоспламеняющиеся вещества и изделия, десенсибилизированные[48] взрывчатые вещества, являющиеся твердыми веществами.
· (№ 4.2) Вещества, способные к самовозгоранию. Символ (пламя): черный; фон: верхняя половина белая, нижняя – красная; цифра "4" в нижнем углу. • Пирофорные вещества - вещества, включая смеси и растворы (жидкие или твердые), которые даже в малых количествах воспламеняются при контакте с воздухом в течение пяти минут. Эти вещества класса 4.2 наиболее подвержены самовозгоранию; • Самонагревающиеся вещества и изделия - вещества и изделия, включая смеси и растворы, которые при контакте с воздухом без подвода энергии извне способны к самонагреванию. Эти вещества воспламеняются только в больших количествах (килограммы) и лишь через длительные периоды времени (часы или дни). Причиной самонагревания этих веществ, приводящего к самовозгоранию, является реакция вещества с кислородом (содержащимся в воздухе), при которой выделяемое тепло не отводится достаточно быстро в окружающую среду. Самовозгорание происходит тогда, когда скорость образования тепла превышает скорость теплоотдачи и достигается температура самовоспламенения.
· (№ 4.3) Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой Символ (пламя): черный или белый; фон: синий; цифра "4" в нижнем углу. К классу 4.3 отнесены вещества, которые при реагировании с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы, способные образовывать с воздухом взрывчатые смеси, а также изделия, содержащие такие вещества. Некоторые вещества при соприкосновении с водой могут выделять легковоспламеняющиеся газы, способные образовывать взрывчатые смеси с воздухом. Такие смеси легко воспламеняются от любых обычных источников зажигания, например открытого огня, искр слесарных инструментов или незащищенных электрических ламп. Образующиеся в результате этого взрывная волна и пламя могут создать опасность для людей и окружающей среды.
К классу 5 относят окисляющие вещества и органические пероксиды, т. е. вещества, выделяющие кислород, вызывающие самовозгорание горючих веществ или образующие с другими веществами взрывчатые смеси.
· (№ 5.1) Окисляющие вещества. Символ (пламя над окружностью): черный;
фон: желтый; цифры "5.1" в нижнем углу.
К классу 6 относят ядовитые и инфекционные вещества.
(№ 6.2) Инфекционные вещества. Символ (три полумесяца, наложенные на окружность) и надписи: черные; фон: белый; цифра "6" в нижнем углу. В нижней половине знака могут иметься надписи "ИНФЕКЦИОННОЕ ВЕЩЕСТВО" и "в случае повреждения или утечки немедленно уведомить органы здравоохранения". К классу 6.2 отнесены инфекционные вещества. Инфекционные вещества - это вещества, о которых известно или имеются основания полагать, что они содержат патогенные организмы.
К классу 7 относятся радиоактивные материалы (РМ.
Дополнительные опасности: вещества могут быть самовоспламеняющимися, вести к воспламенению, могут быть коррозионными, могут вести к освобождению тепловой энергии. Возможный ущерб от воздействия лучевого излучения: ожоги, нарушения иммунной системы, изменения состава крови, выпадение волос, раковые заболевания, лейкемия, генетические нарушения, проявляющиеся у потомства, смерть. Безопасность перевозок достигается тщательным соблюдением всех требований, предъявляемых к перевозке радиоактивных материалов.
К классу 8 относят едкие вещества или их водные растворы, которые при непосредственном контакте вызывают видимый некроз кожной ткани животных (белых крыс) за период не более 4 ч, и (или) коррозионные вещества и их водные растворы, вызывающие коррозию стальной (сталь марки СтЗ) или алюминиевой (алюминий марки А6) поверхности со скоростью не менее 6,25 мм в год при температуре 55 "С. (№ 8). Символ (жидкости, выливающиеся из двух пробирок и поражающие руку или металл): черный; фон: верхняя половина белая, нижняя – черная с белой каймой; цифра "8" белая в нижнем углу. К классу 8 отнесены вещества и изделия, содержащие вещества этого класса, которые в силу своих химических свойств воздействуют на эпителиальную ткань - кожи или слизистой оболочки - при контакте с ней или которые в случае утечки или просыпания могут вызвать повреждение или разрушение других грузов или транспортных средств, а также могут создать другие виды опасности. Название этого класса охватывает также другие вещества, которые образуют коррозионную жидкость лишь в присутствии воды или которые при наличии естественной влажности воздуха образуют коррозионные пары или взвеси.
К классу 9 относят грузы, не отнесенные к классам 1-8. (№ 9) Символ (семь вертикальных полос в верхней половине): черный; фон: белый; подчеркнутая цифра "9" в нижнем углу.
Маркировка опасных грузов.
Кроме обычной маркировки, предусмотренной для генеральных грузов, опасные грузы должны иметь специальную маркировку (знаки опасности), которая указывает вид и степень опасности при помощи цветных ярлыков и символов. Эти ярлыки и знаки должны быть не менее 100x100 мм, за исключением упаковок малых размеров, для маркировки которых допускается использование ярлыков меньших размеров.
Кроме знаков опасности предусмотрена система предупредительных знаков, например «загрязнитель моря», «повышенная температура» и «предупреждение о фумигации».
Порядок нанесения специальной маркировки на опасные грузы следующий;
Каждое грузовое место должно иметь четкое наименование упакованного груза в соответствии с номером ООН. Способ нанесения марок опасности должен быть таким, что бы информация оставалась различимой после пребывания в морской воде в течение трех месяцев. Марки опасности на контейнерах, цистернах, крупногабаритных местах и автоцистернах должны находиться, по крайней мере, на четырех сторонах.
Если грузовое место содержит вещество с низкой степенью опасности и это указано в индивидуальной карточке, то оно может освобождаться от требования нанесения знаков опасности, но в этом случае на грузовом месте должна быть марка, указывающая класс груза, например, «класс 9».
Ярлыки опасности наносят: на упаковку, имеющую форму параллелепипеда, — на трех поверхностях (боку, торце, верху); на бочках и барабанах — на одном из днищ с двух противоположных сторон (на обечайке); на кипах — на боковой и торцовой поверхностях; на мешках — у мест ушивки с двух сторон; на баллонах, корзинах, бутылях и т. д. — в наиболее удобном месте.
Если груз обладает несколькими видами опасности, то на упаковке или контейнере наносят знаки, указывающие все виды опасности. Знаки опасности наносят перед манипуляционными знаками, предусмотренными требованиями ГОСТ 14192-77.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чтобы определить возможность работы с ядовитыми веществами, какие параметры надо знать:
2. Какой класс опасных грузов обозначается символом «пламя черного цвета на фоне: верхняя половина белая, нижняя – красная»
3. К какому классу относятся Инфекционные вещества
Вернуться в содержание.
тема 26. Подготовка опасных грузов к перевозке
В процессе подготовки опасных грузов к перевозке можно выделить три этапа: упаковка груза, маркировка и оформление грузовых документов. Требования к таре и упаковке опасных грузов регламентированы в Международном морском судоходстве главой VII Конвенции СОЛАС-74, МК МПОГ, а при экспортных и каботажных перевозках Правилами МОПОГ и ГОСТ 26319:
В зависимости от вида плавания, в котором осуществляется перевозка опасных грузов, надлежит руководствоваться требованиями тех или иных нормативных документов, однако можно сформулировать общее требование к таре и упаковке, которое необходимо соблюдать независимо от вида перевозок. К числу общих требований относятся следующие:
- упаковка опасных грузов должна быть качественной и находиться в хорошем состоянии;
- упаковка должна быть такого типа, чтобы внутренняя поверхность, с которой соприкасается или может соприкасаться упаковываемое вещество, не поддавалась бы воздействию этого вещества;
- тара должна противостоять обычному риску, связанному с обращением и перевозкой их по морю.
- Если для упаковки сосудов с жидкостью используется поглощающий или прокладочный материал, то такой материал должен:
o сводить к минимуму опасность, которую может вызвать эта жидкость;
o быть так расположен, чтобы мог предотвратить перемещение сосуда и чтобы сосуд был всегда окружен им;
o быть в таком количестве, чтобы поглощать жидкость в случае повреждения сосуда, насколько это практически возможно.
Тара для перевозки опасных грузов должна изготовляться из прочных влаго и водонепроницаемых материалов. Согласно Правилам МОПОГ, под прочным понимается такой материал, который не разрывается при нормальных условиях перегрузки, перевозки и хранения. Материал, применяемый для изготовления тары, должен быть инертным по отношению к опасным грузам либо иметь в местах соприкосновения покрытие из инертных материалов. Пластмассовая тара должна быть изготовлена из материала, непроницаемого для содержимого груза.
При упаковке используют прокладочный материал, которым заполняют внутреннее пространство упаковки. Он предназначен для предотвращения дальнейшего растекания вещества при повреждении упаковки.
Согласно Правил, при перевозке опасных грузов могут быть использованы следующие виды тары и типы упаковок: мешки, ящики, Комбинированная упаковка— комбинация упаковок для целей перевозки, состоящая из одной или нескольких единиц внутренней упаковки, вложенных в наружную упаковку, Композитные упаковки — упаковки, состоящие из наружной упаковки и внутреннего сосуда/емкости, сконструированные таким образом, что внутренний сосуд/емкость и наружная упаковка образуют единую упаковку. В собранном виде она остается неделимой единицей, Обрешетки, Барабаны, Канистры, Сосуды/емкости
Грузы, которые могут становиться взрывчатыми при высыхании или опасно взаимодействовать с воздухом, выделять ядовитые, легковоспламеняющиеся, едкие и коррозийные газы и пары, перевозят в герметичной таре.
Грузовые документы. При предъявлении опасных грузов к перевозке должен быть предъявлен комплект документов, который требуется для обычных категорий груза и в дополнение к ним должны быть, согласно требованиям МК МПОГ, представлены следующие данные об опасном грузе:
- надлежащее транспортное наименование;
- класс;
- для газов, обладающих дополнительными видами опасности, информация должна быть расширена указанием этих опасностей путем добавления слова «воспламеняющийся», «окислитель» и/или «коррозионный», соответственно;
- номер ООН, указанный для опасных грузов в МК МПОГ, с буквами «ООН»;
- порожние упаковки, которые содержат остатки опасных грузов, должны указываться внесением слов «порожний неочищенный» или «остаток прошлого содержимого», помещаемых до или после надлежащего транспортного наименования;
- если отходы опасных грузов (за исключением радиоактивных отходов) перевозятся для уничтожения или для обработки до уничтожения, то перед надлежащим транспортным наименованием следует включать слово «отходы»;
- количество и вид грузовых мест и общее количество опасных грузов, на которое составлено описание;
- минимальная температура вспышки, если температура вспышки 61 °С или ниже;
- виды дополнительной опасности, не сообщаемые в надлежащем транспортном наименовании;
- идентификация грузов как «загрязнитель моря»;
- контрольная и аварийная температуры;
Дополнительно могут также включаться другие элементы информации, которые сочтут необходимыми национальные власти порта погрузки.
Документация на опасные грузы, составляемая грузоотправителем, должна дополнительно содержать, или к ней должны прилагаться, свидетельство или декларация о том, что предъявляемый груз может быть принят к перевозке и что он надлежащим образом упакован, маркирован и снабжен знаками опасности и находится в должном состоянии для целей перевозки в соответствий с применимыми правилами. Предлагаемой формой такой декларации является следующая:
«Я настоящим заявляю, что содержимое данной партии груза полностью и точно описано выше надлежащим(и) транспортным(и) наименованием(ями) и что содержимое классифицировано, упаковано, маркировано и снабжено знаками опасности/предупредительными знаками и во всех отношениях находится в должном состоянии для перевозки в соответствии с применимыми международными и национальными правительственными правилами.
Подпись от имени «грузоотправителя»
Подготовка судна к перевозке опасных грузов и размещение груза на судне
Требования к судам, перевозящим опасные грузы, зависят от свойств перевозимых грузов и опасности, которой они обладают по отношению к экипажу, судну, совместно перевозимым грузам и к окружающей среде. В соответствии СОЛАС-74 и Правил МОПОГ, суда, предназначенные к перевозке опасных грузов, должны иметь следующие документы:
- Свидетельство о соответствии конструкции и оборудования требованиям правил 54 главы Н-2 СОЛАС-74 (правило 54: Специальные требования для судов перевозящих опасные грузы). Данный документ выдает Регистр судоходства.
- Технологический акт, устанавливающий степень приспособленности судна к перевозке опасного груза. Акт составляется комиссией, назначаемой руководителем судоходной компании или по поручению судовладельца специализированной организацией Минтранса России. Срок действия акта 4 года. Он является дополнением к Свидетельству.
В соответствии с Технологическим актом все грузовые помещения судна подразделяются на несколько категорий в зависимости от комплекса систем и оборудования. Помимо этого каждому грузовому помещению присваивается буквенный индекс в зависимости от смежности с машинным отделением, с жилыми и служебными помещениями.
· А — грузовое помещение, смежное с машинным отделением и отделенное огнестойкой переборкой А-60[50].
· Б — грузовое помещение смежное с машинным отделением и отделенное огнестойкой переборкой А-0 или А-15 или А-30.
· И — открытые палубы и грузовые помещения, находящиеся в зоне выхлопных газов и искр, закрытые грузовые помещения, чьи вентиляционные отверстия находятся в зоне искр.
· С — грузовые помещения, смежные с жилыми и служебными помещениями.
· Г — для грузовых помещений судов с горизонтальным способом обработки, в которых не обеспечена газонепроницаемость люков и дверей, ведущих в жилые и служебные помещения.
· Т — грузовые помещения, в которых размещены источники тепла без теплоизоляции с температурой более 50 °С, например: паропроводы, танки с подогревом.
Грузовое помещение 1 категории должно иметь следующее оборудование:
- автоматическую систему обнаружения пожара;
- систему орошения или затопления;
- систему дополнительного пожаротушения (СО2);
- систему осушения;
Перед погрузкой опасных грузов грузовые помещения судна должны быть зачищены, промыты и просушены. Особое внимание обращают на чистоту трюмов в том случае, когда в предыдущем рейсе перевозились несовместимые грузы по отношению к данным опасным грузам, или если предполагается перевозка взрывчатых и огнеопасных грузов после выгрузки пылеобразующих грузов, например зерна, угля, жмыха, муки, сахара и т. д. Проверяют наличие рыбинсов на штатных местах, наличие обшивки трубопроводов и выступающих металлических частей в трюме. Крышки льял вскрывают, льялы вычищают, осушительную систему проверяют в работе.
Для контроля концентрации паров и газов в воздушной среде грузового помещения на судах, перевозящих опасные грузы, устанавливается стационарная система газоанализаторов. Если стационарной системы нет, то могут быть использованы переносные газоанализаторы. Тип газоанализатора зависит от анализируемого вещества.
До начала погрузки опасных грузов судовая администрация обязана:
- произвести инструктаж и проверить знания членами экипажа характера опасности и правил обращения с данным опасным грузом, мерах предосторожности, техники безопасности и противопожарной техники и обеспечить их индивидуальными средствами зашиты;
- проверить исправность всех систем пожаротушения и выставить обученную вахту на посты управления Системами пожаротушения; проверить правильность составления грузового плана и утвердить его;
- следить за точным соблюдением технологии погрузочно-разгрузочных работ всеми участниками перегрузочного процесса;
- обеспечить проверку правильности оформления грузовых документов и получение необходимых инструкций от грузоотправителя;
- обеспечить постоянное наблюдение за грузом в процессе перевозки и готовности как экипажа, так и судовых средств к немедленному действию в случае аварийной ситуации.
Капитан лично руководит операциями по ликвидации аварийных происшествий.
Старший помощник капитана совместно со старшим механиком разрабатывают план мероприятий на случай ликвидации аварийных ситуаций и проводят учебные тренировки личного состава. Старший помощник капитана совместно с судовым врачом и специалистами СЭС, до начала погрузки опасных грузов обязаны определить комплекс мероприятий по санитарной безопасности применительно к перевозимым грузам, довести до сведения членов экипажа меры первой медицинской помощи при несчастных случаях, иметь в готовности все необходимые медицинские препараты и средства, следить за соблюдением санитарных правил в жилых и служебных помещениях и быть готовым оказать немедленную медицинскую помощь пострадавшему.
Старший (главный) механик обязан обеспечить готовность судовых систем и средств к борьбе с пожаром или ликвидации последствий аварийных происшествий на протяжении всего рейса. Он лично отвечает за их готовность к немедленному действию.
Грузовой помощник капитана отвечает за правильную приемку, размещение, перевозку и выгрузку опасных грузов. Для этого он обязан:
- проверить список предъявленных к перевозке грузов на предмет возможности их совместной перевозки;
- разработать совместно со специалистами порта, ВОХР и СЭС грузовой план и предъявить его на утверждение капитану;
- изучить все свойства и опасности предъявляемого груза, получить недостающую информацию о грузе у грузоотправителя. На грузовом плане указать, какие грузы и в каком количестве погружены в каждое отдельное помещение, обеспечить полное соблюдение всех требований совместной перевозки опасных грузов;
- следить да выполнением правил погрузки, укладки выгрузки опасных грузов, за состоянием его тары и упаковки, не допускать к погрузке грузовых мест в поврежденной таре или упаковке;
- проверить правильность оформления перевозочных документов, маркировки грузов и соответствия знаков опасности на грузовых местах с указанными в документах.
Все мероприятия, проводимые на судне при подготовке к перевозке опасных грузов, следует оформить приказом капитана по судну с указанием ответственных лиц за их выполнение.
Капитан несет полную ответственность за соблюдение в процессе перевозки всех требований Правил МОПОГ и МК МПОГ, поэтому до начала погрузки он должен проверить готовность судна к перевозке данной категории опасных грузов и наличие исправных средств защиты экипажа от соответствующих видов опасности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Обязанности судовой администрации до начала погрузки
2. Каким документом устанавливается степень приспособленности судна для перевозки опасных грузов
3. В зависимости от чего устанавливаются грузовым помещениям категории.
Вернуться в содержание.
тема 27. Технические условия размещения и перевозки опасных грузов на судах
Получив уведомление о предстоящей перевозке опасных грузов (грузовой список, экспортные поручения, shipping Orders), необходимо проверить соответствие категорий грузовых помещений номенклатуре опасных грузов. На грузы, разрешенные к перевозке на данном судне, необходимо составить Информационные карты.
В разделах 11-19 Правил МОПОГ для опасных грузов с 1-го по 9-й классы соответственно разработаны правила перевозки в которые включены:
- свойства и транспортная опасность;
- требования к упаковке;
- технология перевозки;
- пожарная безопасность и безопасность труда.
Подраздел «Технология перевозки» указывает, что требования по размещению груза на судне, контролю его состояния и режиму вентиляции должны выполняться в соответствии с Картой технологического режима перевозки (КТРП), которые разработаны для каждого класса грузов. Для примера в Приложении № 8.2 приведена карта технологического режима перевозки для опасного груза подкласса 3.3 категории 335.
Номер КТРП определяется при составлении Информационной карты о грузе в графе КТРП/КР. КР указывает категорию размещения груза на судне. В категории грузового помещения указаны грузовые помещения, допустимые для размещения конкретного груза в соответствии с Технологическим актом. При предъявлении к погрузке опасных грузов разной номенклатуры необходимо определить совместимость грузов при совместной их перевозке.
Каждое судно, перевозящее опасные грузы, должно иметь специальную опись опасных грузов или манифест с указанием, в соответствии с принятой классификацией, имеющихся на борту опасных грузов и места их расположения на судне. Вместо специальной описи или манифеста допускается использование подробного грузового плана с указанием класса всех имеющихся на борту опасных грузов и места их расположения на судна. Копия одного из этих документов должна представляться по требованию лицу или организации, назначенным властями государства порта при оформлении отхода судна.
При размещении опасных грузов на судне необходимо учитывать целый ряд требований, установленных Правилами перевозки, а именно:
· вид предъявления груза—тарно-штучный, пакетированный в различные виды УГЕ, загруженный в транспортное средство (вагон или трейлер), навалочный и т. д.;
· тип судна, его конструктивные особенности и степень технического оснащения средствами контроля (температуры, влажности, газового состава воздуха и т. д.) : универсальное, контейнеровоз, роклер, лихтеровоз, балкер.
Каждое судно имеет свои особые характеристики грузовых помещений в зависимости от их удельный грузовместимости, места расположения, наличия и производительности вентиляционной системы и т. д.
Для правильного и наглядного размещения грузов рекомендуется вычертить схему грузовых помещений в двух проекциях (рис. 8.3) и определить их категорию согласно классификации МОПОГ (см. том 1, с. 25). Категория грузовых помещений обозначается специальным кодом.
До начала погрузки судовая комиссия должна определить готовность трюмов и оборудования судна, изучить все виды опасности грузов и определить возможность перевозки данного груза на судне.
Следующим этапом подготовки является составление грузового плана и согласование его со службами порта — пожарно-технической и карантинной. Размещение груза в трюмах производится с учетом возможной совместимости.
Несовместимые опасные грузы в зависимости от возможных условий и результата их взаимодействия должны быть разделены на судне определенным расстоянием, одной или несколькими водонепроницаемыми огнестойкими переборками или палубами либо их комбинацией в зависимости от их конструктивных особенностей.
Условия разделения несовместимых грузов, а также запрещение их совместной перевозки на одном судне, могут быть взяты из таблицы «Условия разделения опасных грузов». Приложение 22, (МОПОГ, том 1, с. 634). Для пользования таблицей необходимо знать цифровые обозначения и термины, характеризующие условия разделения грузов. Для целей разделения несовместимых грузов термины «помещение» и «отсек» означают:
· «помещение» — часть судна, ограниченная водонепроницаемыми огнестойкими стальными переборками, палубами и наружной обшивкой (например, трюм, твиндек, шельтердек, трюм лихтера, установленного на лихтеровозе);
· «отсек» — часть судна, ограниченная наружной обшивкой, верхней палубой и водонепроницаемыми огнестойкими переборками, идущими от днища до верхней палубы* и имеющая автономный грузовой люк.
Для разделения тарно-штучных или пакетированных грузов термины условий разделения означают:
· «вдали от...» (1) — грузы могут размещаться в одном грузовом помещении, при этом расстояние по горизонтали между ними должно быть не менее 3 м;
· «отдельно от...» (2) — грузы должны быть размещены в разных грузовых помещениях, разделенных одной водонепроницаемой огнестойкой переборкой или палубой, или на открытой палубе или в открытом грузовом помещении на расстоянии по горизонтали не менее 6 м между ними. Если разделительная палуба или переборка не является водонепроницаемой, должно применяться условие разделения «через одно помещение от...»;
· «через одно помещение от...» (3) — грузы должны быть размещены в разных грузовых помещениях, разделенных двумя водонепроницаемыми огнестойкими палубами или переборками, или на открытой палубе или в открытом грузовом помещении грузы должны быть разделены расстоянием по горизонтали не менее 12м;
· «через отсек от...» (4) — грузы должны быть размещены в разных отсеках, разделенных двумя водонепроницаемыми огнестойкими переборками, или на открытой палубе или в открытом грузовом помещении на расстоянии по горизонтали не менее 24 м.
При загрузке опасного груза в закрытые грузовые помещения необходимо выполнить следующие условия:
· груз должен быть отделен от жилых, служебных и машинных помещений и источников тепла на расстояние, указанное в КТРП для данного груза. Пространство между опасным грузом и такими помещениями или источниками тепла может быть загружено другим совместимым грузом;
· инициирующие взрывчатые вещества и изделия должны быть отделены от взрывчатых веществ с опасностью взрыва массой, безопасной по передаче детонаций расстоянием, расчет которого производится в соответствии с указаниями, приведенными в разд. 11 Правил МОПОГ;
· грузы класса 7 должны размещаться на максимально возможном, но не меньшем указанного в разд. 17 Правил МОПОГ расстоянии от жилых служебных и машинных помещений;
· опасные грузы рекомендуется размещать так, чтобы к ним оставался свободный доступ для контроля их состояния при перевозке и ликвидации аварии;
· грузы в картонной или другой влагопроницаемой упаковке не должны размещаться на открытой палубе, если они не помещены в закрытые укрупненные единицы или лихтеры.
При укладке груза в открытых и закрытых грузовых помещениях должны быть выполнены следующие требования:
· тарно-штучные опасные грузы, кроме грузов в мешках и кипах, в том числе на плоских поддонах, должны быть уложены в штабель высотой не более 3 м. Допускается укладка на большую высоту, если такое разрешение дано отправителем;
· опасные грузы в ящичных и стоечных поддонах должны укладываться не более чем в четыре яруса. Допускается укладка на большую высоту; если такое разрешение дано отправителем;
· контейнеры с опасными грузами на контейнеровозах и судах, грузовые помещения которых приспособлены для перевозки контейнеров, должны быть уложены не более чем:
· в шесть ярусов — крупнотоннажные контейнеры;
· в три яруса — средние и малотоннажные контейнеры.
Контейнеры с грузами класса 1 должны размещаться только в один ярус. При составлении грузового плана должны быть учтены наличие на судне и возможность применения для конкретных грузов рекомендуемых огнетушащих средств.
При размещении груза на открытой палубе должны быть выполнены следующие требования:
· опасные грузы не должны занимать более половины площади палубы неспециализированных судов на любом ее участке;
· пожароопасные грузы должны размещаться на расстоянии не менее 7,5 м от спасательных шлюпок;
· допустимое число ярусов контейнеров с опасными грузами (кроме грузов класса 1, исключая группу 1.48) на контейнеровозах и судах, грузовые помещения которых приспособлены для перевозки контейнеров, устанавливается судовой документацией по размещению и креплению контейнеров;
· запрещается размещение контейнеров с опасными грузами на люковых крышках лихтеров, не имеющих стационарных контейнерных креплений;
· контейнеры с грузами класса 1 должны быть уложены в верхний ярус.
Безопасность перевозки и сохранность груза должны обеспечиваться также в результате выполнения требований по размещению груза на судне, разделению несовместимых грузов, отделению опасных грузов от жилых, служебных и машинных помещений, укладке» сепарации и креплению груза в грузовых помещениях, контейнерах и транспортных средствах.
Для предотвращения опасного повышения температуры груза должно производиться вентилирование закрытых грузовых помещений. По усмотрению администрации судна могут применяться другие меры, направленные на предотвращение повышения температуры в грузовом помещении (полив верхней палубы водой, укрытие отдельных участков палубы матами и т. п.).
Для предотвращения опасного нагрева грузов в упаковке, размещенных на открытой палубе, должны применяться навесы или укрытия. Между поверхностью навеса и грузом должно оставаться свободное пространство высотой не менее 100 мм.
Кроме того, в период всего времени пребывания опасных грузов на борту судна судовая администрация должна обеспечить регулярный контроль за:
· отсутствием утечки или россыпи груза;
· состоянием грузовых единиц, их крепления, заземлением контейнеров-цистерн и автоцистерн (если оно требуется);
· температурой и относительной влажностью воздуха в грузовых помещениях;
· загазованностью грузовых помещений.
Объем и периодичность контроля при перевозке конкретных грузов установлены в КТРП (Приложение № 8.2). Результаты контроля должны вноситься в судовой журнал.
При обнаружении утечки, россыпи или загорания опасного груза должны быть приняты меры по ликвидации аварийной ситуации в соответствии с требованиями, изложенными в Аварийных картах для грузов соответствующего класса. Ремонт поврежденных грузовых единиц на судне запрещается.
Контроль температуры, относительной влажности воздуха и концентрации ядовитых паров и газов в закрытых грузовых помещениях должен производиться стационарными приборами (системами) или, при их отсутствии, переносными приборами. Вход членов экипажа в грузовое помещение для снятия показаний с приборов должен производиться с соблюдением мер техники безопасности.
Если во время перевозки температура груза достигнет контрольной, необходимо принять меры по ее снижению, а при достижении аварийной температуры принять аварийные меры согласно инструкции.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 694.