До начала погрузки лесного груза в зоне предстоящей работы должны быть своевременно установлены трапы, сходни, стеллинги[29], которые являются собственностью порта, а также обеспечено нормальное освещение. Ответственность за их современную установку и исправное техническое состояние несет организация, производящая погрузку судна.
После окончания погрузки палубного груза надлежит сделать мостики и оградить места прохода леерами или поручнями. Поверх палубного груза должно быть сделано леерное ограждение по высоте не менее 1 м над поверхностью прохода (3 леера по вертикали). Вертикальные просветы в леерном ограждении не должны превышать 33 см. Обычно лееры крепятся к стензельным стойкам вдоль правого и левого бортов.
Кроме леерного ограждения, в диаметральной плоскости заводится туго набитый спасательный линь (стальной трос). Опорные стойки для ограждающих поручней и спасательных линей должны располагаться так чтобы не допускать чрезмерного провеса троса. Если поверхность палубного груза не ровная, то рядом со спасительным линем делают специальные настилы для прохода по грузу. Ширина настила должна быть не менее 60 см. В той части каравана, где ограждающие стойки отсутствуют, должен быть устроен проход прочной конструкции шириной не менее 1 м, имеющий ровную поверхность и огражденный с двух сторон леерным ограждением; Леерное ограждение высотой 1 м должно иметь не менее трех тросов или поручней. Эти ограждающие тросы (поручни) должны поддерживаться жесткими стойками, расположенными на расстоянии не более 3 м друг от друга. В тех местах, где имеются уступы более 68 см, а также в местах прохода (подъема) людей на верх палубного каравана должны быть устроены трапы или ступеньки с соответствующими ограждениями и поручнями. Все отверстия в палубном грузе — у основания мачт, в районе грузовых лебедок и т. д. — должны иметь ограждения. Капитан не должен выходить в море до окончания работ, связанных с выполнением указанных требований.
В последние годы все в большей мере развиваются перевозки древесины тропических пород деревьев и пиломатериалов, обработанных различными антисептическими растворами. Антисептические вещества обладают определенной степенью ядовитости и вредным воздействием на организм человека. Это предъявляет к экипажам судов, перевозящих лесные грузы, ряд дополнительных требований, например, при работе в трюмах должны использоваться средства индивидуальной защиты органов дыхания. Древесина некоторых тропических пород деревьев (из семейства волчниковых), а также гниющие остатки зеленых растений в условиях повышенной влажности и температуры могут создать обстановку, когда содержание кислорода в атмосфере трюмного воздуха будет меньше допустимых для человека пределов. Гниющие остатки зеленых растений, щепа, лесоматериалы, антисептированные каменноугольным или сланцевым маслами, могут создать в трюме огнеопасные и взрывоопасные газовые смеси.
После окончания выгрузки шпал и других лесоматериалов, пропитанных каменноугольным или сланцевым маслом и другими подобными антисептиками, грузовые помещения судна остаются сильно загрязненными, что требует не только их зачистки, но и мойки специальным раствором. Большинство пород древесины экваториальной зоны подвержено заражению насекомыми и подлежит фумигации в порту назначения. Противопожарный режим при перевозке лесных грузов устанавливается с учетом вида перевозимого лесоматериала. Наибольшей пожарной опасностью обладает щепа, пиломатериалы, антисептированные динитрофелом, каменноугольным и креозотовыми маслами.
Термины, определения, пояснения и сокращения
Термин | Определение |
Сортимент средней длины | круглый или колотый сортимент длиной от 2,0 до 6,5 м включительно |
Длинномерный сортимент - long lumber | круглый сортимент длиной более 6,5 м |
Кряж - log | круглый сортимент, предназначенный для выработки специальных видов лесопродукции |
Пропсы - pit-props | рудничная стойка |
Балансы - pulpwood | сырье для целлюлозно-бумажной промышленности |
Пиломатериалы - lumber | пилопродукция в виде досок, обрезков досок, брусьев и брусков |
Доски - boards | пиломатериалы толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины |
Брусок - cant | пиломатериалы толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины |
Брус - cant ("slab-cut" log) | бревно, распиленное вдоль таким образом, что две противоположные параллельные стороны плоские, а в некоторых случаях и другие стороны ровно спилены, толщиной и шириной не менее 100 мм |
Шпала - sleeper, tie | пилопродукция в виде бруса, предназначенная для использования в качестве опор для рельсов железнодорожных путей |
Обапол | пилопродукция, получаемая из боковой части бревна и имеющая одну пропиленную, а другую полупропиленную или частично пропиленную поверхность |
Транспортный пакет. Пакет - Pack. Package | укрепленная грузовая единица, сформированная из нескольких грузовых единиц в результате применения средств пакетирования |
Транспортный блок - пакет | укрепленная грузовая единица, сформированная из двух и более транспортных пакетов с применением средств пакетирования |
ПОД | транспортный пакет из пиломатериалов одной длины |
ПОД-2,-3,-4 | транспортный пакет из пиломатериалов смежных длин. Цифры 2, 3, 4 означают число смежных длин досок в пакете |
ПРД | транспортный пакет из пиломатериалов разных длин |
Палубный лесной груз - Timber deck cargo | груз лесоматериалов, пилопродукции, перевозимый на открытой части палубы надводного борта или нежилой надстройки. Термин не включает древесную массу или подобный груз |
Караван | палубный лесной груз, компактно уложенный и размещенный по длине судна, равной продольному размеру колодца (сумме колодцев) или по кормовой оконечности последнего кормового люка, а по ширине - от борта до борта, если иное размещение не предусмотрено конструкцией судна |
Плотный метр кубический - solid volume, on bark / under bark | единица обмера чистой древесины без учета пустот между бревнами, с учетом коры / без учета коры |
Складочный метр кубичес- кий-stack / load volume, on bark / under bark | единица обмера чистой древесины с учетом пустот между бревнами, с учетом коры / без учета коры |
Плотность древесины, гамма, т/куб. м | масса единицы объема древесины в плотной (складочной) мере |
Удельный погрузочный объем, мю, куб. м/т - stowage factor | объем, занимаемый одной тонной груза при принятом способе укладки |
Лесная грузовая марка - timber load line | означает специальную грузовую марку, назначаемую судну в соответствии с Правилами о грузовой марке морских судов Регистра и используемую, если укладка палубного груза и его крепление отвечают требованиям указанных Правил |
Открытая палуба - weather deck | самая верхняя непрерывная палуба |
Многооборотное средство пакетирования | средство пакетирования, предназначенное для использования при транспортировке 2 раза и более |
Несущее средство пакети- рования | средство пакетирования, конструкция которого позволяет при производстве погрузочно-разгрузочных и складских работ производить за него строповку или захват приспособлениями подъемно- транспортных машин и обеспеченное сертификатом о грузоподъемности или разрывной нагрузке |
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислить нормативные документы регламентирующие перевозку лесных грузов
2. Перечислить виды лесных грузов
3. Перечислить виды пиломатериалов
4. Какой лесной груз относится к брусу
5. Какой лесной груз относится к бруску
6. Какой лесной груз относится к обаполу
7. Какой лесной груз относится к пропсам
8. Какой лесной груз относится к балансам
9. Дать определение влажности
Вернуться в содержание.
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ГРУЗЫ
тема 19. Классификация и основные свойства генеральных грузов
Генеральный груз (англ. general[30] cargo) - штучный груз, который перевозится в упаковке или без нее. В качестве упаковки могут использоваться ящики, мешки, бочки, биг-беги, контейнеры, тюки, поддоны[31], кассеты[32], пакеты[33] и другие виды упаковки груза. Перевозка генеральных грузов в отличие от груза, перевозимого «без упаковки»: наливом (нефть и другие жидкости), навалом или насыпью (зерно, руда, уголь) - требует подготовки к предстоящей перевозке и особого отношения со стороны перевозчика. В случае перевозки генерального груза сборными партиями составляется грузовой список.
К генеральным грузам могут относиться следующие виды товаров (продукции):
· Различная металлопродукция (арматура, металлические чушки, слитки, прокат, лента, металлолом, проволока и другая);
· Подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном или гусеничном ходу);
· Железобетонные изделия и конструкции;
· Контейнеры;
· Груз в транспортных пакетах;
· Штучный груз в упаковке (например, в ящиках разных размеров и изготовленных из различных материалов);
· Крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
· Цемент, руды цветных металлов и концентраты в биг-бегах
· Различные грузы в бочках, барабанах, корзинах, так называемые катно-бочковые грузы.
Генеральные грузы позволяют использовать при транспортировке любые транспортные средства и предоставляют возможность оптимизировать транспортные издержки.
Генеральные грузы можно классифицировать по многим признакам: массе отдельного грузового места его линейным размерам, режимам хранения, способу перевозки и перегрузки, физике химическим свойствам и т. д.
Особенностью перевозки генеральных грузов является то обстоятельство, что в одно грузовое помещение необходимо разместить десятки, а иногда и более сотни наименований грузов с разными свойствами, что требует от перевозчика тщательного изучения и учета их транспортных характеристик при составлении грузового плана, размещении на судне и наблюдения за грузом в течение всего рейса.
К числу свойств, которые надо учитывать при перевозке генеральных грузов, относятся:
· высота штабелирования;
· возможность смещения груза под действием качки и вибрации;
· порча или частичная потеря качества груза под воздействием влаги, температуры, загрязнения, пыли, коррозии, различных видов бактерий, насекомых и грызунов;
· необходимость обеспечения определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов трюмного воздуха;
· опасность, связанная с возможностью самонагревания, самовозгорания, взрыва или вредного воздействия на окружающую среду.
При погрузке судна генеральными грузами в одно грузовое помещение можно размешать только те грузы, которые не окажут взаимного вредного влияния. Это достигается путем кропотливого подбора близких по своим специфическим свойствам грузов.
Согласно главы VI конвенции СОЛАС-74, грузоотправитель обязан предъявить перевозчику достоверную и полную информацию о грузе, которая включает в себя транспортные характеристики, особые или опасные свойства груза и меры безопасности, которые должны быть приняты в процессе перевозки и перегрузки груза. Грузоотправитель обязан заполнить бланк проформы «Информации о грузе» и нести полную ответственность за достоверность указанных сведений. Судовладелец обязан обеспечить судно «Наставлением по креплению грузов», одобренным Администрацией флага судна.
Грузоотправитель обеспечивает подготовку груза к перевозке с учетом требований стандартов к таре и упаковке. Администрация судна обязана подготовить судно к погрузке в соответствии с техническими требованиями и особенностями перевозимого груза. В международном морском судоходстве установилась практика проверки готовности груза к перевозке независимыми сюрвейерами[34] (имеющими лицензию на право проведения экспертиз).
Заявка на проведение сюрвейерского осмотра груза может быть выдана как перевозчиком, так и грузоотправителем, поскольку «Акт сюрвейерского осмотра» является доказательством добросовестного выполнения обязательств, взятых на себя участниками транспортного процесса по договору морской перевозки или запродажному контракту.
Груз, предъявляемый к перевозке, должен быть в исправной таре, иметь исправные замки и пломбы, отмаркирован в соответствии с ГОСТом и Тарифным руководством, не иметь следов подмочки, россыпи и признаков, свидетельствующих о порче, повреждении или хищении груза.
Подготовка судна к приемке груза
Каждая категория грузов предъявляет свои особые требования к подготовке судна, но можно сформулировать общие требования, которые необходимо выполнять перед погрузкой груза.
1. Зачистка трюмов производится силами экипажа или работниками порта в зависимости от обычаев порта, условий договора.
2. При зачистке трюмов следует рассортировать оставшуюся от предыдущего рейса сепарацию. Вся пригодная к повторному использованию сепарация должна быть аккуратно сложена на подкладки в трюме или на верхней палубе в зависимости от того, когда она вновь потребуется и какой груз будет грузиться в последующем рейсе.
3. Мойка трюмов производится в тех случаях, когда в трюме остается много пыли, липких остатков груза, соль, химикаты и т. п. Во всех случаях до начала погрузки трюмы судна должны быть просушены.
4. Ограждающие устройства — рыбинсы[35], которые крепят к шпангоутам, настил пайола[36], деревянные обшивки диптанков[37] и переборок машинного отделения, деревянные кожухи труб и кабелей, проходящих через грузовые помещения, должны находиться на штатных местах. Эти конструкции должны проверяться еще в процессе выгрузки, чтобы в случае их поломки ответственность возложить на виновную сторону.
5. Осушительная система судна подлежит проверке перед каждой погрузкой груза. Подкладки под нижний ряд груза должны быть уложены так, чтобы обеспечить свободный сток воды в льяла. Пренебрежение этим правилом часто приводит к порче груза.
6. Льяла[38] и сборные колодцы. В зависимости от конструкции трюма суда оборудуют системой льял, расположенных вдоль борта, или сборными колодцами. Льяла закрывают крышками, которые можно открыть и проверить чистоту льял. При осмотре льял всегда проверяют проволочную сетку или перфорированную коробку. Если не следить за состоянием фильтра, то он может засориться и откатка воды из льял будет невозможна. Проверка осушительной системы в работе производится перед началом каждой погрузки, о чем делается отметка в судовом и машинном журналах.
7. Электрические кабели и штепсельные коробки должны быть проверены электромехаником.
8. Трапы. Судовая администрация должна внимательно следить за состоянием трюмных трапов. Все сломанные или поврежденные скобы немедленно заменяют.
9. Заклепки, швы и трубопроводы. Заклепки и швы обшивки корпуса, настила двойного дна палубного настила и обшивки поперечных переборок, образующие стенки танков или цистерн, систематически осматривает помощник капитана при обходе трюма. Перед приемкой груза производится специальный осмотр на предмет обнаружения подтеков и течи. Это относится и к трубопроводам, проходящим через грузовые помещения, и особенно к фланцам этих трубопроводов.
10. Большую опасность для грузов представляют гидравлические системы закрытия трюмов, в которых давление достигает 120 кг/см2. Часто груз портится из-за подтеков масла из гидравлической системы закрытия трюмов.
11. Горловины и лацпорты[39], ведущие в трюм, необходимо проверять чаще, чем какие-либо другие объекты. Их следует проверять в закрытом виде при подготовке к выходу в море. Необходимо следить за чистотой и исправностью уплотнительных прокладок.
12. Противопожарное оборудование следует тщательно проверять, чтобы не были поломаны или закупорены выпускные патрубки системы паротушения и углекислотного тушения. Такой же проверке подлежат датчики обнаружения дыма.
13. Вентиляционная система. Контрольно-измерительная аппаратура (датчики температуры и влажности воздуха в трюмах), система распределения воздуха и воздуховоды должны быть проверены, а неисправности устранены перед началом погрузки.
Готовность грузовых помещений к приемке груза проверяется специальной судовой комиссией и оформляется соответствующей записью в судовом журнале. Наличие в журнале этой записи является доказательством добросовестности перевозчика при возникновении претензий по перевозке груза. До начала грузовых работ все грузоподъемные механизмы должны быть проверены в работе. Необходимо удостовериться, что срок действия сертификатов, выданных Регистром судоходства, не просрочен. Ответственность за подготовку судна к погрузке и запись в судовой журнал о проводимых осмотрах грузовых помещений несет старший помощник капитана. За состояние люковых закрытий горловин в трюмах и грузового устройства отвечает старший механик судна.
Сепарация[40] груза и расчет необходимого количества сепарационных материалов
Прокладочные и подстилочные материалы применяются для разделения (сепарирования) отдельных партий груза и предохранения его от попадания и конденсации свободной влаги, раздавливания груза, предотвращения трения, самопроизвольного нагрева груза, а также для обеспечения быстрой и последовательной выгрузки. В качестве сепарационных материалов могут быть использованы дерево, бумага, брезент, мешковина, синтетическая пленка или сетка.
Важным вопросом, возникающим в процессе эксплуатации судна, является подбор количества и качества сепарационных материалов и правильного их использования. Для морских судов выработаны практические рекомендации и разработаны методики расчета количества необходимых сепарационных материалов. Для некоторых грузов разработаны нормы расхода сепарации при перевозке их в обычных морских условиях. Эти нормы включены в Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов. Рекомендации охватывают основные категории генеральных грузов: ящик, мешки, кипы, бочки, металлоизделия и т. п.
Перевозчику следует иметь в виду, что независимо от рекомендаций правил, если планируется перевозка гигроскопических грузов в зонах с большим перепадом температур, то груз должен быть предохранен как от попадания свободной влаги, так и от влаги, образовавшейся в результате конденсации на трюмном ограждении и на самом грузе. Для предотвращения конденсации влаги внутри штабеля груза укладывают прокладочные материалы, которые облегчают циркуляцию влажного воздуха. Для предохранения грузов от контакта с металлической обшивкой на шпангоутах крепят рыбинсы, которые препятствуют попаданию грузовых мест в «шпации», служащие вертикальными воздушными каналами. Устранение (заполнение) пустот, которые образуются при укладке груза, должно быть обеспечено за счет прокладочного материала и устройства клетей. Заполнение пустот и выравнивание поверхностей каждого яруса — это мера предосторожности от смещения груза и его раздавливания. Трение груза является источником их повреждения в тех случаях, когда тара прижимается к кромкам деталей корпусных конструкций или прокладочного материала. Вертикальный настил, установленный на постоянные рыбинсы, предотвращает соприкосновение малогабаритных мест с верхней кромкой рыбинсов, и во время качки грузы в картонной или мешковой таре сохраняются от повреждений.
Некоторые грузы нуждаются в прокладочных и подстилочных материалах для создания воздушных каналов с целью отвода из штабеля груза тепла, выделяемого им. Если не удалять это тепло, то температура постепенно повышается и влияет на состояние груза, например созревающие фрукты и овощи, особенно если их перевозят на нерефрижераторных судах. Прокладочный и подстилочный материалы применяют также для сепарации отдельных партий груза. В этой функции сепарационный материал позволяет ускорить выгрузку и обеспечить сдачу груза грузополучателю без пересортицы. Приближенное определение количества сепарации может основываться на таком правиле: число погонных метров подстилочного материала для генеральных грузов равно числу кубических метров объема трюма. Точное количество сепарационных материалов на рейс при перевозке обычных мешковых, ящичных и киповых грузов, рассчитать достаточно трудно, поскольку расход зависит от формы грузового помещения и типа судна. Разработаны типовые нормы расхода сепарационных материалов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 477.