При погрузке лесных грузов в трюмы судна необходимо соблюдать как общие требования к погрузке леса, так и особенности технологии укладки отдельных категорий грузов: пиломатериалов россыпью, пиломатериалов в пакетах, бревен, шпал, кряжей пропсов и балансов.
До начала погрузки леса капитан получает от грузоотправителя спецификацию груз, утверждает предварительный грузовой план и подтверждает грузоотправителю какое количество груза может быть принято на судно, отдельно в трюмы и на палубу.
Количество погруженного на судно леса зависит от сезона плавания, сортности леса.
Если судну предстоит грузить груз с разной степенью влажности, то сырые и тяжелые партии леса размещают в нижней части трюма, а легкий и сухой лес на палубе. При погрузке леса разных размеров длинные и крупные сорта и большие пакеты размещают в средние трюмы, а мелкие сорта — в концевые. Кроме лучшего использования кубатуры трюмов, такое размещение позволяет более правильно распределить весовые нагрузки по длине корпуса судна и способствует окончанию грузовых работ по всем трюмам примерно в одно время.
Наиболее ценные сорта леса, как правило, размещают в трюмах судна, менее ценные — на палубе.
Для предохранения груза от воздействия влаги и повреждения ржавчиной, образующейся на металлическом настиле палубы трюма, под первый слой груза укладывают прокладки толщиной 13-16 мм. Эти прокладки следует укладывать поперек судна или по диагонали к ДП, в зависимости от расположения льял и льяльных колодцев, с расстоянием между ними 75-90 см.
При перевозке шпал или других лесоматериалов, пропитанных каменноугольным, креозотовым, сланцевыми маслами или другими подобными антисептиками до начала погрузки, все судовые конструкции внутри трюма должны быть побелены густым слоем гашеной извести, а пайол трюма покрыт слоем сухих опилок не менее 10 см. Поверх слоя опилок необходимо уложить деревянные прокладки толщиной 50-100 мм через промежутки 1,5-2 м.
После выгрузки такого рода грузов трюмы моют раствором МЛ-6 (для соленой воды) или раствором МЛ-2 (для пресной воды).
Укладка груза в трюмах производится строго по коносаментным партиям. Каждая коносаментная партия леса размечается водяной краской определенного цвета. Если партий леса больше, чем цветов краски, то разметка периодически повторяется. В течение всей погрузки пиломатериалов составляют исполнительный грузовой план по каждому трюму, в котором отражают партии груза по трюмам с указанием номера коносамента и количества кубометров, погруженных в данный трюм. В исполнительном грузовом плане (рис. 6.4) коносаментные партии наносят с указанием цвета краски, используемой для сепарации, в соответствии с занимаемым местом в трюме. При необходимости партии груза могут быть заштрихованы цветными карандашами. Для агента, грузополучателя и стивидоров в порту назначения грузовой план служит основанием для предварительного заказа необходимого транспорта и количества бригад грузчиков. Для удобства выгрузки каждая коносаментная партия должна раскладываться от борта до борта по всей ширине трюма (wing to wing -винг то вин) и размечаться краской определенного цвета с указанием номера коносамента. Укладку коносаментных партий к бортам судна (side by side –сайд бай сайд ) можно начинать тогда, когда высота в палубных пространствах останется примерно в пределах человеческого роста.
Укладка пакетированных пиломатериалов в трюмах зависит от ряда факторов: коэффициента раскрытия трюмов, возможности использования трюмной механизации, технологических схем погрузки, которые применяются в том или ином порту. Следует помнить, что технология укладки пиломатериалов в трюмы (начало и конец укладки) зависит от формы (лекальности) трюма. В просвете люка пакеты леса целесообразно грузить вместе с инвентарными стропами, что обеспечит не только удобство, но и сокращение трудозатрат при выгрузке. Стропы при загрузке должны быть зафиксированы сверху пакета таким образом, чтобы была обеспечена возможность применения грузозахватных устройств в порту выгрузки. Пакеты и блок-пакеты должны укладываться на ровную и жесткую поверхность, что позволит обеспечить плотность укладки всего груза. Изделия из дерева в пачках перевозят на общих основаниях как генеральный груз. Для выравнивания поверхности отдельных слоев груза между ярусами укладываются прокладки. На специализированных лесовозах-пакетовозах, где раскрытие трюмов позволяет подавать подъем груза в любую точку трюма, пакеты рекомендуется располагать продольно. Укладка начинается от бортов и более широкой поперечной переборки, торцы соседних пакетов располагаются вплотную друг к другу. Если длина трюма не кратна длине штабеля, то свободное пространство заполняется пакетами, уложенными поперек судна. Укладка пакетированных пиломатериалов на судах с небольшим раскрытием трюмов и при использовании автопогрузчиков разделяется на два этапа — загрузка подпалубных пространств «под забой» и заполнение пространства в просвете люка. Пакеты в подпалубных пространствах устанавливаются вилочными автопогрузчиками на всю высоту трюма. Для обеспечения нормальной выгрузки в порту назначения между рядами пакетов должны быть положены прокладки, обеспечивающие возможность захвата пакета при выгрузке.
Укладка бревен в трюмах судна производится с учетом рекомендаций «Кодекса», 1991 года (Приложение В). Суть этих рекомендаций сводится к следующему. Для лучшего размещения бревен учитывают длину бревен, их количество в каждой партии и кратность этих длин относительно длины трюмов. В грузовом плане учитывают требования погрузочной спецификации в части очередности подачи различных партий груза. Если предстоит погрузить на судно различные партии леса, которые резко отличаются друг от друга по массе, то тяжелый лес (лиственницу, березу) надо укладывать в трюм, а более легкие сорта — на палубу. Лес разных размеров следует размешать с учетом конструктивных особенностей судна. Более длинные бревна грузят в средние трюмы, короткие и мелкие — в концевые. Загрузка средних трюмов крупным тяжелым лесом понижает центр тяжести судна, улучшает его остойчивость и позволяет взять больше леса на палубу. При размещении связок бревен в трюмах не допускается образование больших пустот. Необходимо вести постоянное наблюдение за плотностью укладки. Загрузка концевых трюмов требует особого внимания. Вначале погрузки кормовых трюмов укладку начинают от носовой переборки. Заполнение конца трюма делается за счет более коротких сортов леса. В процессе загрузки каждого грузового помещения порядок подачи длинных и коротких бревен может измениться в зависимости от конструкции трюма с целью максимальной плотности укладки. Поперечные пустоты заполняются ряд за рядом, по мере загрузки трюма. Следует избегать чрезмерного нагромождения бревен в просвете люка и равномерно заполнять подпалубные пустоты. Для этой цели используется система блоков и оттяжек, которые должны надежно крепиться к судовым конструкциям. Когда бревна уложены на высоту примерно 1 м, от уровня комингса люка, то размер подъемов необходимо уменьшить, чтобы легче было обеспечить укладку леса в подпалубные пространства. После окончания погрузки необходимо произвести тщательный осмотр судовых конструкций и систем, чтобы убедиться в отсутствии каких либо повреждений.
Укладку в трюмах непакетированных пропсов и балансов производят разными способами, и это зависит во многом от формы шпангоутов. Стараясь лучше использовать кубатуру трюмов, еще до начала погрузки надлежит решить вопрос, как лучше использовать пространство между шпангоутами. В большинстве случаев сначала пропсы укладываются вдоль судна (тиры располагаются поперек судна) до уровня чуть выше льяльных крышек. Если судно имеет коробчатые шпангоуты, то трюм продолжают загружать тем же способом. Забивка шпации в этом случае достигается путем вертикальной установки пропсов. Если судно имеет бульбовые шпангоуты, то укладку можно начинать от бортов продольными тирами. При этом пропсы и балансы своими концами упираются в обшивку судна и заполняют все шпации. Однако продольные тиры идут только вдоль бортов. Остальное пространство трюма заполняется поперечными тирами. Если к погрузке предъявляются пакетированные пропсы и балансы, то погрузка производится в соответствии с технологической картой, разработанной в порту погрузки, где будет указана схема укладки груза как в трюмах так и на палубе. Независимо от метода укладки тиров надо строго следить за тем, чтобы концы пропсов в тире были выложены ровно, не допускать выступающих из тира концов. Это будет влиять на плотность укладки и на использование грузовместимости трюма. Надо всегда помнить, что количество груза, которое можно взять на палубу (высота каравана), во многом зависит от плотности укладки и количества погруженного леса в трюмы. В трюмах тиры укладываются одновременно от носовой и кормовой переборки. Свободное пространство между ними, если тиры не сойдутся вплотную, заполняют пропсами, уложенными поперек судна. В практике перевозок могут встретиться случаи, когда иностранный фрахтователь требует загрузки судна по своему грузовому плану. В этом случае до начала погрузки надо получить от грузоотправителя грузовой план вместе с погрузпоручением.
Судовая администрация должна не только следить за качеством укладки леса в трюмах, но и руководить укладкой, давая соответствующие указания и советы форману (стивидору[25]), как целесообразней разместить груз в трюме. Грузовой помощник капитана и вахтенная служба должны в конце каждой смены проверять характер укладки леса и требовать от руководителя работ устранения всех обнаруженных недостатков. Рабочие и непосредственные руководители работ перед началом погрузки проходят инструктаж по правилам техники безопасности и знакомятся с технологией погрузки судна.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислить нормативные документы регламентирующие перевозку лесных грузов
2. Перечислить виды лесных грузов
3. Перечислить виды пиломатериалов
4. Какой лесной груз относится к брусу
5. Какой лесной груз относится к бруску
6. Какой лесной груз относится к обаполу
7. Какой лесной груз относится к пропсам
8. Какой лесной груз относится к балансам
9. Дать определение влажности
Вернуться в содержание.
тема 17. Укладка и крепление лесных грузов на палубе судна
Сложность перевозки лесных грузов обусловливается тем обстоятельством, что примерно 1/3 часть его перевозится на палубе, а следовательно, подвержена непосредственному воздействию морской стихии: намоканию, обледенению, волновым ударам, ветровым нагрузкам и т. д.
При формировании (укладке) палубного каравана леса и его креплении необходимо соблюдать установленные требования Правил безопасности (РД 31.11.21.01-97) и «Кодекса» 1991 г.
Погрузка леса на палубу разрешается при условии загруженности трюмов, достаточной для обеспечения надлежащей остойчивости судна. Перед погрузкой палубного груза необходимо произвести следующие работы:
— все люки трюмов закрыть по-походному; проверить уровень воды в балластных танках и льялах; раструбы палубных вентиляторов снять, их горловины закрыть заглушками и обтянуть парусиновыми чехлами;
— с палубы убрать все посторонние материалы, которые могут служить препятствием для размещения палубного груза и стоку забортной воды в шпигаты и штормовые портики;
— все места, которые не должны быть заложены грузом, очертить мелом;
— закрепить концы найтовов за палубные рымы, уложить в бухты и прикрепить их с наружной стороны борта с таким расчетом, чтобы после погрузки их можно было легко выбрать на борт и закрепить караван леса;
— проверить состояние фальшборта и, если необходимо, установить стойки (стензели[26]).
При укладке лесных грузов на палубе должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить свободный и безопасный проход к жилым и служебным помещениям, в машинное отделение, к мерительным и воздушным трубкам, брашпилю, лебедкам и противопожарному оборудованию, а также доступ к запасному рулевому приводу. Двери и выходные люки жилых и служебных помещений должны беспрепятственно открываться и закрываться.
До выхода судна в море судовая администрация обязана принять все меры к тому, чтобы погруженный на палубу лесной груз был плотно уложен и закреплен таким образом, чтобы исключить возможность его подвижки как в продольном, так и в поперечном направлении под влиянием сил ускорения, вызванных бортовой и килевыми качками.
Укладка лесного груза на палубе должна быть выполнена так, чтобы образовался компактный и плотный караван с возможно ровной поверхностью, который по всей длине не должен выступать за габариты ширины судна. Это достигается установкой стоек (стензелей) вдоль фальшбортов с небольшим наклоном к диаметральной плоскости судна. Если по роду перевозимого груза и высоте укладки палубного груза стойки необходимы, то они должны быть соответствующей прочности, но которая не должна превышать прочность фальшборта. Расстояние между отдельными стойками зависит от длины и рода перевозимого лесного груза, но не должно превышать 3 м. Для крепления стоек на палубу предусматриваются металлические гнезда (стаканы) прочные угольники или любые другие равноценные устройства. На уровне высоты фальшборта стойки должны крепиться скобами (бракетами). Если скоб нет, то стойки можно закрепить к фальшборту металлической проволокой диаметром 6-8 мм в несколько витков. На судах-лесовозах стойки могут быть специально изготовлены, но обычно для этой цели используют бревна диаметром 18-22 см или сложенные вместе 3-4 доски толщиной не менее 63 см и установленные кромками к фальшборту судна. Прочность стоек должна быть такой, чтобы они выдерживали давление груза до закрепления его найтовами.
Крепление палубного груза производится двояко: одинарными найтовами и найтовами, заведенными в форме шнуровки (серьги). Расстояние между отдельными найтовами зависит от максимальной высоты палубного груза над открытой палубой в районе крепления найтова. Если высота палубного груза не более 4 м, то расстояние между найтовами должно быть 3 м, если 6 м и выше, то 1,5 м.
В тех случаях, когда перевозят лес длиной менее 3,6 м, расстояние между найтовами должно быть уменьшено или приняты другие дополнительные меры для укрепления палубного груза.
Рымы, используемые для крепления найтовов, должны быть надежно прикреплены к поясу ширстрека[27] или листу палубного стрингера с расстоянием между ним 1,5-3 м. Расстояние от концевой переборки надстройки до первого рыма должно быть не более 2 м. Если переборки отсутствуют, то рымы и найтовы должны крепиться на расстоянии 0,6-1,5 м от конца палубного лесного груза.
Палубный лесной груз пиломатериалов крепят по всей длине независимыми охватывающими его найтовами. Одинарный найтов состоит из гибкого стального троса и талрепа. Найтовы крепят скобами к палубным рымам. Длина каждой пары найтовов должна быть такой, чтобы можно было довести до середины каравана ветви правого и левого борта и затем стянуть их лебедкой, талями или талрепом и закрепить, как показано на рис. 6.5.
Метод крепления в форме шнуровки показан на рис. 6.6. Для этого используют трос, коренной конец которого крепится за судовую конструкцию и затем пропускается через серию канифас-блоков[28] и обтягивается лебедкой. После этого крепится на кнехтах или за иное судовое устройство.
Метод укладки и крепления пропсов и балансов показан на рис. 6.7.
При креплении пакетированного лесного груза рекомендуется производить укладку и крепление так, чтобы каждый пакет был охвачен не менее чем двумя найтовами. Для предохранения кромок пиломатериалов от повреждения под найтовы следует подкладывать закругленные угольники с длиной полки угольника не менее 30 см. Эти угольники будут не только предохранять груз от повреждения, но и позволят более надежно произвести обтягивание найтовов и надежнее закрепить палубный груз.
Все детали и устройства крепления палубного лесного груза должны быть испытаны и иметь свидетельства и марки об их испытаниях в соответствии с национальными правилами. Кроме испытаний, все детали и крепления должны подвергаться Периодическому (не реже одного раза в год) наружному осмотру. Судовая администрация до начала погрузки должна осмотреть все детали креплений, проверить сертификаты об испытаниях и маркировку на самих деталях крепления.
Как указывалось выше, палубный груз может быть закреплен при помощи стоек (стензелей) и системы найтовов или только при помощи найтовов (бесстензельный метод крепления палубного лесного груза). Деревянные стензели рекомендуется использовать для формирования каравана в процессе грузовых работ. Прочность стензелей не учитывается при расчете несмещаемости палубного груза. Высота стензельных стоек должна быть на 1,1 м выше палубного груза.
После установки и закрепления стоек и найтовов участки палубы между комингсами люков и фальшбортом загружают вровень с люковыми крышками, оставляя свободными участки, отмеченные мелом. Затем производят укладку леса по всей площади палубы. Если судно трехостровное, то укладку производят со средней надстройки в нос и корму; если судно имеет кормовую надстройку, — то от середины длины палубы соответственно в нос и корму. По ширине судна укладку производят от бортов к середине судна. Лесоматериал у стоек выкладывается таким образом, чтобы образовывалась ровная стенка, препятствующая воздействию волн на палубный караван. В осенне-зимний период при перевозке пиломатериалов россыпью доски у стоек выкладывают на ребро, чтобы образовать сплошной шит вдоль бортов судна. При погрузке пиломатериалов россыпью на палубу укладывают подкладки из низкосортных пиломатериалов, чтобы исключить соприкосновение груза с металлом палубы и обеспечить сток попавшей на борт воды.
Процесс укладки пакетированных пиломатериалов на палубу можно разделить на два этапа. Сначала производится заполнение пространства между комингсами грузовых люков крышек. Это достигается за счет укладки пакетов и полупакетов, а в тех местах, где это возможно, поверхность выравнивается за счет прокладочного материала. На каждом типе судов должна быть разработана рациональная схема укладки пакетированного пиломатериала до уровня люковых крышек, чтобы требование на количество пакетов, полупакетов и четверть пакетов вручать грузоотправителю вместе с нотисом о готовности судна к погрузке.
Укладка пакетов выше люковых крышек производится продольно-поперечным способом от бортов к диаметральной плоскости на предварительно выровненную поверхность пакетов, уложенных на палубу. При погрузке трех ярусов пакетов над крышками люков первый ярус снизу укладывают вдоль судна, второй — поперек, третий (верхний) — вдоль. При четырех ярусах первый и третий ряды укладывают поперек, второй и четвертый — вдоль судна. Во всех случаях верхний ярус груза и бортовые пакеты, прилегающие к стойкам, рекомендуется укладывать вдоль судна.
Каждый крайний бортовой пакет должен быть не менее 3,6 м длиной, опираться на два стензеля и обтягиваться двумя найтовами. Необходимо стремиться к тому, чтобы большая часть ровных пакетов располагалась по бортам судна. Укладку пакетов верхнего яруса целесообразно производить сдвинутыми от бортов на полпакета внутрь судна, как показано на рис. 6.8.
При укладке пакетов надо стремиться к тому, чтобы каждый ярус ложился на ровную поверхность. Это достигается за счет подбора пакетов одинаковой высоты для каждого яруса и использования прокладочного материала между отдельными ярусами по высоте укладки груза. Если высота палубного груза более 3,6 м, то примерно на высоте 3/4 высоты его укладки устанавливаются промежуточные стяжки стензелей или промежуточные поперечные найтовы из стального троса диаметром не менее Пакеты из досок разной длины и короткие пакеты следует укладывать внутрь каравана с максимальной плотностью. Начинают укладку пакетированного груза от бортов к середине судна, а выгрузку от середины к бортам.
Если композиция груза не позволяет выполнить указанные требования, то весь палубный груз укладывают вдоль судна, но в том случае обязательно должны устанавливаться стензели. Если на палубу грузят большие тяжелые доски и брусья вместе с пакетами, то их укладывают раздельно, так как тяжелые сорта леса, погруженные в верхние ярусы, имеют тенденцию расшатывать караван леса в море.
Пакеты, предназначенные для укладки на палубе, должны иметь прочные стальные ленты, чтобы предотвратить ослабления крепления и распад пакетов во время рейса. Распад пакетов вызывает расслабление укладки каравана в целом. Все пустоты между пакетами и блок-пакетами следует заполнить четвертьпакетами или надежно расклинить деревянными распорками, соединенными между собой строительными скобами и гвоздями.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1890.