Приведение осадок к перпендикулярам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В зависимости от формы форштевня, местоположения кормовой марки углубления и дифферента судна средние осадки, рассчитанные по осадкам на марках углубления и на перпендикулярах, могут отличаться на 10 см и более.

Приведение осадок на корпусе судна к осадкам на перпендикулярах производится графическим или расчетно-графическим методом с помощью чертежа расположения марок углубления (он может иметь различные наименования), а при его отсутствии – по боковому виду чертежей общего расположения. Используются те документы, где точно изображены носовые и кормовые обводы судна и на которых лицом, производящим расчеты, могут r быть нанесены линии через местоположения марок углубления.

Работа должна производиться на столе, позволяющем разложить без складок весь чертеж.

При этом используется остро отточенный карандаш, поверенная, лучше длинная металлическая линейка, нить или тонкая проволочка, взамен линейки, если она коротка и не перекрывает боковой вид судна. Применение измерителя не рекомендуется ввиду того, что он портит тонкую бумагу чертежа.

Бумага чертежа должна быть проверена (по линиям, длина которых известна) на усадку, как в продольном, так и в поперечном направлениях. Усадка должна учитываться. Методы приведения осадок к перпендикулярам различаются лишь на конечной стадии расчетов.

Графический метод.

На носовой и кормовой марках углубления откладываются значения соответствующих осредненных осадок носом и кормой. Через эти точки с помощью линейки (нити) проводится ватерлиния или ее отрезки в оконечностях и на миделе, пересекающие перпендикуляры.

Графический метод завершается непосредственным снятием осадок на перпендикулярах в масштабе чертежа, и их значения заносятся в таблицу.

Расчетно-графический метод.

Если судно сидит на ровном киле, то для получения средней осадки необходимо вычислить осадки на носовом и кормовом перпендикулярах. Для этого по маркам углубления снимают осадки с двух бортов: носом, кормой и на миделе. Затем определяют средние осадки (в м):

df = ( df . p + df . s ) / 2                                                                                                            (2.2)

dm = (dm.p +dm.s) / 2                                                                                                         (2.3)

da = (da.p +da.s) / 2                                                                                                           (2.4)

• Где df ,dm , da  средние осадки на носу, миделе и корме

• Индексы « p » и « s » обозначают левый борт и правый борт

Поправки для приведения осадок носом и кормой к соответствующим перпендикулярам вычисляются по формулам:

δ df= (df-da)∙lf/Lm;                                                                                                                 (2.5)

δ da= (df-da)∙la/Lm,                                                                                                                 (2.6)

df – средняя осадка носом;

da – средняя осадка кормой;

Lm – длина судна между марками углубления;

lf – расстояние от точки пересечения носовой марки углубления с действующей ватерлинией до носового перпендикуляра;

la – расстояние от точки пересечения кормовой марки углубления с действующей ватерлинией до кормового перпендикуляра

Схема приведения осадок носом и кормой к осадкам на перпендикулярах

1 – носовой перпендикуляр; 2 – кормовой перпендикуляр; 3 – носовые марки углубления; 4 – кормовые марки углубления.

Величины lн и lк снимаются непосредственно с чертежа марок углублений (если он имеется в технической документации судна) или с общего чертежа судна. Кроме того, на некоторых судах в судовой документации имеется, например, таблица расстояний по оси абсцисс от форштевня до носового перпендикуляра в зависимости от осадки носом. Эта информация тоже может быть использована для определения величины lн. Для правильного определения знака поправок следует следить за правильностью знаков, придаваемых величинам lн и lк, которые считаются положительными (+), если марка углубления расположена в корму от соответствующего перпендикуляра и отрицательными (–), если расположена в нос. Правильность знака поправки к осадке носом или кормой легко проконтролировать, так как он очевиден непосредственно из чертежа, используемого в каждом конкретном случае.

Чтобы получить осадки на перпендикулярах, соответствующие поправки следует сложить с измеренными средними осадками:

                                                                                                          (2.7)

                                                                                                           (2.8)

Известные осадки на перпендикулярах позволяют вычислить исправленную среднюю осадку (теоретическую  на миделе):

.                                                                                                               (2.9)

Расчетно-графический метод предпочтителен для судов, имеющих вертикальные, то есть равноудаленные от перпендикуляров (lн = const и lк = const) марки углубления. Таковыми в большинстве являются носовые и кормовые марки на судах с бульбообразной носовой оконечностью.

Деформация корпуса

Величина деформации корпуса судна от общего изгиба f определяется на мидель - шпангоуте. Действительная ватерлиния, проходящая через марки углубления носа, миделя и кормы (с них сняты осадки судна), отражает изгиб корпуса, а теоретическая ватерлиния, проходящая через те же значения осадок на носовой и кормовой марках, определяет расчетную среднюю осадку на миделе.

Эта осадка будет равна осадке на миделевой марке углубления только при отсутствии какой-либо деформации корпуса. Поэтому значение и направление деформации корпуса рассчитывается по формуле

f = (Тм – Тср ⊥ ) ,                                                                                                                 (2.10)

где Тср⊥ – теоретическая средняя осадка на миделе;

Тм – осредненная фактическая осадка на миделе.

Форматом прогиба или перегиба принято считать гиперболу. При этом разница между средней осадкой на миделе и средней осадкой носом и кормой может достигать значительных величин.

Прогиб корпуса судна (Hogging)

Положительное значение f говорит о прогибе судна.

Перегиб корпуса судна (Sagging)

Отрицательное значение f говорит о перегибе судна.

Существенным моментом вычислений является то, что этот метод определения средней осадки позволяет получать результат автоматически, не задумываясь о знаке стрелки прогиба.

Находим среднюю осадку между осадкой на миделе и средней исправленной осадкой судна,

Т ср (средняя из средних, Тm.m) =(Тм + Тср⊥) / 2.

Затем находим окончательную среднюю осадку (Тfin.min)

Тfin.min = (Тм + Тm.m.) / 2.

Расчет водоизмещения судна

Основными документами, характеризующими плавучесть судна, являются чертеж «Кривые элементов теоретического чертежа» (КЭТЧ) или «Гидростатические кривые» (таблицы).

Представленные в них параметры для судна без крена дифферента и без деформации корпуса рассчитаны в зависимости от осадки для стандартной плотности морской воды (1,025 т/м3 или 1,033 т/м3).

Известное значение средней осадки позволяет определить по «Кривым элементов теоретического чертежа» водоизмещение судна, сидящего прямо и на ровном киле. Поэтому при расчетах водоизмещения судна с целью определения количества груза на нем необходимо к водоизмещению, определенному по «Кривым элементов теоретического чертежа», ввести поправки на дифферент, деформацию корпуса и плотность забортной воды.

Малые (до 10°) эксплуатационные наклонения судна считаются в теории корабля равнообъемными и поправки на крен не вводятся. Таким образом, искомое водоизмещение судна рассчитывается по формуле:

Δ = ΔTfin.min + δψ + δf + δρ,                                                                                             (3.1)

где ΔTfin.min – водоизмещение судна, определяемое по средней (теоретической) осадке по «Кривым элементов теоретического чертежа» или по грузовой шкале, т;

δψ – поправка на дифферент к водоизмещению судна, т;

δf – поправка к водоизмещению за деформацию корпуса, т;

δρ – поправка к водоизмещению на плотность воды, т.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 669.