а) Относительно церковной молитвы (2, 1-8)
Ап. Павел преподает Тимофею и всем пастырям главнейшую заповедь: "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих" (2, 1-2), т.е. совершать всякого рода молитвы: просительные, благодарственные, причем не только о себе и единоверцах, но и за языческие власти. Этим самым низлагаются ложные мнения о христианах как врагах государства, устраняется повод к ожесточению против них, и для христиан становится возможным проводить "жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" (2, 2). Сами враги христианства становятся лучше через молитву о них. Молитва за врагов есть выражение самой сущности христианства, ибо Бог хочет, "чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (2, 4).
Ради этого Христос, будучи Сыном Божиим, восприняв в Себя человечество и предав Себя "для искупления всех" (2, 6), стал "один Посредник между Богом и человеками" (2, 5). Христос назван "единым Посредником" (mesiahz) - посредник, по-славянски "Ходатай" - в смысле единого Спасителя всех, так как Он, восприняв в полноту Своего Божества полноту всей человеческой природы, смог и искупить ее. Христос стал посредником в деле примирения человечества с Богом. Но принятие "посредника" не вполне выражает значение подвига Иисуса Христа, потому что посредничество предполагает равенство примиряющихся, что исключается в данном случае. Поэтому более соответствует лицу Иисуса Христа понятие о Ходатае, Поручителе о виновных, Который принимает на Себя их ответственность. Назван же Он "человеком" потому, что Ходатаем (в искуплении) Он стал, восприняв человечество и пострадав в нем.
Апостол также указывает, что молитвы в церковных собраниях должны возглашать "мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения" (2, 8), т.е. твердые в вере и нравственно чистые, разумеется, получившие на это право и благодатный дар через рукоположение.
б) О поведении и участии женщин в церковных собраниях (2, 9-15)
Наставляя Тимофея как епископа Церкви, ап. Павел, среди прочего, касается также вопроса о женском служении. Вопрос этот рассматривается со стороны: 1) нравственного поведения женщин и 2) их иерархического служения.
1) Со стороны нравственного поведения женщинам заповедуется не увлекаться дорогими украшениями, нарядами и модными прическами, так как это свидетельствует о внутренней пустоте и суетности жизни, но украшать себя скромностью, смиренномудрием и "добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию" (2, 9-10, см. 1 Петр. 3, 3-4).
2) Что касается роли женщин в церковных собраниях, то им позволяется участвовать в общественных молитвах, но запрещается участие в иерархическом служении: "Жена да учится в безмолвии..., а учить жене не позволяю" (2, 11-12). Не позволяется ей также превышать свою власть над мужем. Основания такого подчиненного положения женщин, по ап. Павлу, следующие:
- историческое: прежде создан Богом Адам, потом Ева, и не Адам для Евы, но Ева для Адама (Быт. 2, 7, 18, 22; 1 Кор. 11, 9; 1 Тим. 2, 13).
- онтологическое (природное): жена (Ева) происходила от плоти и кости своего мужа Адама (Быт. 2, 23); она же ввела мужа в преступление (Быт. 3, 6, 12; 1 Тим. 2, 14). "Так учила однажды жена, и все ниспровергла. За то и подчинил ее Бог, и Апостол сказал: "да не учит" (Златоуст).
- иерархическое: по учению ап. Павла, иерархия супружеская есть отражение иерархии церковной. Как Христос есть Глава Церкви, а Церковь - Тело Его, во всем Ему послушна, так и муж есть глава жены, которая во веем ему повинуется (Еф. 5, 24, 32).
В возмещение этой подчиненности на женщину возлагается почетнейшая обязанность материнства и воспитания детей в вере и благочестии. Этим она участвует в Богочеловеческом акте приведения новых чад в Церковь, что и принесет ей спасение (2, 15). Конечно, не запрещено женщине любое общественное нецерковное служение.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 302.