Вместо беспокойства о судьбе ап. Павла, филиппийцам следует "жить достойно благовествования Христова" (1, 27). Ап. Павел призывает всякого христианина: 1) быть ревностным борцом за веру евангельскую, не страшась ни в чем противников (1, 27-28), потому что нам "дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (1, 29); 2) иметь смиренномудрие и любовь между собою и искать не своей славы, но пользы другого (2, 1-4), по примеру Господа Иисуса Христа (2, 5).
Чтобы преподать верующим пример величайшего смирения и расположить их к подражанию ему, Апостол указывает на кенозис Христа в воплощении и крестных страданиях: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, принял образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (2, 6-8).
Апостол утверждает здесь ту мысль, что Христос как "образ Божий" (En morjh tou Qeou) не считал "хищением" называться Богом, как обвиняли его в этом иудеи, не восхитился к Божеству, подобно языческим мистикам, в экстазе (глубокий анализ приведенных стихов (2, 6-8) дает свящ. П. Флоренский в работе "Не восхищением непщева"), но был истинный Бог по существу (morjh - образ, указывает на внутреннее и полное тождество с Первообразом). Уничижение (kenwsiz) относится не к божественной, неизменной, но к человеческой природе и к богочеловеческой Личности Христа, Который в воплощении не явился во славе, но "принял образ раба" (morjh dolou), т.е. самого униженного человека. Вершина смирения и послушания воле Небесного Отца и кенозиса проявилась в крестных страданиях и смерти Христа.
За исполнение воли Божией, за безмерное послушание Богу и "Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени" (2, 9), т.е. Его человечество введено в славу Божества (по воскресении). Христос как человек принял то, что как Бог имел всегда (этой великой тайне воплощения, кенозиса и прославления человеческой природы во Христе послужила Пресвятая Дева Мария Своим смирением, разделив уничижение и славу Своего Сына. По этой причине это место (2, 5-11) берется для апостольского чтения в Богородичные праздники (икон. Рождества, Успения и Покрова Богородицы)). Прославленному человечеству Христа дарованы Богом такие силы и слава, которые поставили Его выше всякой твари, так что Ему поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних (2, 10), т.е. бесплотных духов, людей и душ умерших.
Из этой богословской части Послания филиппийцы должны были сделать вывод, что если Иисус Христос, будучи Богом, смирил Себя до того, что стал во всем подобным им, кроме греха, и был распят и умер на кресте за их грехи, то и в них должна быть такая же безграничная готовность ко всякому уничижению за Христа.
Апостол призывает филиппийцев "со страхом и трепетом" совершать свое спасение (2, 12), страхом не за свою жизнь, но боясь оскорбить совершителя спасения - Бога. Такой страх Божий рождает в душе христианина смирение. Дело спасения - дело Божие, ибо Он "производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (2, 13). Здесь не отрицается участие и свобода человека, наоборот, они предполагаются, ибо Бог производит в нас только "хотение", т.е. возбуждает добрые мысли, предлагает, зовет ко спасение и если мы отзываемся, то производит и само "действие", т.е. дает силу исполниться нашим добродетелям.
Ап. Павел свидетельствует, что по высоте нравственной жизни христиане "среди строптивого и развращенного рода сияют, как светила в мире" (2, 15),- а это лучшая похвала для Апостола (2, 16). За них он готов с радостью стать "жертвой за жертву" (2, 17), т.е. мученически увенчать свою жизнь. Поэтому и филиппийцы должны с такой же радостью относиться к своим скорбям, сорадуясь Апостолу (2, 18).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 224.