а) Наставления рабам и господам (6, 1-2; 17-19)
Относительно рабства ап. Павел всегда придерживался одного учения: он его не благословляет, но и не призывает к его ниспровержению насильственным путем: "дабы не было хулы на имя Боже и учение" (6, 1). В свете евангельского учения, дарующего внутреннее освобождение от рабства греху и вечной смерти, внешнее рабство казалось маловажным делом. Задачей служителей Христовых была проповедь не социального учения,- этим пусть занимаются те, кто к тому призван,- а возвещение новой жизни и свободы в Духе Святом. Христианство насаждает гуманные взаимоотношения между людьми, так что раб и господин делаются братьями по вере, обязанными любить и служить друг другу. А это само собой коренным образом меняло положение рабов. Таким образом, христианство вело к ниспровержению института рабства, только не путем насилия, а путем внутреннего преображения рабов и господ в духе христианской любви и братства.
б) О лжеучителях и о корнях лжеучений (6, 3-16)
Ап. Павел увещает Тимофея зорко следить за чистотой проповедуемого учения ввиду появления лжеучителей. Духовной причиной появления лжеучителей Апостол называет гордость, т.е. отсутствие истинного христианского благочестия, основанного на смирении. Гордость рождает страсть "к состязаниям и словопрениям" (6, 4). Это ведет, в свою очередь, к распрям, злоречиям, пустым спорам и т.д.
Другим поводом к лжеучительству является страсть любостяжания, корыстолюбие (6, 5), т.е. любовь к богатству, роскоши, невоздержной жизни; сребролюбие Апостол называет корнем всех зол (См. 6, 10).
Апостол советует не вступать в ненужные и бесполезные споры с лжеучителями, но "удаляться таковых" (6, 5), убегать всякого негодного учения и преуспевать "в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости" (6, 11), подвизаться добрым подвигом веры, держаться вечной жизни, к которой призван христианин, и соблюдать исповедание, объявленное пред многими свидетелями при рукоположении (6, 12). Все это пастырь должен свято сохранить "даже до явления Господа нашего Иисуса Христа" (6, 14), Который потребует у него отчета о вверенных ему душах.
в) Обличение богатых (6, 17-21)
Тимофею, как пастырю душ людских, Апостол заповедует также не лицемерить перед богатыми и сильными мира сего, но "увещевать", чтобы они "не высоко думали о себе" (6, 17), т.е. не возгордились своим богатством - или материальным, или богатыми способностями и дарованиями. Так возгордился диавол, почувствовав богатство полученных от Бога духовных даров. Впрочем, богатство не следует считать препятствием ко спасению и не в нем следует видеть источник зла, ибо оно тоже от Бога. Но на него нельзя надеяться, ибо оно "неверное", т.е. непрочное, ненадежное и недолговечное. Надеяться надо "на Бога живаго", дающего нам все обильно для совершения добрых дел, чтобы богатые других благодетельствовали и тем самым собирали себе "сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни" (6, 18-19).
Послание заканчивается напоминанием пастырям твердо хранить предание и отвращаться "лжеименного знания" (6, 20), отвлекающего от истинной и спасительной веры.
Вопросы для повторения первого Послания к Тимофею
I. 1. Что известно о жизни и миссионерской деятельности Тимофея?
2. Что послужило поводом к написанию Послания и какова его цель?
3. В чем состоит долг пастыря (1, 3)?
4. Кто эти "некоторые" и чем они занимались (1, 3-7)?
5. В чем полагает ап. Павел цель пастырского назидания (1, 5)?
6. Какую оценку дает ап. Павел Закону (1, 8-9)?
7. Что должно составлять главную тему проповеди пастыря (1, 15-16)?
8. Как должен "воинствовать" Тимофей и с каким оружием (1, 18-19)?
9. Что происходит с теми, кто отступает от правого пути (1, 19-20)?
II. 1. Какие наставления дает Апостол Тимофею как предстоятелю Церкви (2, 1 - 3, 13)?
2. Какие виды молитв должен совершать пастырь (2, 1)?
3. За кого должны возноситься наши молитвы (2, 1-2)?
4. На чем основана необходимость молитв за неверующих (2, 4-6)?
5. Что означает выражение: "один посредник" (2, 5)?
6. Кто должен возносить молитвы в церкви (2, 8)?
7. Какие нравственные наставления дает Апостол женщинам (2, 9-10)?
8. Какая роль женщин в церковной молитве и чем это аргументировано (2, 11-14)?
9. В чем состоит спасительная миссия женщины (2, 15)?
III. 1. Какие наставления дает ап. Павел относительно церковной иерархии (3, 1-13)?
2. Какие нравственные качества предъявляются к кандидату в пресвитеры (3, 2-4)?
3. Какие требования предъявляются относительно семейного положения пресвитеров (3, 4-5)?
4. Какими качествами должны обладать диаконы (3, 9-10) и жены (3, 11)?
5. В чем состоит критерий истины для пастыря (3, 15)?
6. В чем состоит сама эта истина (3, 16)?
IV. 1. Какие времена Апостол назвал "последними" и почему (4, 1)?
2. Какая причина распространения лжеучений (4, 1-2)?
3. В чем сущность лжеучений (4, 3)?
4. Каков истинный взгляд на пищу и брак (4, 4-5)?
5. Как должен вести себя истинный пастырь по отношению к лжеучениям (4, 6-8)?
6. В каких отношениях пастырь должен быть образцом для верующих (4, 12)?
7. О чем должен всегда беспокоиться священник (4, 13-16)?
8. Что надо разуметь под "пророчеством" и "возложением рук священства" (4, 13)?
V. 1. Как надо наставлять людей в зависимости от возраста и пола (5, 1-2)?
2. Как надо относиться ко вдовам:
а) истинным (5, 3, 5, 9-10, 16)?
б) имеющим своих детей (5, 4)?
в) молодым вдовам (5, 6, 11-15)?
3. Какие пресвитеры имеют право на "сугубую честь" (5, 17-18)?
4. С какой предосторожностью надо принимать обвинение на пресвитера и как судить их (5, 19-21)?
5. О чем надо помнить при поставлении новых священников (5, 22, 24-25)?
6. В чем выразилась забота ап. Павла о здоровье Тимофея (5, 23)?
7. Какие наставления даются Тимофею относительно рабов и господ (6, 1-2)?
8. Что сеют лжеучители, в чем корень всех ересей и как к ним относиться (6, 3-16)?
9. Как относиться к богатым (6, 17-21)?
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.