О последних тяжких временах (3, 1 - 4, 5)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) Испорченность нравов последнего времени (3, 1-9)

Апостол изображает Тимофею картину духовно-нравственного разложения мира в будущем, "в последние дни" (3, 1), т.е. не столько перед вторым пришествием Христовым, сколько вообще в последующее время, чтобы этим дать ему возможность уже теперь знать, к чему ведут появившиеся среди его паствы пороки.

"Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны" (3, 2). На первом месте среди зол будущего Апостол поставил самолюбие. Действительно "корень и источник всех зол, от которого все они происходят,- чрезмерное самолюбие" (св. И. Златоуст) (по еп. Феофану, Толков. пастыр. посл. св. ап. Павла, стр. 580), а главнейший отросток от этого худого корня есть сребролюбие, т.е. такое стяжание богатства, которое преобладает над милосердием и состраданием к другим людям и делает человека скупым, жадным, скрягой.

Второе порождение самолюбия - гордость, которая, в свою очередь, разнообразно проявляется в надменности, злоречии, непокорности родителям, неблагодарности и т.д. (3, 2). "Злоречивы", они же и "клеветники" (diaboloi), которые не находя ничего доброго в себе самих, и о других говорят худо (3, 3). Гордость толкает на предательство, порождает напыщенность (3, 4).

Самым "льстивым исчадием самолюбия и самым широким в приложении" пороком является сластолюбие (Там же, стр. 586). Сластолюбец не только в плотской жизни делает только то, что рождено его сластолюбием, но даже и в духовной: "даже в Божеских вещах (ходит в церковь), не Бога любит, но сласть, какую дают или обещают Божеские порядки и законы" (Там же, стр. 587), (почему Апостол и сказал, что они "более сластолюбивы, нежели боголюбивы" (3, 4).

Будучи внутренне, по расположению сердца исполненными стольких пороков, внешне, однако, люди будут держаться благочестивой христианской жизни: "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (3, 5). Сила же благочестия, т.е. христианской веры - в делах веры, почему и сказано, что без дел она мертва (Иак. 2, 14).    

К этим людям будущего, описанным такими мрачными красками, принадлежат в настоящее время еретики, которые вначале ищут себе сочувствия среди женщин, легче поддающихся обольщению (3, 6). Еретики также противятся истине, как и упоминаемые здесь два волхва: Иамврий и Ианний (3, 8), повторившие чудеса Моисея перед фараоном. Их имена известны только из Талмуда.

б) Призыв к стойкости в гонениях за веру (3, 10-17)

Воодушевляя Тимофея, ап. Павел напоминает ему, что он уже последовал своему учителю в учении, жизни, вере, любви, терпении, и, что очень важно - в злострадании за веру (3, 10, 11). Этим и отличается истинное учение от ложного: ложь всегда ищет себе удовольствия, а истина находится в тесноте гонений и преследований. Страдания за истину есть как бы неизбежный удел праведников: "все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (3, 12). Апостол призывает Тимофея не смущаться временным уничижением христиан и таким же временным преуспеянием зла в мире. Настоящее время есть время борьбы, а, значит, и скорбей. Время возмездия и покоя наступит после (3, 13).

Постоянным источником мудрости для служителя Христова является Священное Писание, но не само по себе, а при вере во Христа (3, 15). Непогрешимость Священного Писания основана на его богодухновенности, потому что писатели его были движимы Духом Святым: "все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (3, 16).

Пастырь и черпает из него все необходимое для учительства, для ограждения правой веры, для нравоучения.

в) Призыв к непрестанной проповеди (4, 1-5)

'"Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (4, 2). В этом призыве к ревностному служению изложены вое виды пастырской проповеди: обличение, запрещение, увещание. Все они ведут к одной цели - назиданию в вере и должны совершаться "со всяким долготерпением". Пастырство не должно быть приурочено к какому-либо выгодному для пастыря времени - оно всегда "во время", т.е. пастырь пользуется тем временем, когда его расположены слушать или нуждаются в его советах и помощи, даже если это будет и "не во время", т.е. неудобное время, он все равно должен исполнять свой долг.

Как ни противоестественно отвращаться от истины здравого учения, но Апостол предвидит большое отступление от него: "будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которое льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (4, 3-4).

Истинное учение предъявляет строгость к слушателям, требует пресечения пороков, в частности и сластолюбия, поэтому многие предпочтут ложь, лишь бы она льстила их слуху и не тревожила совесть.

Тимофей как истинный пастырь должен быть бдителен во всем, переносить скорби, совершать дело благовестника (4, 5). Пастырь не должен рассчитывать на покой и благополучие, на бестревожное провождение времени, но напротив, приготовить себя к трудам и подвигам. Ревностное служение пастыря всегда и обязательно будет "злостраданием", будет совершаться в скорбях. Если же нет, значит, пастырь впал в негу, леность, беспечность,- горе такому пастырю, ибо он идет не по стопам своего пастыреначальника - Христа.

Заключение (4, 6-22)

Предчувствуя свою близкую кончину (4, 6), ап. Павел подводит итог своей жизни, воодушевляя тем самым и Тимофея к твердости в вере: "подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (4, 7-3).

Все земное стяжание Апостола составляют плащ (фелонь) и кожаные книги, которые еще нужны ему для служения (4, 13), но у Господа приготовлен уже венец нетленный, ради которого ни во что вменил он все сокровища мира (Фил. 3, 7-11). К подражанию такому "доброму подвигу" призывает ап. Павел Тимофея, а в его лице и всех христиан, особенно пастырей.

Вопросы для повторения второго Послания к Тимофею

I. 1. Что послужило поводом к написанию 2 Тим.?

2. Где и когда написано Послание?

3. Какое указание дает ап. Павел о даре хиротонии (1, 6)?

4. Что это за "дар" и что значит "возгревать" (1, 8-10)?

5. В чем должно выражаться забота пастыря о росте Церкви (2, 1-2)?

6. Как должен подвизаться пастырь за истину Христову (2, 3-6)?

7. Какую награду получит благовестник "Христов" (2, 6)?

II. 1. Как относиться к скорбям за Христа (2, 8-13)?

2. Как вести себя по отношению к еретикам (2, 14-16)?

3. С чем сравнивает Апостол действие ересей (2, 17)?

4. С чем сравнивает Апостол Церковь в ее нынешнем земном существовании (2, 20-21)?

5. Как должен вести себя пастырь в отношении к внешнему миру (2, 22-26)?

6. Как изображает Апостол духовно-нравственное состояние мира последнего времени (3, 1-8)?

7. Чем успокаивает Апостол Тимофея и чем он должен запастись в борьбе с еретиками (3, 9-13)?

8. В чем пастырь должен черпать силу и мудрость (3, 15-17)?

9. Как должен усердствовать пастырь в деле проповеди Христа (4, 1-2)?

10. Как будут вести себя люди последнего времени по отношению к духовной истине (4, 3-4)?

11. Какую последнюю заповедь дал ап. Павел Тимофею (4, 5)?

12. Как говорит ап. Павел о предчувствии своей кончины и каков итог своей жизни дал Апостол (4, 6-8)?

ПОСЛАНИЕ К ТИТУ

Сведения о святом Тите

В книге Деяний нет сведений о св. ап. Тите, имеются лишь отрывочные упоминания о нем в посланиях ап. Павла. В первый раз его имя встречается в послании к Галатам (2, 1-3), откуда узнаем, что он еллин родом, сын языческих родителей, обращен ко Христу ап. Павлом и приведен им на Апостольский собор в 51 году. Во время третьего путешествия ап. Павла Титу была поручена миссия собирания милостыни в Коринфе, осведомления о том, какое впечатление произвело на Коринфян первое посылание ап. Павла (2 Кор. 2, 13). Возвратившись, Тит был вторично направлен в Коринф со вторым посланием и для сбора милостыни среди коринфян (2 Кор. 8, 16-23). Из послания к самому Титу видим, что ап. Павел, находясь на о.Крите после освобождения из первых римских уз, рукоположил его во епископа Крита, поручив ему поставить пресвитеров по всем городам острова (Тит. 1, 5). Последнее известие о Тите находим во 2 Тим. 4, 10, откуда узнаем, что он пошел в Далматию, вероятно для проповеди. Из Предания известно, что Тит был епископом Крита до глубокой старости и умер па 94 г. жизни.

Сведения о Церкви Критской

Начало Церкви Критской положено первыми прозелитами, присутствовавшими в день Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян. 2, 11). Но каноническое ее начало положено ап. Павлом, прибывшим сюда ок. 64 г. и рукоположившим Тита во епископа Критского. По всему острову были основаны христианские общины. Окончательное каноническое устроение их было поручено Титу (Тит. 1, 15).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 191.