а) Что составляет высшую вероучительную истину (3, 14-16)
Отлагая подробные наставления Тимофею до будущей личной встречи, ап. Павел кратко сообщает ему, "как должно поступать в доме Божием", который он называет "Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (3, 15). Церковь, таким образом, есть "дом Божий", жилище Божие, поэтому она во всех своих действиях исполнена святости, благодати и истины. Основанная на Христе, абсолютной Истине, она есть "столп и утверждение истины", т.е. осуществление и хранение божественной истины в реальной исторической действительности. В ней открылась "великая благочестия тайна" - тайна спасения человеческого рода, которую Апостол изобразил в шести положениях о Христе: "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (3, 16).
Это своего рода символ веры апостольского времени, высшая истина, оберегаемая Церковью. Сама же Церковь является высшим авторитетом для пастыря в вопросах вероучения (3, 15).
б) О лжеучителях "последнего времени" (4, 1-10)
Ап. Павел, указывая на откровение Св. Духа Божия, начертывает общую нравственную картину мира "последнего времени": отступление от веры, "внимая духом обольстителям и учениям бесовским" (4, 1). "Последнее время" не есть только время второго пришествия Господа, как время заключительное в истории мира,- оно началось после первого пришествия Христа, уже в век апостольский. Уже тогда появились предвестники "последнего времени", ложные поборники духа (гностики), которые "чрез лицемерие" (4, 2), т.е. под видом благочестия возводили безбрачие в закон, в материи видели начало зла, некоторые виды пищи считали оскверняющими человека (4, 3) (блаж. Феофилакт говорит: "Мы тоже, кто не хочет вступать в брак, направляем к хранению девства, внушаем, что оно честнейше. Но отсюда не значит, что брак бесчестен - из того, что золото честнейше, не следует, что серебро не честно. Итак, могущий пусть берется за золото девства; а кто не может этого, пусть принимает серебро брака" (Цит. по еп. Феофану, Толков. пастыр. посл. св. ап. Павла, изд. 2-е, М., 1894)). Доходя иногда до крайнего фанатизма в умерщвлении тела, они прибегали к оскоплению себя, желая таким путем достичь высших откровений. Апостол называет их "сожженными в своей совести" (4, 2), наподобие того как беглые рабы и преступники носят на себе выжженные места, знаки своих преступлений.
Апостол же указывает, что все сотворенное Богом чисто и не предосудительно для употребления, лишь бы не было вредно для здоровья и принималось с благодарением и молитвою (4, 4-5). Конечно, если что-то соблазняет совесть брата, а также ради воздержания по уставу Церкви, христианин должен, по примеру Апостола, не есть того вовек (1 Кор. 8, 13).
Истинный пастырь должен "негодных бабьих басен" отвращаться, а упражнять себя в благочестии (4, 7) ("упражнение" - от gumgaxw - упражнять, Тимофей должен упражнять себя, вырабатывать навыки "в благочестии", наподобие гимнастических упражнений, содействующих укреплению телесных сил), питаясь "словами веры и добрым учением" (4, 6). "Баснями" (басня - muJoz) Апостол называет различные языческие верования, облекшиеся в христианские термины. "Телесное упражнение", которое требует больших трудов, мало полезно, даже если понимать под ним упражнения подвижников: пост, безбрачие - полезны лишь в том случае, если способствует благочестию - истинному Богопочитанию; благочестие же полезно как для души, так и для тела, потому что "имеет обетование жизни настоящей и будущей" (4, 8).
в) Пастырь как пример для верных; природа пастырства (4, 11-16)
Ап. Павел заповедует, чтобы Тимофей, как пастырь, был образцом для верующих как в учении, так и в жизни, т.е. не только наставлял и проповедовал на деле любовь к Богу и братьям, искреннюю веру в Бога, чистоту и непорочность в каждом своем слове и поступке.
"Образ буди верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою" (4, 12 слова на иерейском кресте).
Пастырь должен вести себя так, чтобы не быть в пренебрежении, "должен вести речь и рассуждать властно" (Экумений). Но как же он заявит о своей кротости? На это св. И .Златоуст отвечает: "В тех вещах, которые лично его касаются, пусть он, перенесши пренебрежение, переносит сие, ибо таким образом долготерпение будет содействовать учению; а в том, что касается спасения других - нет, потому что это уже будет не кротость, а равнодушие".
Далее Апостол дает очень важное наставление Тимофею, а в его лице и всем пастырям,- наставление возгревать благодатный дар пастырства: "не не ради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства".
В этом стихе наиболее ясно выражена также природа христианского пастырства:
1) Оно есть особое "дарование" - carisma, т.е. особый дар Св. Духа и, как таковой, испрашивается молитвой и хранится молитвой. Во втором послании к Тимофею Апостол призывает "возгревать", т.е. поддерживать горящим этот дар Духа (1, 6).
2) Этот дар сообщается "по пророчеству" - dia Projhteiaz, т.е. по избранию Духа Святого, промыслительно устрояющего жизнь человека, приводящего его к принятию благодати священства (см. 1, 18).
3) видимым знаком, посредством которого сообщается этот дар, является "возложение рук священства". Тимофей сподобился епископской благодати через преемственное рукоположение от самого ап. Павла с участием и других епископов, названных здесь "священством" (tou presbnterion) в смысле старейшинства (блаж. Феодорит, Златоуст, Феофан).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 224.