Наставления к должному прохождению пастырского служения (2, 1 - 3, 14)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) Чему пастырь должен учить в зависимости от возраста и состояния слушателей (2, 1-10)

Истинный пастырь должен разумно подходить к своей пастве, преподавая свое учение не без разбора, но сообразуясь с возрастом, способностями, положением своих пасомых.

От старцев следует требовать "бдительности", т.е. духовной осторожности, не допускающей увлечься обольщением; "степенности" в словах, мыслях, внешнем виде; "целомудрия", т.е. здравого состояния ума и чистой жизни, "здравы в вере, в любви, в терпении", чтобы эти добродетели были спасительными (2, 2).

Стариц следует удерживать от клеветы и требовать, чтобы они прилично одевались, как подобает "святым", т.е. христианам (2, 3); молодых женщин наставлять любить своих мужей и детей и быть "целомудренными" (в душе) и "чистыми" во внешней жизни (2, 4-5). Юношей тоже следует наставлять быть целомудренными (2, 6). Во всем пастырь обязан показать "в себе образец" добрых дел: и в учении, и в жизни, "чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого" (2, 7-8).

Рабов следует увещевать "повиноваться своим господам" (2, 9-10) и жить по учению Спасители, дабы не было нарекания на учение Христово. Каждый христианин в крещении получает возрождающую благодать Духа Святого, как залог вечной жизни, поэтому временное состояние рабства на может воспрепятствовать достижению цели более высокой - вечной жизни (2, 11 - 3, 7).

б) О явлении благодати Божией в мир (2, 11 - 3, 7)

Догматическим содержанием Послания является указание на пришествие в мир новой животворящей силы — "благодати Божией, спасительной для всех человеков" (2, 11), через воплощение, страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа, ниспослание Духа Святого и устройство Церкви Божией на земле. Явление этой благодати совершает наше спасение. Но она не насильно спасает нас, а только помогает развиться лучшему, святому в нас самих: "научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке" (2, 12).

Окончательное спасение оправданных откроется с явлением "славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (2, 13), т.е. во второе и славное пришествие на землю Сына Божия для суда и воздаяния. Стих 2, 13 содержит догматическое указание Апостола на Божество Иисуса Христа.

Указав Титу на необходимость проповеди учения о спасающей благодати во Христе (2, 15) и о новых началах жизни по благодати (3, 1-3), Апостол вновь возвращается к теме о спасении по благодати Божией (3, 3-7). Все мы были некогда настолько погружены во грехи и осуждены гневом Божиим, что никогда не смогли бы сами очиститься. Только Сам Бог Отец явлением Своего человеколюбия спас нас, обвинив нас "Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа Спасителя нашего" (3, 5-6). Здесь в 3, 3-6 оказано о действии всей Святой Троицы в деле спасения грешника, почему этот текст (2, 11 - 3, 7) читается на праздник Богоявления. Во Христе мы "по упованию", т.е. в надежде, "соделались наследниками вечной жизни" (3, 7). Даром, по благодати, мы призваны к наследию, даром снабжены к этому благодатными силами, но дается оно не механически, а по мере активного усвоения благодати, почему Апостол так настойчиво и увещает уверовавших "быть прилежными к добрым делам" (3, 8).

в) Об отношении к лжеучителям (3, 8-14)

Бесполезных словопрений с противниками этого учения, т.е. с лжеучителями, следует удаляться (3, 9). Однако, если лжеучители разрушают веру в других людях, их следует строго обличать и вразумлять. Если же они после нескольких вразумлений не исправятся, то Апостол советует прекращать общение с ними, как не подающими надежды на обращение (3, 10). Такой еретик "развратился и грешит, будучи самоосужден" (3, 11), т.е. совесть его осуждает, он знает, что противится истине; тем самым он хулит Духа Святого, что не простится ему никогда.

В послесловии Апостол дает Титу ряд распоряжений относительно обеспечения его сотрудников, с тем, чтобы дать возможность верующим "упражняться в добрых делах... дабы не были бесплодны" (3, 14).

Вопросы для повторения Послания к Титу

I. 1. Какие сведения о Тите имеются в посланиях св. ап. Павла?

2. Что можно сказать о Церкви Критской?

3. Каков был повод к написанию послания Титу?

4. Какое важнейшее завещание дал ап. Павел Титу (1, 5)?

5. Какие важнейшие качества кандидата в священство указал Апостол (1, 6-9)? 6. Чему учить людей в зависимости от возраста, пола и социального положения (2, 1-10)?

II. 1. Какую главную догматическую истину заповедал ап. Павел Титу (2, 11-15; 3, 4-8)?

2. Чему научает нас благодать Божия (3, 2-13)?

3. В чем самое существенное действие благодати (3, 14)?

4. Какое участие Лиц Св. Троицы в низведении благодати Божией в мир (3, 4-6)?

5. Какая цель явления благодати Божией в мир (3, 5, 7)?

6. Как поступать с противниками истинного учения (3, 9)?

7. Как долго надо обличать еретика (3, 10-11)?

8. Чем, по указанию Апостола, должна завершаться вера (3, 14)?

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 201.