Признаки второго пришествия Господни (гл. 2, 1-14)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Апостол увещает не слушать тех, кто пытается доказать, что пришествие Иисуса Христа уже наступает. Он просит солунян не смущаться никакими уверениями, мнениями или ложными посланиями, будто от имени ап. Павла написанными, относительно дня Господня (2, 2). Есть предположение, что лжеучители распространяли ложные, панические слухи, чтобы вызвать равнодушие христиан к земным благам и самим воспользоваться ими, а если не так, то, по крайней мере, истомить христиан ожиданием и тем подорвать вообще веру в пришествие Христово (А. Иванов, Цит. соч., стр. 392).

Несмотря на таинственность и сокрытость дня Господня, Апостол указывает некоторые признаки его приближения:

а) великое отступление от веры (2, 3). Так и Господь говорил об охлаждении любви многих (Мф. 24, 12) и оскудении веры на земле (Лк. 18, 8). "Отступление" понимается здесь не как некая слабость, а как полное попрание, пренебрежение и презрение к вере, как полное оставление ее (atwstasia) - отпадение от кого-то, мятеж, измена.

б) отступление от веры создаст условия для явления антихриста (это имя не встречается у ап. Павла. Так называет его св. ев. Иоанн (1 Ин. 2, 18, 22; 4, 3 и др.). Он называется так не только потому, что будет всячески противиться Христу, но и потому, что будет полной противоположностью Христа по своим свойствам и действиям (см. 2, 4)): человека греха, сына погибели, противящегося и превозносящегося "выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2, 4). Он будет противник Христу, провозгласит беззаконие правдой, а себя самого - Богом. Его пришествие будет "по действию сатаны" (2, 9),- по силе и злому характеру его деятельности (2, 9-10).

"Кто же будет он? Ужели сатана?- спрашивает свт. И. Златоуст, и отвечает: - Нет, человек некий, который восприимет всю его силу... Не сатаною будет антихрист, а человек, сатаною обладаемый" (цит. по еп. Никанору, Толк. Апостол, ч. III, стр. 63).

На основании того, что Дан назван в Библии змием (Быт. 49, 17), заключают, что антихрист будет из колена Данова (см. у Богословского. Человек беззакония. История толкования 2 Сол. 2, 1-12, "Прав. Собеседник", 1885, ч. II, стр. 261-297).

Хотя "тайна беззакония" антихриста "уже в действии", однако время антихриста еще не наступило окончательно, он не откроется, "пока не будет взят от среды удерживающей теперь" (2, 7) ("откроется" - apokalu qhsetai , значит, его бытие мыслится и раньше (см. 1 Ин. 2, 18; 2 Ин. 7), но обнаружится во всей силе он только при подходящих условиях, каковыми будут "беззакония", "безверие и изъятие" "удерживающего" начала (2, 7)). Это таинственное "удерживающее" начало, по мнению блаж. Феодорита, есть "Божие определение", действие благодати Св. Духа, укрепляющее веру и не дающее разгула злу. Иные видят в "удерживающем" государственный строй, который тоже пресекает зло и анархию.

Когда уже никто не пожелает обращаться к Богу, тогда Господь отнимет удерживающую руку, зло разовьется - "и тогда откроется беззаконник" (2, 8) антихрист. Он будет совершать ложные чудеса, чтобы прельстить "всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2, 9) тех, которые пренебрегали своим спасением. Но "ради избранных сократятся дни" (Мф. 24, 22).

Поэтому действие антихриста будет непродолжительным,- "Господь Иисус убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2, 8). Его сатанинское обольщение будет опасно для "возлюбивших неправду", "не верующих истине" (2, 12). "И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи" ("пошлет" надо понимать как "попустит" это действие (см. также Рим. 1, 21-24). Так выражается Апостол, чтобы выразить всеведение Божие) (2, 11). В таком же смысле Божественного предведения сказал Апостол и об "избрании ко спасению" солунян, которое совершено "от начала, через освящение Духа и веру истине" (2, 13), т.е. в согласии с произволением самого человека. Значит, христианам необходимо быть неуклонными в добре, в вере и истине, "для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа" (2, 14), а не тревожиться относительно времени пришествия Его.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.