Апостол обращает внимание филиппийцев на опасность, угрожающую им от лжеучителей, требующих обрезания от христиан. Он называет их "псами", способными осквернить все святое и растерзать истинных служителей Бога; "злыми делателями" (3, 2), препятствующими распространению Евангелия, держась дел закона (см. Ис. 66, 3; Мф. 7, 6). Насколько бесполезно надеяться на дела закона в деле спасания, на плотское обрезание, Апостол показывает на себе. Будучи чистокровным евреем, из колена Вениаминова, в 3-й день обрезанным, по учению - фарисеем, по ревности - гонителем Церкви Божией (3, 4-6),- все это он ставит ни во что, когда речь идет о спасении. Ради Христа он отказывается от всех преимуществ иудейства и закона, потому что пришло большее оправдание от веры во Христа и с ним - большие преимущества.
"Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Иисуса Христа, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (3, 7-8) (тщета ( xhmia ) - наказание, убыток, вред; прежние преимущества в иудействе действительно вредят принять Христа, ибо ничего, кроме гордости и высокомерия, не дают. От них ап. Павел и отказывается, считая их "уметами"(по-славянски), по-гречески skubalon , т.е. навозом, калом, смрадным отбросам (в русском переводе - сором)).
Далее Апостол указывает, что же приобретает верующий во Христа: 1) оправдание перед Богом через веру в Него (3, 9);
2) Богопознание (3, 10); 3) соучастие в воскресении Христа через соучастие в Его страданиях и смерти (3, 10-11). Страдания, как со-страдание Христу, неизбежны для тех, кто хочет войти в славу Христову. Страданиями могут быть как внешние скорби, так и внутренняя борьба со страстьми и похотьми. Апостол не считает себя достигшим спасения, хотя и много страдает, но, "забывая заднее", т.е. свои успехи, подвиги, он простирается вперед, стремится "к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе" (3, 13-14).
Апостол предостерегает от иудействующих лжеучителей, которые и из христианства хотели сделать удобное и легкое для себя учение, оправдывающее их плотоугодную жизнь. Но они "поступают как враги креста Христова" (3, 18), потому что избегают тесного и скорбного пути крестоношения. "Их бог - чрево, и слава их - в сраме; они мыслят о земном" (3, 19) и их ожидает погибель. Апостол говорит здесь о христианах, предавшихся сытой, плотоугодной и беспечной жизни. Путь креста есть путь страданий ради Христа, сораспятия и соумирания с Ним. Именно такой жизнью верующий и утверждает свою веру в будущую жизнь, в то, что "наше жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его" (3, 20-21).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (гл. 4)
Апостол увещает филиппийцев твердо держаться благочестивого строя жизни, всегда радоваться в Господе (4, 4), осознавая, что "Господь близко" (4, 5). Пребывающий в Боге всегда радуется, хотя и ему приходится переносить скорби и терпеть много испытаний, как говорит о св. Апостолах ев. Лука: "Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие" (Деян. 5, 41). Пребывающий в Боге должен держаться того, "что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала" (4, 8-9). В таком состоянии благодушия, кротости с молитвой нисходит в душу "мир Божий, который превыше всякого ума" (4, 7). Такое состояние переживал народ израильский, когда приветствовал Христа, шедшего в Неделю Ваий в Иерусалим. Стихи (4, 4-9) установлены для чтения Апостола в этот праздник.
Апостол Павел благодарит филиппийцев за их заботу и любовь, за дела милосердия по отношению к нему, поощряя их к этому, впрочем, не для своей выгоды, а ради их духовной пользы (4, 10-19). В конце передает приветствия "от всех святых", т.е. от своих сотрудников, и благословение от Господа.
Вопросы для повторения послания к филиппийцам
I. 1. Что известно об основании Церкви в Филиппах (Деян. 16, 9-40)?
2. Указать повод, время, место написания Послания и его отличительный характер.
3. За что благодарит ап. Павел филиппийцев (1, 3-11)?
4. Почему ап. Павел говорит о своих узах и чему они послужили (1, 12-13)?
5. Как говорит ап. Павел о цели своей жизни (1, 20-21)?
6. Чему ап. Павел отдает предпочтение: жизни или смерти (1, 23-24)?
II. 1. О чем, вместо беспокойства о судьбе ап. Павла, должны беспокоиться филиппийцы (1, 27 - 2, 5)?
2. Какой пример смирения дает Апостол (2, 5-8)?
3. В чем заключается учение ап. Павла о кенозисе Христа (2, 6-8)?
4. Чем сменился кенозис Христа (2, 9-11)?
5. Какой вывод делается из догматической части (2, 12-17)?
III. 1. Какого характера были лжеучения среди филиппийцев (3, 2-3)?
2. Почему ап. Павел ставит в пример себя (3, 4-8)?
3. Как расценивает Апостол свои преимущества как еврея (3, 7-8)?
4. Что приобретает верующий во Христе (3, 9-11)?
5. Каков конец "врагов Креста" (3, 18-19)?
6. На что надеется истинный христианин (3, 20-21)?
7. Какое апостольское зачало читается в Неделю Ваий и почему (4, 4-9)?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 298.