Семейные и социальные отношении между людьми, по ап. Павлу, определяются осознанием возрожденности и обновления во Христе. Семья как малая Церковь - есть образ отношения Христа и Церкви: муж - образ Христа, а жена - образ Церкви (см. Еф. 5, 23-24). Как Церковь - тело Христово и слава Его - повинуется Ему, как Главе (Кол. 1, 24) и своему Спасителю, так и жена - слава мужа (1 Кор. 11, 7) - обязана повиноваться мужу как образу Христа и своему главе (Еф. 5, 23). Исходя из этого, ап. Павел и внушает женам повиноваться своим мужьям "в Господе", потому что это соответствует закону Божию, т.е. повиновение мужу не должно ограничивать служения жены Господу (Деян. 4, 19). Мужей Апостол увещает любить своих жен и быть к ним снисходительными, а не суровыми. Любимая мужем жена будет и повиноваться мужу, не из страха, а тоже из любви; муж же, в свою очередь, будет кроток с ней. Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом так: "муж, ты имеешь нужную власть по природе; имей же и союз по любви. Любить есть дело мужей, а уступать - дело жен" (еп. Никанор. Толк. Апостол, ч. III, стр. 538).
Апостол увещевает детей быть послушными родителям, так как это есть исполнение заповеди Божией и потому "благоугодно Богу" (3, 20). Родители должны не раздражать детей (3, 21), быть по отношению к ним спокойными, терпеливыми и справедливыми, чтобы они сохранили преданность и любовь к родителям навсегда.
Наставления рабам и господам (3, 22 - 4, 1)
Апостол повелевает рабам служить своим господам, "не как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога" (3, 22). Хотя раб по плоти зависит от господина, но по духу жизни он -сын Божий, которому уготовано великое наследие на небесах, ради которого стоит переносить временные страдания. Если раб верно служит господину, то ему уплатит за все Господь и его рабство будет ему уже путем в жизнь вечную. Раб, исполняющий свою повинность подневольно, и остается рабом, а раб, исполняющий все "как для Господа" (3, 25), с свободным произволением, - уже не раб, ибо внутренне он свободен.
Апостол призывает и господ поступать с рабами справедливо, взаимно ценя их труд (4, 1), памятуя, что господа не останутся не наказанными за несправедливое или бесчеловечное отношение к слугам и нерадение о меньших братьях своих. Все одинаково дадут ответ Богу той мерой, какой мерили сами...
Увещание к молитве и бодрствованию (4, 2-6)
Апостол призывает быть постоянными в молитве, "бодрствуя в ней с благодарением" (4, 2), т.е. постоянно за все благодарить Бога. Апостол просит также молиться о нем самом и о его сотрудниках, чтобы Господь помог им проповедовать и утверждать Евангелие, с успехом и славой "возвещать тайну Христову" (4, 3). Для нас очень поучителен этот призыв ап. Павла: если он имел нужду в молитве братии, то сколь больше нуждаемся в общей, друг за друга молитве мы, и как не должны надеяться только на свои слабые молитвы.
Апостол научает колоссян обходиться с неверующими благоразумно, сообразуясь со временем (4, 5), т.е. говорить с учетом состояния слушателей и так, чтобы это было достойно звания христианина, назидательно: "Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью" (4, 6). Так и Спаситель заповедал нам: "будьте мудри, как змии, и кротки, как голуби" (Мф. 10, 16), т.е. не подавайте никогда повода уловить вас или обвинить в слове; "соль" - это благоразумие, мудрость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (4, 7-18)
В заключение Апостол говорит колоссянам, что остальные вопроси они смогут разрешить при личной встрече, когда явятся к ним Тихик и Онисим, с которыми им и посылает свое Послание. Апостол Павел передает приветствия от своих сотрудников, среди которых находился Марк, племянник Варнавы, и Лука, впоследствии евангелисты, а также Епафрас, который прибыл к Апостолу и принес известия о Церквах фригийских. Апостол дает также распоряжение прочитать Послание в Лаодикийской Церкви и взаимно обменяться посланиями (4, 16) (под посланием "из Лаодикии" надо понимать какое-нибудь из посланий, написанных ап. Павлом в Фригию. Это могло быть или послание к Ефесянам (см. А. Иванов, Руководство, стр. 370), или к Филимону, жителю Колоссы (см. Н. Розанов, Обозрение посл. св. Апостолов, М., 1886, ч. II, стр. 58)). Приветствие приписано самим ап. Павлом.
Вопросы для повторения Послания к Колоссянам
I. 1. Что послужило поводом к написанию послания к Колоссянам и в чем его цель?
2. Указать время, место написания, главную тему и разделение по содержанию.
3. Что говорится во вступительной части (1, 1-8)?
4. Какую молитву и почему возносит ап. Павел (1, 9-10)?
5. Как изображает Апостол величие Иисуса Христа как Сына Божия, Творца мира, Промыслителя, Главы Церкви (1, 12-23)?
6. Как объяснить стих 1, 24?
7. Какую тайну возвещает Апостол (1, 26-29)?
II. 1. Что надо знать, прежде чем защищать истину (2, 1-3)?
2. В чем состояла философия и лесть колосских лжеучителей (2, 8)?
3. Как учит истинная философия о Христе (2, 9)?
4. Что приобретает христианин во Христе (2, 10-15)?
5. В каком образе изображает Апостол грех и нашу виновность (2, 11-15)?
6. Против каких заблуждений предостерегает Апостол (2, 16-23)?
III. 1. Как увещает к святости жизни ап. Павел (3, 1-7)?
2. Какие дела ветхого человека должен отложить христианин (3, 8-9)?
3. В чем состоит облечение в нового человека (3, 10-14)?
4. Какие средства возрастания в христианской жизни (3, 15-17)?
5. Какие наставления дает Апостол относительно семейной жизни (3, 18-21)?
6. Какие наставления даются рабам и господам (3, 22 - 4, 1)?
7. Какая должна быть наша молитва (4, 2-3)?
8. Каким должно быть наше "слово" (4, 5-6)?
9. Какие распоряжения относительно послания передал Апостол (4, 7-18)?
ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ
Основание Церкви в Филиппах
Филиппы - древний город в Македонии, носящий имя отца знаменитого Александра Македонского. Церковь в Филиппах основана св. ап. Павлом во время второго миссионерского путешествия (52-54 гг., Деян. 18, 9-40). Ап. Павел, сопровождаемый Лукой, Силой и Тимофеем, прибыл сюда из Троады по приглашению некоего мужа Македонянина, явившегося ему в видении (Деян. 16, 9). В Филиппах, в местном молитвенном доме, принадлежавшем иудеям, Апостол начал свою первую проповедь на европейском континенте. Новое учение успешно вселялось в сердца людей, но исцеление одной бесноватой служанки, доставлявшей прорицаниями доход своим господам, вызвало их вражду и негодование толпы. Апостолы были заключены в темницу, но Господь чудесно освободил их, а темница сделалась местом успешной проповеди. Устрашенный землетрясением, темничный страж уверовал и крестился со всем домом своим (Деян. 16, 33), а апостолы были отпущены на свободу.
Во время третьего путешествия ап. Павел, вынужденный спасаться бегством из Ефеса, дважды проходил Македонию по пути в Коринф и обратно, останавливаясь также в Филиппах (Деян. 20, 1-6). К Филиппийцам у Апостола были самые нежные чувства. "Мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой" (Фил. 4, 1),- называет их Апостол. Филиппийцы постоянно заботились о благосостоянии Апостола, доставляя ему вспоможение в Фессалонику (Флп. 4, 16), Коринф (2 Кор. 11, 8) и даже в Рим, когда он находился в узах (Флп. 4, 18).
Повод к написанию Послания
Узнав о тяжелых обстоятельствах ап. Павла во время первых римских уз, филиппийцы собрали денежное вспоможение, послав его к Апостолу через Епафродита, его сотрудника. Кроме радости, Епафродит принес и некоторые огорчения. В частности филиппийцы беспокоились насчет судьбы ап. Павла, даже впали в малодушие, сомнение и тяжелые раздумья относительно самой гонимой веры Христовой. Апостол узнал также о тщеславии и любопрении отдельных членов Церкви, о смутах от иудействующих лжеучителей, о плотском образе жизни. Всё это возбудило ревность Апостола и расположило его написать послание, которое он и отправил с тем же Епафродитом.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.